Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Информатика arrow Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе студенческой поликлиники в условиях университетского комплекса

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе студенческой поликлиники в условиях университетского комплекса


Использование современных информационных и коммуникационных технологий в работе студенческой поликлиники в условиях университетского комплекса

Вопрос сохранения и восстановления здоровья учащейся молодежи является одной из приоритетных задач российского здравоохранения. По некоторым данным официальной статистики до 30 % выпускников ВУЗов профессионально непригодны из-за низкого уровня здоровья. Поэтому медицинский аспект подготовки кадров с охватом 16 факультетов и более 100 специальностей в условиях многопрофильного ВУЗА с использованием современных информационных технологий в поликлинике как никогда актуальна.

Информационные ресурсы здравоохранения - самый ценный, динамичный и объёмный вид медико-производственных ресурсов, где требования к точности и оперативности полученной медицинской информации особенно высоки. Без сомнения, информационные технологии способны оптимизировать процессы получения, хранения и предоставления медицинских данных. В России практикующий врач сталкивается с проблемой традиционного бумажного документооборота, низким уровнем использования ИКТ на рабочем месте, отсутствием персональных компьютеров с возможностью выхода в Интернет прямо со своего рабочего места, отсутствие профессиональных русскоязычных информационных ресурсов. Традиционный документооборот на бумажных носителях отличается медленной работой и большой вероятностью ошибок. Медицинские же записи ведутся в виде «человекочитаемого» текста, рассчитанного на прочтение, обработку, оценку и анализ именно человеком, медицинским сотрудником, использующим для этого свой опыт, специальное образование.

Создание эффективной системы здравоохранения невозможно без формирования инфраструктуры единого информационного пространства. С этой целью разработан программно-аппаратный комплекс по организации автоматизации документооборота как внутри ЛПУ, так и между субъектами ОМС. Реализация программы возможна только в едином информационном пространстве всех участников системы здравоохранения и ОМС, организованной как в виде компьютерной сети, так и с помощью обмена информацией на магнитных носителях между заинтересованными сторонами.

Программно-аппаратный комплекс запрашивает данные о больном в территориальном регистре застрахованных лиц, после чего данные о пациенте выводятся на экран монитора. Время обслуживания одного пациента в регистратуре не превышает 1,5 минуты, что позволяет практически полностью ликвидировать очереди. Создатели гарантируют точность идентификации личности больного и отсутствие ошибок при заполнении паспортной части "Талона амбулаторного пациента". С помощью подобной технологии автоматизированы службы: "Регистратура", "Информационно-аналитический отдел", "Лаборатория", "Иммунологический кабинет", базы медицинской, фармацевтической, экономической, финансовой информации, электронных аналогов медицинской документации (истории болезни, медицинские карты амбулаторных больных, карты вызова скорой медицинской помощи), автоматизации рабочих мест врачей и других медицинских работников (АРМ), экспертных систем, электронных изданий медицинской научной и учебной литературы, телемедицинских и Интернет - технологий - всего около двух десятков баз данных [2].

Однако разработчики электронных приложений для здравоохранения столкнулись с проблемой обработки больших объёмов информации, характеризующихся сложной логикой и структурой. Автоматизированная же обработка информации выдвигает дополнительные требования к ведению медицинской информации, а именно к ее формализации, кодированию, криптографической обработки [3].

Очевидно, что для создания современных информационных технологий в медицине необходимо активное и непосредственное участие пользователей (врачей-специалистов, руководителей-организаторов лечебно-диагностического процесса в медицинском учреждении), являющихся квалифицированными специалистами в конкретных областях знаний. Только специалист-эксперт наиболее полно и квалифицированно может охарактеризовать выполняемую работу, дать исчерпывающее описание входной и выходной информации.

Однако наличие базы данных о пациентах без эффективных способов доступа к ней теряет свои преимущества и не способствует повышению качества медицинского обслуживания. Традиционные средства - ПК и ноутбуки - зачастую неудобны для врача, так как его работа связана с перемещениями по территории больницы. Между тем, интегрированные ИТ решения для врачей в виде карманных персональных компьютеров (КПК) с операционными системами Windous Mobile, Symbian, Android сотовых телефонов с функцией передачи данных, смартфонов, представляют собой универсальные терминальные устройства. Это специализированные планшетные компьютеры снабжeны необходимым минимумом органов управления и широкими коммуникационными возможностями, включая беспроводные технологии. Кроме того, эти приборы оборудуются устройствами ввода для обновления данных о пациенте в процессе лечения, например, встроенным фотоаппаратом. Врач имеет возможность оперативного доступа к общей базе данных лечебного учреждения, объединяющей медицинские сведения всех подразделений поликлиники. Это позволяет врачу проводить лечение, имея необходимую информацию, например, результаты анализов, кардиограмм или рентгеновских снимков - всё можно получить на месте в электронном виде. Медицинские приложения КПК в режиме off-line позволяют чтение справочного материала, получение информации из больничных баз данных, электронную выписку рецепта, решение административных задач. Другая группа приложений использует возможность радиоканала КПК или смартфона для связи с сервером медучреждения.

Особый интерес привлекают технологии электронных историй болезни и электронных медицинских карт, электронно-цифровой подписи, систем электронного документооборота [4,5]. В планах создателей электронные медицинские карты будут представлять «сертификат здоровья», содержащий полную информацию - идентификационные (паспортные) и основные медицинские данные каждого россиянина. Медицинские данные включают информацию о сделанных прививках, перенесённых травмах, клинические данные (диагнозы, группу крови и т.д.). Для детей планируется ввод данных о социальном статусе (полная или неполная семья), а так же психолого-педагогический статус. Важнейшей функцией электронных медицинских карт является учёт числа и характера представленных пациенту медицинских услуг, а так же их стоимости. Возможно использование подобного документа при проведении взаиморасчётов между лечебными заведениями или аптеками с одной стороны, и страховыми компаниями, пенсионными фондами с другой.

Создание систем ведения ЭМК, в которых в том или ином виде реализуются структуры, предложенные в стандартах ISO 13606 и ISO 27392, или которые обеспечивают обмен данными ЭМК на основе этих стандартов, является достаточно трудоемким и требует высокой квалификации разработчиков. Поэтому в 2006 году в США был выпущен стандарт ASTM E2369, известный также как стандарт CCR (Continuity of Care Record) [3].

Примерами серийных электронных медицинских карт могут служить медицинские информационные системы "Электронная история болезни" (для стационара) и "Электронная медицинская карта" (для поликлиники), которые позволяют иметь все необходимые врачу сведения о пациенте [4]:

  • · перенесенные заболевания;
  • · проведенные медицинские исследования и их результаты;
  • · оказанные медицинские услуги и т.п.

Оформление медицинской карты осуществляется с максимальным наполнением и детализацией, причем быстрее, чем авторучкой (при условии написания авторучкой того же объема информации). Детализированная структурированная ЭМК - это универсальный «инструмент» обработки постоянно растущего объема медицинской информации и «усилитель» возможностей врача, заведующего отделением, главного врача и организатора здравоохранения, а также эффективное средство поддержки принятия решений в части оптимизации расходов и экономии используемых ресурсов.

Степень необходимой детализации может регулироваться на всех уровнях:

  • · на федеральном и региональном (при безусловном условии разработки соответствующих стандартов информационного обмена);
  • · на уровне ЛПУ (при утверждении внутренних стандартов);
  • · на каждом рабочем месте.

Значителен объем профессиональных знаний, необходимых для успешной работы врача. За последние несколько десятилетий произошёл огромный скачок знаний по отдельным медицинским направлениям, были созданы совершенно новые разделы медицины (генетика, иммунология и ряд других), что привело к информационному взрыву. Однако, Интернет по данным ряда авторов, в профессиональной деятельности регулярно используют лишь 15 % врачей. Существуют предпосылки к созданию систем поддержки врачебных решений путём приближения к профессиональным информационным ресурсам (информационно-справочным системам и тематическим форумам). Это образует среду беспрерывного образования врачей посредством регулярного мониторинга последних достижений в области медицины и фармацевтики.

В рамках приоритетного национального проекта получила поддержку идея создания электронной медицинской библиотеки. Очевидно, что перевод справочной медицинской информации в электронную форму может облегчить процесс поиска необходимой информации, овладевать современными достижениями медицины.

Согласно «Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации» и плана её реализации, дистанционные обучающие технологии в медицине включают:

  • · повышение квалификации и профессиональную подготовку врачей и медицинских сестёр;
  • · тьюторство - использование интерактивного контроля за действиями обучаемого во время проведения диагностических исследований или хирургических операций;
  • · работу с заочными аспирантами и докторантами;
  • · научно-практические семинары для оперативного обмена информацией о новых методах диагностики и лечения;
  • · тренинг пользователей при освоении новых медицинских методов и информационных технологий.

Созданные автоматизированные справочно-консультативные экспертные системы позволяют врачу получить интерпретацию клинико-лабораторных данных конкретного пациента, благодаря чему осуществляют индивидуальное консультирование. Именно эта способность определяет уникальность работы данных систем.

В связи с расширением базы данных становится актуальным вопрос об информационной безопасности. Медицинские данные являются закрытой информацией, их использование регулируется существующим законодательством в отношении хранения данных пациентов. По некоторым данным, на сегодняшний день 90% крупных учреждений зафиксировали попытку проникновения в свои информационные системы. Данная проблема решается благодаря принятым нормативным актам, регламентирующим разработку, сопровождение и использование ИТ [1]. Обеспечение заданного уровня информационной безопасности определяется тремя векторами - конфиденциальностью, целостностью и доступностью данных. В то же время, повышение уровня безопасности вызывает необходимость возрастания всех этих составляющих, что в свою очередь может негативно сказаться на скорости и надежности работы программного обеспечения. На текущий момент защита личных данных в медицинских информационных системах представлена двумя базовыми аспектами. Первым из них является этический (профессиональный) аспект взаимодействия врача и пациента, который регулируется нормами врачебной этики и законом о защите личных данных пациентов. Второй аспект представляет собой защиту информации в медицинской системе с технической точки зрения, т.е. создание адекватных механизмов защиты данных непосредственно в рамках программно-аппаратного комплекса информационной системы.

В соответствии с концепцией создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИС) во всех ЛПУ предусмотрено внедрение современных компьютерных технологий, упрощающих маркетинговую коммуникацию с пациентами. Основная цель ЕГИС - необходимость обеспечить информированность пациентов по всем вопросам, связанным с получением медицинских услуг, и в том числе - с выбором ЛПУ. Основой для ее решения должны стать вебсайты первичного звена здравоохранения. В связи с этим перед главными врачами ЛПУ стоят комплексные задачи в области медицинских информационных систем, продвижения услуг первичной медицинской помощи и построение коммуникаций с целевой аудиторией в интернет-среде [6].

Таким образом, разработка информационных технологий, поддерживающих интеллектуальную деятельность врача на рабочем месте представляется чрезвычайно актуальной и своевременной, что определяется объективными процессами, характеризующими современное состояние медицины.

Список литературы

  • 1. Андреева, И.Л. Клинико-экономическая информационная система мониторинга способных к правовой охране результатов научной медицинской деятельности. Свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ от 20 марта 2009 г. № 2009611564/ И.Л. Андреева, А.Н. Гуров, С.А. Зуев// Официальный бюллетень - Программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем.- М.: .ФГУ ФИПС.-2009. -№ 2 (67).- С. 368
  • 2. Гусев, А.В. Обзор решений «Электронная регистратура»/ А.В. Гусев// Журн. «Врач и информационные технологии» №6 2010, С.4-15.
  • 3. Емелин, И. В. О стандартизации структуры электронных медицинских данных/ И.В. Емелин, Б.В. Зингерман, Г.С. Лебедев//Журн. «Информационно-измерительные и управляющие системы».-2010.- №12, т.8.- С. 18-24.
  • 4. Зингерман, Б.В. Проблемы определения ключевых терминов медицинской информатики/ Б.В. Зингерман, И.В. Емелин, Г.С. Лебедев //Информационно-измерительные и управленческие системы. --2009. -- № 12. -- С. 15-22.
  • 5. Павлов, В.В. Проблемы и ошибки при внедрении и использовании МИС/ В.В. Павлов, А.В. Закамсков, З.Б. Рахманова// «Информационно-измерительные и управляющие системы».-2010.- №12, т.8.- С. 82-85.
  • 6. Тарасенко, Е. А. Вебсайт государственного ЛПУ как не денежный фактор в формировании спроса на медицинские услуги: проблемы и перспективы: материалы XII Ежегодной специализированной конф. и выставки «Информационные технологии в медицине» и Всероссийского совещания службы медицинской статистики, 13--14 октября 2011 г. - Режим доступа: http://itm.consef.ru/main.mhtml?Part=98
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее