Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Медицина arrow Концептуальная модель нового лечебно-хозяйственного механизма в первичном звене здравоохранения

Концептуальная модель нового лечебно-хозяйственного механизма в первичном звене здравоохранения


Концептуальная модель нового лечебно-хозяйственного механизма в первичном звене здравоохранения

В этой статье рассмотрены основные принципы концептуальной модели нового лечебно-хозяйственного механизма в первичном звене здравоохранения Республике Казахстан.

Одна из важнейших задач реформирования в здравоохранении - повышение эффективности деятельности медицинских учреждений. Решение этой задачи возможно осуществить с внедрением нового лечебно-хозяйственного механизма, предусматривающего конструктивные изменения в структуре управления, планирования, финансирования, контроле качества оказания медицинской помощи во всех лечебных учреждениях с активным участием в этих вопросах работников всех подразделений.

Внедрение принципов нового хозяйственного механизма в сложившуюся систему здравоохранения связано с необходимостью обоснования конкретных структурных подходов, т.е. целесообразности проведения этой работы с учетом целостности системы медучреждений. Уровень областной или городской многопрофильной больницы более всего подходит для осуществления экономических преобразований, так как именно этот уровень в структуре здравоохранения располагает реальной финансовой и ресурсной возможностью для решения поставленных задач. Кроме того, областная больница выполняет координирующие функции в данном территориальном образовании, проводит активную лечебно-профилактическую деятельность. В последующем целесообразно доведение новых организационных подходов и принципов нового хозяйственного механизма до первичных периферийных лечебных учреждений, в том числе и частных [1].

Целью перевода медучреждений области на принципы нового лечебно-хозяйственного механизма является более полное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах при сохранении государственного характера, профилактической направленности, бесплатности, единства медицинской науки и практики, обеспечении реальных гарантий и доступности квалифицированной медицинской помощи всем группам населения региона.

Принципиальные изменения в организационной деятельности учреждений здравоохранения в новых условиях заключается в следующем:

· перенесение акцента на управлении здравоохранением с отраслевой на территориальный принцип;

· базовой структурной единицей всей системы здравоохранения становится многопрофильная областная больница;

· соотношения структурных подразделений всех уровней основываются на экономически эквивалентных принципах;

· сочетание бюджетного, "тарифного" и страхового финансирования с развитием платных медико-оздоровительных услуг населению, выполнение лечебно-профилактических работ по договорам с предприятиями, организациями, учреждениями;

· введение в практику работы межучрежденческих и внутриучрежденческих товарно-денежных отношений, при которых взаимные расчеты между учреждениями и внутри учреждения производятся на основе трудового вклада по видам услуг с учетом их сложности и уровня медицинской оснащенности;

· оплата труда работников учреждений здравоохранения и их материальное стимулирование осуществляется в зависимости от количества и качества труда, личного вклада каждого работника в достижение конечных результатов - излечение больных;

· разработка и внедрение более совершенной системы контроля за качеством и эффективностью работы, при которой используются не только показатели конечных результатов и медицинские технологии-стандарты, но и социологические методы анализа;

· широкое применение электронных систем анализа больших массивов информации в здравоохранении, полной компьютеризации в процессе решения задач отрасли [2].

Новый хозяйственный механизм еще острее ставит вопрос о совершенствовании амбулаторно-поликлинической работы, о подготовке высококвалифицированных специалистов, особенно врачей общей практики и семейных врачей. медицинский здравоохранение лечебный

Внедрение принципов нового лечебно-хозяйственного механизма в работу медучреждений предполагает четкую увязку единиц измерения труда с текущей деятельностью коллектива медработников с конечной целью отрасли, т.е. полным оздоровлением населения. Поэтому эффективность труда врачей целесообразно оценивать по сдельным принципам - за излеченного больного, одновременно оценивая их профилактическую деятельность.

Одним из конструктивных элементов нового лечебно-хозяйственного механизма является прямая и обратная активная взаимосвязь "врач-пациент". Из этого следует, что затратные статьи должны строго контролироваться и ориентировать медработников на оптимальное использование своих возможностей. Более полную картину состояния этого вопроса раскрывает калькуляция себестоимости и определение стоимости пролеченного больного дифференцированно по категориям сложности, по определенным временным интервалам [3].

На первом этапе перехода областной больницы на новый лечебно-хозяйственный механизм выполняется расчет стоимости медицинских услуг: для стационара стоимость одного пролеченного больного по категориям сложности; для консультативной поликлиники число консультативных и диагностических исследований с учетом коэффициента сложности случая поликлинического обслуживания (СПО); для ОЭП КМП стоимость вызова дифференцированного по категории сложности. Расчет стоимости параклинических служб ведется по фактической стоимости услуг в зависимости от их сложности [4].

За основу определения затрат на пролеченного больного по категориям сложности лечения принимаются среднестатистические показатели себестоимости затрат по излечению основных видов заболеваний за последнее время. Методика расчета заключается в определении калькуляции затрат отделений областной больницы с последующим перерасчетом на одного больного в сутки. Полученные расходы на одного больного в сутки в соответствующих отделениях умножается на среднюю длительность лечения, установленную в зависимости от вида и категории сложности заболевания.

Для более достоверного определения себестоимости излечения больных важно обеспечить взаимодействие работников бухгалтерии, планово-экономического отдела, методистов, завотделений, работников административно-хозяйственной части и других служб при разработке нормативной базы стоимости и трудоемкости внутрибольничных услуг. Эти данные следует непрерывно вводить в электронную нормативную базу, заменяя тем самым устаревшие.

В результате трудоемкость и себестоимость излечения больных будет определяться в любой момент, за любой период времени в зависимости от колебания цен на рынке.

Предлагаемая методика позволяет более точно и оперативно определять стоимость излеченного пациента, в зависимости от вида и тяжести заболевания с учетом пола и возраста. Также осуществлять группировку этих показателей по различным признакам, например, долю экономического вклада отделения, долю рыночных колебаний цен на медикаменты и т.д., а так же стоимость излечения всех болезней вместе взятых. Возможности компьютерных программ позволяют определить экономические характеристики лечебной деятельности учреждений здравоохранения в любой момент и за любой срок. Таким образом, принципы нового лечебнохозяйственного механизма могут быть внедрены на основе точного количественного анализа деятельности медучреждений. Коллективы медицинских работников получили возможность устанавливать связь между их повседневной деятельностью и конечными экономическими результатами.

В последующих этапах целесообразно составить калькуляции трудоемкости и себестоимости излечения от всех видов заболеваний. В период, пока таких оснований не будет в достаточном количестве, целесообразно трудоемкость и себестоимость излечения больных определять экспертно на основе коэффициента трудоемкости конкретного заболевания по отношению к аналогичному заболеванию, уже известному по своей трудоемкости и ценностным параметрам. Коэффициент трудоемкости и длительности излечения должна оценивать экспертная комиссия больницы. Однако дальнейшее углубление товарно-денежных отношений предполагает более точные расчеты трудоемкости и себестоимости заболеваний по таким признакам, как возраст, пол, региональные особенности и т.д., на основе этих данных и строятся внутрибольничные товарно-денежные отношения с полной реализацией требований экономического закона распределения по труду.

Наиболее подготовленными для новых экономических отношений, на наш взгляд, являются стационары. Поэтому внедрение принципов нового лечебно-хозяйственного механизма на начальном этапе целесообразно проводить в одном из стационарных учреждений с последующим использованием наработанного опыта в качестве нормативной базы, для обучения всех работников здравоохранения региона. Целью эксперимента является поиск и апробация новых форм и методов управления, ориентированных на повышение качества обслуживания, обеспечение доступности лечения независимо от места проживания, развитие активной обратной связи, предлагающей право свободного выбора не только врача, но и учреждения, а также установление экономической ответственности за качество обслуживание населения, что должно действенно повлиять на повышение квалификации и инициативности медицинских работников, ускорение внедрения достижений научно-технического прогресса в лечение больных.

Предложенная концептуальная модель нового лечебно-хозяйственного механизма в первичном звене здравоохранения предполагает на первом этапе делегировать функцию распределителей финансовых средств от амбулаторно-поликлинических учреждений - стационарным. Опыт показал, что конкуренция между поликлиниками и стационарами за каждого больного приводит к необоснованному задержанию больных на амбулаторном режиме, а это, в свою очередь, ведет к нежелательным осложнениям и, в конечном счете, усугубляет состояние здоровья, увеличивает стоимость лечения, сроки излечения. Финансирование поликлиник и стационаров на начальном этапе перехода на новый лечебно-хозяйственный механизм целесообразно производить по сложившимся нормативам за последние 3-4 года лечебной деятельности. Резервы эффективности использования труда медработников следует искать внутри этих нормативов за счет рационализации затратных статей [5].

Второй этап внедрения нового лечебно-хозяйственного механизма предусматривается в том случае, когда его основные принципы отрабатываются во всех стационарных учреждениях региона. Только при наличии достоверных цен на излечение больных от всех видов заболеваний и других медицинских услуг поликлиника сможет правильно распределить бюджет по главным направлениям в целях снижения заболеваемости за счет эффективной профилактики. Поэтому, на наш взгляд, даже в условиях рынка цены на услуги учреждений здравоохранения, в отличие от плавающих цен на другие услуги, должны быть твердо фиксированными на 1-го жителя в год. Другими словами, цены на медикаменты, медицинское оборудование, материалы, энергию и другие статьи себестоимости медицинских услуг должны входить в зону особого регулирования и страховаться от случайных отклонений за счет средств местного бюджета [6].

Наиболее сложная часть нового лечебно-хозяйственного механизма - это распределительные отношения. Они должны стимулировать медработников к наиболее полному раскрытию способностей и более эффективному труду на основе высоких гарантий социальной справедливости и максимальной реализации требований экономического закона распределения по труду. Распределение поступивших на расчетный счет больницы финансовых средств должно осуществляться не по сметам отделений, составленными на основе штатного расписания и должностных окладов, а исходя из количества пролеченных в отделении больных и рассчитанной стоимости их излечения по видам болезни, т.е. на основе трудового вклада каждого подразделения. Внутри коллективов подразделений распределение средств должно осуществляться на основе минимальных гарантированных ставок и дополнительной оплаты - распределение приработка за определенный период времени по коэффициенту трудового участия (КТУ). Для этого необходимо, во-первых, перейти от повременной оплаты труда врачей на сдельные принципы. Во-вторых, распределительные отношения, как нового лечебно-хозяйственного механизма, должны пополняться инициативой и активной деятельностью медперсонала. В этой связи необходимо отработать механизмы перехода на демократическое самоуправление, гарантирующее социально-справедливые распределительные отношения [7].

При разработке модели нового лечебно-хозяйственного механизма для первичных звеньев сферы охраны здоровья было учтено, что в перспективе вся система здравоохранения будет функционировать в условиях рыночной экономики. Поэтому внедрение нового лечебно-хозяйственного механизма управления медицинскими учреждениями рассматривается нами как этап для подготовки к вступлению в более жесткие экономические условия. По своей сущности функционирование нового лечебно-хозяйственного механизма с платными подразделениями, является принципиальным факторам развития предстоящих рыночных отношений [8]. Так, в новом лечебно-хозяйственном механизме достаточно предметно смоделированы отдельные элементы рыночных отношений для системы здравоохранения: конкуренция, состязательность, высвобождение и перераспределение медработников, свободного выбора врача, реальная возможность более полного удовлетворения материальной заинтересованности медработников и др.

Таким образом, рыночные начала в деятельности коллектива медработников утверждают принципы саморегулирования, самоорганизации и ориентируют на непрерывное повышение эффективности медобслуживания.

Литература

1. Бурдин Н.Н., Гречко Ю.Е., Зелькович Р.М. Новый хозяйственный механизм управления здравоохранением на основе экономических методов // Советская медицина. - 1989. - №19. - С. 3-10.

2. Гаджиев Р.С. Основы управления и организации труда в центральной районной больнице // Медицина. - 1983. - С. 17.

3. Жузжанов О.Т. Проблемы и пути совершенствования системы управления здравоохранением республики в новых условиях хозяйствования. - Алматы, 1991. - 244 с.

4. Кучеренко В.З., Мельников И.С. К оценке качества медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Здравоохранение РФ. - 1990. - №3. - С. 85-92.

5. Методические рекомендации по анализу и использованию временных показателей для оценки состояния охраны здоровья населения, деятельность учреждений здравоохранения, специалистов. - М.: ВНИИ социальной гигиены, экономики и управление здравоохранением им. Н.С. Семашко,1988. - 102 с.

6. Журавель И. Основы менеджмента в системе здравоохранения. - Киев, 1994. - 265 с.

7. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. - М.: Издатцентр, - 336 с.

8. Джандыбаева Г.Б. Методика медико-экономической оценки качества медицинских услуг // Денсаулык сактауды дамыту. - 2008. - №2/47. - С.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее