Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Социология arrow Влияние процессов глобализации на изменение социокультурных ценностей российской молодёжи

Глобализация как фактор изменения социальных ценностей российской молодежи. Роль США в данном процессе

Культурная глобализация проявляется в формировании глобализированных однородных средств массовой информации, литературы, искусства, кинофильмов, поп-культуры, компьютеров, факсов, Интернета, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения, распространения наркобизнеса, незнающего границ и национальностей. Это наносит огромный вред развитию и воспитанию детей и молодежи.

Молодежь - это не только социально-возрастная группа населения в возрасте 14-30 лет, это объект национально-государственных интересов, поскольку она является стратегическим ресурсом развития страны.

С развитием процессов глобализации часто связывают такие понятия, как «американизация», «макдональдизация». Интересно, что о глобализации впервые заговорили именно американцы. Термин «глобализация» впервые вышел из-под пера американца Т. Левитта в статье, опубликованной в 1983 году журналом «Гарвард бизнес ревью». Он обозначил этим словом экономический феномен слияния рынков многонациональных корпораций. В 1990 году другой американец из Гарвардской школы бизнеса К. Омэ опубликовал книгу «Мир без границ», в которой придал этому понятию более широкое значение. Сегодня даже самые яростные либералы на Западе, в том числе в Европе, признают американоцентричность глобализации.

Установление нового мирового порядка приводит к американизации мира. Об этом не устают на протяжении последних десятилетий говорить один за другим Президенты США. Вот выдержки из «Стратегии национальной безопасности США для нового столетия», одобренной Администрацией Б. Клинтона. «В настоящий момент Соединенные Штаты призваны играть руководящую роль - быть организатором сил мира и прогресса, направлять стихийные процессы мировой экономики в позитивное русло, способствовать нашему процветанию, укреплять наши идеалы и ценности, создавать гарантии нашей безопасности». «Мы должны быть готовы к тому, чтобы использовать все необходимые инструменты национальной мощи для оказания влияния на те или иные действия других государств и негосударственных объектов национальных отношений... Мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству» [5], [11].

Профессор Ильинский так говорит об этой проблеме: ««Новый порядок» в России устанавливается без концлагерей и ГУЛАГов, а с помощью долларизации, средств массового оболванивания, поп-культуры, информационного террора, с помощью образования по рецептам Мирового банка, который все более готовит «специалиста» к работе и все менее - человека к жизни, появления новых поколений, которым наплевать на государство и Отечество. Глобализация в том виде, как ее проводят ныне США, ЕС и ТНК - это стратегическая ошибка. Если в ее результате и устанавливается «новый порядок», то это «запутанный порядок» [7].

На более общем уровне «американизация» - просто термин для описания влияния Америки и ее норм, ценностей, структур и институтов на остальной мир. Макдональдизацию многие авторы характеризует как процесс, обладающий четырьмя особенностями: эффективностью, предсказуемостью, упором скорее на количество, чем на качество и контролем посредством замены человеческих технологий унификацией операций. Все эти особенности переносятся в современном обществе на многие сферы жизни, начиная от ресторанов быстрого питания и заканчивая снятием денег по кредитным карточкам.

Это не могло не сказаться на молодежи, которая является слоем, наиболее подверженным воздействию как позитивных, так и негативных факторов глобализации. В связи с этим доминирующей в культуре становится тенденция к единообразию. В связи с языковой глобализацией актуализируется проблема взаимодействия языков, формируется общепринятый разговорный язык - английский.

Компьютерные технологии разносят одни и те же программы по свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

Глобализация характеризуется распространением информационных технологий. Одно из технических нововведений современного общества - телевидение, которое является мощнейшим фактором глобализации. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телевидение может глубоко воздействовать на его способ мышления и обусловливать поступки. В связи с этим у молодых людей формируются зачастую неверные представления о жизни. Об этом говорят увеличение молодежной преступности, снижение возрастного порога вступления в половую жизнь, формирование новых жизненных стандартов. Использующее рекламу телевидение зарекомендовало себя идеальным средством стимулирования и манипулирования. Положительной стороной современного ТВ является наличие разнообразного учебного материала в специальных и образовательных передачах, расширение кругозора, возможность формирования своей позиции по тому или иному вопросу.

С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования. Глобализация прежде всего вызывает осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости».

Согласно социологическому опросу, проведённому Н.Д. Сорокиной среди студентов МГУ, безусловного лидера российского образования, 24 % респондентов заявляют о желании обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. Подобный опрос был проведён автором среди учащихся 9 классов МОУ СОШ № 1 г. Зея. Было опрошено 62 человека. Подробнее с полученными результатами можно ознакомиться в Приложении 2. Данные опроса подтверждают показатели опроса Н.Д. Сорокиной. О желании обучатся за границей заявляют 43,5 % опрошенных учащихся 9-х классов. (Приложение 2, рис. 2) Для 43,4 % молодых россиян (по исследованиям автора - 50% учащихся 9 классов МОУ СОШ № 1 г. Зеи) барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 56% (авторские данные - 33,9%)- несовершенное владение иностранными языками, для 41 % (64,5 % девятиклассников МОУ СОШ № 1)-- недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе (Приложение 2, рис. 4). Респонденты отмечают наличие иных социокультурных стандартов, а также трудности в повседневном общении. Позитивно настроенная на участие в глобальном образовательном процессе молодежь не готова к осуществлению своих жизненных стратегий. Такое расхождение позиционирует состояние неудовлетворенности, когда молодой человек критически оценивает состояние системы образования, но становится сторонним наблюдателем, ссылаясь на невозможность в российских условиях реализовать собственные жизненные амбиции.

В целом молодежь полагает, что уровень ее жизни значительно ниже, чем у зарубежных сверстников (62 % - по данным Н.Д. Сорокиной, 66,1% - по данным автора), хотя по ценностным ориентациям различия признаются незначительными (Приложение 2, рис. 5). Молодые люди слабо осведомлены о проблеме глобализации. Опрос респондентов показал, что 55 % молодых людей (64,5% - данные автора) считают наиболее значимыми проблемами глобализации экологические. На втором месте по значимости находятся политические проблемы, связанные в основном с положением России в современном мире, их отмечают 44 % респондентов (45,2% - данные автора). Для 29, 6 % (37,1%- данные автора) наиболее близки культурные проблемы, отношения, наступление массовой культуры и сохранение отечественных культурных ценностей; 27,4% (9,7%) - научно-технические и 24 % - гуманитарные (Приложение 2, рис. 7). В восприятии молодого поколения утвердился образ России как бедной или, в лучшем случае, развивающейся страны, что подкрепляется неясностью глобализационных перспектив российского общества и его влияния на процесс глобализации.

Огромным достижением глобализации молодежь считает развитие мировой информационной сети (Интернета). Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его пользователями в основном являются молодые люди, как наиболее восприимчивые и легко осваивающие различные технические нововведения. Влияние Интернета как последствия глобализации, конечно, шире, чем непосредственного пользования. Для молодых россиян пользование им является таким же признаком «символического потребления» и «жизненного комфорта», как собственный автомобиль или путешествие за границу. Это создает дистанцирование Интернета в стратегиях молодежи от сферы образования. К нему в 65 % (50,5% - по данным авторского опроса) случаев обращаются для удовлетворения не познавательных или профессиональных потребностей, а других, прежде всего досуговых целей [9]. (Приложение 2, рис. 9)

Положительным фактором Интернета является его терапевтическое воздействие. Круг общения человека расширяется, причем часто это общение эмоционально окрашено. Участниками виртуальных коммуникаций (особенно молодежью) «малой кровью» приобретается жизненный опыт, который усваивается в концентрированном виде. Сложно умалить значение виртуальных контактов и для людей с разнообразными комплексами. Существуют также и негативные последствия Интернета. Дружба и любовь в виртуальности требуют от молодых людей несравненно меньших моральных и материальных затрат и ответственности, чем в реальной жизни. Это ведет к различным видам «интернет-зависимости». Интернет открывает доступ к негативным явлениям, облегчает поиск наркотиков, формирует различные психические патологии у пользователей. Кроме того, в киберпространстве имеют место компьютерная преступность, вандализм, другие негативные явления, включая политический экстремизм.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее