Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Аппаратно-программные комплексы по обеспечению медико-психологического контроля водителя

Аппаратно-программные комплексы по обеспечению медико-психологического контроля водителя


АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПООБЕСПЕЧЕНИЮ МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГОКОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЯ

У поданій статті представлена актуальність застосування апаратно- програмних комплексів щодо вивчення медико-психологічного контролю водія. Зроблено аналіз та відібрано діагностичні комплекси, що досліджують психофізіологічні стани людини. Приведена коротка характеристика обраних комплексів. Описані та розроблені параметри універсального апаратно- програмного комплексу, які дозволяють характеризувати стан спеціаліста у різних аспектах.

Надежность специалиста при выполнении профессиональной деятельности определяется функционированием его организма, психическим и психологическим состоянием.

Как известно, человек по своей сути имеет психофизиологические ограничения. У него накапливается усталость, происходит истощение нервной системы, и психики, что зависит от большого количества внешних и внутренних факторов. Это ведет за собой к различным нарушениям функционирования человека. Для снижения возникновения ошибочных действий специалиста необходимо организация медико-психологического контроля.

Психологический контроль создает условия для функционирования водителя в активном работоспособном состоянии. Следовательно, актуальным становится вопрос профессиональной пригодности специалиста и насколько он надежен к выполнению своих обязанностей. В изучении этой проблемы большое значение играет аппаратно-программное обеспечение, которое должно диагностировать отклонения психофизиологических, психологических и медицинских параметров от индивидуальной нормы, что создаст уменьшение отказов и ошибочных действий при выполнении профессиональной деятельности.

Изучение проблемы профессиональной и функциональной надежности специалиста свидетельствует о том, что качество трудовой деятельности, безотказность и своевременность выполнения рабочих задач определяется состоянием, степенью развития целого ряда индивидуальных характеристик человека. Некоторые из них (профессиональные) формируются, развиваются в процессе специальной подготовки, другие (некоторые физиологические и физические) достигают необходимого уровня функционирования в ходе адаптации к деятельности, третьи (ряд характерологических черт личности) компенсируются особенностями организации и управления деятельностью. Практика обеспечения профессиональной деятельности позволяет утверждать, что нарушение надежности довольно часто обуславливается неблагоприятными особенностями некоторых индивидуальных характеристик человека, коррекция которых невозможна или малоэффективна [1].

В связи с этим одним из действенных направлений обеспечения высокой эффективности и надежности деятельности специалистов выступает их профессиональный отбор (подбор и распределение кадров, комплектование групп, бригад, коллективов). Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, наиболее пригодных к обучению и последующей трудовой деятельности по своим физиологическим, психофизиологическим, психологическим, моральным качествам, уровню необходимых знаний и навыков, состоянию здоровья и физического развития [1].

Профессиональная пригодность определяется положительной мотивацией к данной специальности; высоким порогом ощущения опасности; быстротой реакцией на экстремальные ситуации; хорошим глазомером; устойчивостью, концентрацией и распределением внимания; нормальным состоянием двигательного аппарата; высокой пропускной способностью анализаторов и т.д. [2].

Для точной оценки психофизиологического состояния человека необходимо использовать несколько методов диагностики, и совпадение результатов работы нескольких диагностических средств, функционирующих в одном программно-аппаратном комплексе, приводит к увеличению достоверности получаемых результатов по оценке состояния [2].

Следовательно, проведение профессионального отбора и допуска к выполнению профессиональной деятельности должно учитывать психофизиологические возможности человека, соответствующие к условиям труда и осуществлять функцию прогнозирования. Для этой цели необходим аппаратно-программный комплекс, предназначенный для мультифакторной оценки психофизиологических, психологических свойств личности, и функций организма специалиста.

Цель исследование - провести анализ наиболее адаптивных диагностических комплексов оценки психофизиологического состояния человека и разработать параметры универсального аппаратно-программного комплекса, позволяющие характеризовать текущее состояние специалиста в различных аспектах.

На сегодняшний день существует широкий выбор различных по своей сути аппаратно-программных комплексов, исследуемые физиологические, психофизиологические, психологические параметры состояния здоровья человека, но каждый из них имеет определенное количество недостатков.

Для анализа возможности применения современных информационных технологий в решении обозначенной проблемы следует определиться с основными терминами.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Другими словами, под ИТ понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники, цель которых производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения.

Инструментарий ИТ - это аппаратно-программный комплекс и информационная система.

Аппаратно-программный комплекс (АПК) - техническое решение концепции работы сложной системы, управление которой осуществляется, как правило, исполнением кода из определённого базового набора команд. Состоит, соответственно, из двух основных частей: аппаратная часть (Hardware) - устройство сбора и/или обработки информации, например, компьютер, плата, видеозахвата, датчик и т. д. Программная часть (Software) - специализированное программное обеспечение ПО (как правило, написано производителем аппаратной части), обрабатывающее и интерпретирующее данные, собранные аппаратной частью).

Информационная система (ИС) - система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию. Результатом функционирования информационных систем является информационная продукция - документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги. Как правило, информационная система функционирует в локальной или глобальной (Интернет) компьютерных сетях. психофизиологический специалист водитель профессиональный

В рамках обсуждаемой предметной области будем говорить о применении, как АПК, так и информационных систем.

Аппаратно-программные комплексы, применяемые для оценки профессиональной готовности водителей, с нашей точки зрения, можно разделить на следующие группы.

Первая группа - АПК психофизиологического контроля первого уровня, обеспечивающие проведение исследований профессионально важных качеств (ПВК) всех кандидатов в водители. Главная задача таких комплексов - не допустить в профессию людей, непригодных для нее, в силу их психофизических особенностей. Диагностика психологических особенностей водителей также предполагает выявление характеристик низкого, среднего, хорошего и отличного уровня функционирования с учетом вида перевозок и надежности водителя [3]. Фиксируются такие показатели как: скорость реакции, память, внимание, устойчивость к различным помехам и т. д. Тестирование позволяет, во-первых, определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК, что даст возможность проводить коррекционные мероприятия с целью повышения уровня выраженности качеств, не соответствующих заявленным требованиям, а также менять программу обучения таким образом, чтобы она была максимально эффективной. В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге.

Пример исполнения: аппартно-програмный комплекс УПДК-МК Автошкола (НЕЙРОКОМ, г. Москва). Комплекс позволяет выполнять исследования в автоматическом режиме по следующим группам тестов [4]: уровень восприятия скорости и расстояния; оценка склонности к риску; распределение внимания; эмоциональная устойчивость; сложная двигательная реакция; оценка бдительности; концентрация внимания; оценка монотоноустойчивости; оценка динамики работоспособности; оценка глазомера.

Вторая группа - АПК психофизиологического контроля второго уровня, обеспечивающие проведение психофизиологического предрейсового контроля. Задача таких комплексов - выявление нарушений в психофизиологическом, психологическом и эмоциональном состоянии человека, т.е. - получение оперативной и объективной оценки степени готовности водителя к рейсу.

АПК этой группы - уже довольно нередкое явление, хотя дискуссии о психофизиологических и психологических параметрах состояния водителей, контролируемых такими АПК, до сих пор бурно ведутся. Примеры исполнения: «Кардиомастер» (Украина, г. Киев), «Психофизиолог» (Россия, г. Таганрог), НС-Психотест (Россия, г. Москва), комплекс измерительный НС-Психотест «ЭкОЗ-01» (Россия, г. Москва).

Аппарат «Кардиомастер» имеет биометрическую систему входа для проведения процедуры исследования, веб-запись исследования, автоматизированную обработку данных по медицинскому макроанализу, что исключает подделку результатов исследуемого. Устройство имеет интернет- связь благодаря чему, испытуемый не привязан к определенному медучреждению. Время проведения исследования около 2-х минут, что важно для экспресс-диагностики, но данный аппарат оценивает только физиологические свойства организма (АД, ЭКГ, температура тела, пульсоксиметр, алкометр), а психофизиологические и психологические не включает, что не дает полную картину состояния респондента.

Аппарат «Психофизиолог» - малогабаритное специализированное устройство с микропроцессором, обеспечивает регистрацию психофиологических параметров функционального состояния, тестирования личностных особенностей (психологический компонент); позволяет проводить ускоренный предсменный контроль и более детальное исследование. На основании проведенных тестов автоматически формируется общий протокол по исследованию. В данном оборудовании не реализована функция распознавания пользователя. Обмен данными между психофизиологическим устройством и компьютером инструктора происходит только посредством ИК-связи, что ограничивает его использование на большом расстоянии от компьютера рабочего места эксперта, а также отсутствие интернет-связи не дает возможность для моментальной передачи данных в архивный центр.

Аппарат «НС-Психотест» обеспечивает глубокое исследование психофизиологических и психологических параметров состояния здоровья с регистрацией вегетативных и эмоциональных реакций человека. Набор методик может комплектоваться в зависимости от задач исследования (полный и сокращенный вариант). Аппарат включает в себя использование нескольких баз норм (стандартной, поставляющейся с программой, и собственной базы). Данное устройство не включает биометрический вход доступа к проведению процедуры исследования, что искажает надежность получения данных определенного испытуемого. Аппаратное обеспечение не предусматривает наличие интернет-связи, также не имеет свидетельство МОЗ Украины про государственную регистрацию.

Комплекс измерительный «ЭкОЗ-01» предназначен для использования в автопредприятиях с целью проведения экспресс-оценки параметров, характеризующих общее состояние организма и отдельных систем организма (АД, вариабельность сердечного ритма, температура тела, зрительно-моторную реакция, тремометрия). Устройство имеет веб-запись процедуры исследования, чем исключает подделку данных исследуемого человека. Разработанный комплекс исследования не полностью отображает медико-психологическое состояние человека, что не дает возможность утверждать о надежности готовности к действию исследованного. Свидетельство МОЗ Украины про государственную регистрацию не имеет.

Третья группа - АПК-автотренажеры для теоретической и практической подготовки кандидатов в водители транспортных средств, применяемое в процессе обучения в автошколах и специализированных учебных заведениях, а также для тестирования или коррекции уже имеющихся навыков у опытных специалистов на автотранспортных предприятиях. Это - виртуальные симуляторы, работа которых основана на точном моделировании реального вида транспорта. Тренажеры-симуляторы автомобильного вождения позволяют начинающему водителю отработать базовые физические навыки управления, потренировать вождение в сложных погодных условиях, запомнить дорожные знаки и разметку. Тренажеры моделируют транспортные средства, полностью отвечающие характеристикам своих прототипов, абсолютную идентичность поведению автомобиля на дороге и дают возможность отработать практически любую дорожную ситуацию - от полной неожиданностей поездки ночью или днем по загородному шоссе до экстремального управления автомобилем в условиях перегруженности дорог в дождь, туман или снег, по улицам большого города. Главное, что позволяет получить автотренажер - это возможность подготовиться к нештатным и нестандартным ситуациям.

Для примера можно привести разработки ООО «Маркон-ЛТД», Украина, которое занимается разработкой и производством тренажерного оборудования для подготовки водителей транспортных средств и операторов-машинистов специализированного транспорта и спецтехники [5].

Следует добавить, что тренировочные комплексы для водителей, включающие имитатор рабочего места и видеоизображение дорожного движения с неожиданными препятствиями, позволяют вводить человека в состояние, близко соответствующее тому, которое бывает при реальном вождении. Специально созданные программы позволили бы получать данные о нейромоторных реакциях и других физиологических показателях пригодности человека к вождению в условиях, близких к реальным [6]. Ожидается, что такие интегрированные комплексы могут появиться уже в ближайшем будущем.

Четвертая группа - АПК для контроля состояния водителя в рейсе. Они позволяют контролировать критический уровень бодрствования - состояние, при котором человек работоспособен, но количество совершаемых им ошибок может резко увеличиться.

Пример исполнения: система поддержания работоспособности водителя Vigiton® (НЕЙРОКОМ, г. Москва). Комплекс предназначен для непрерывного контроля физиологического состояния водителя транспортного средства и предотвращения перехода водителя из активного состояния в состояние психофизиологической релаксации или дремотную стадию сна. Система Vigiton® выдает команды для включения исполнительных устройств безопасности, например, включает аварийную световую сигнализацию для информирования других участников движения, в случае невозможности восстановления активного работоспособного состояния, потери сознания или смерти [7].

Вышеперечисленные аппаратно-программные комплексы не могут объективно оценить картину состояния готовности или не готовности определенного человека к действию. Ни в одной из инструкций по применению оборудования не прописаны действия эксперта и исследуемого при наличии отрицательного заключения. Большая часть аппаратов искажает надежность получения данных определенного испытуемого. Следовательно, вопрос о проведении психофизиологическом исследовании остается открытым и решением данной проблемы является реализация программы психофизиологического мониторинга готовности к деятельности, разработка и внедрение соответствующего прибора.

Программно-аппаратное оборудование для психофизиологического исследования должно отвечать ряду требований. В качестве таких требований могут рассматриваться: высокая информативность в отношении ожидаемой надежности деятельности; незначительная продолжительность, отсутствие влияния на основную деятельность, малая инерционность (получение результатов в реальном масштабе времени), отсутствие привыкания испытуемых к методическим процедурам, методики оперативного контроля должны быть просты в реализации (не требовать длительной адаптации испытуемого), отсутствие негативного влияния на работоспособность испытуемых, оценивание не уровня развития профессионально важных качеств, а текущего уровня их актуализации, продолжительность реализации диагностического комплекса - до 10 минут.

Удовлетворение требований оперативного контроля предполагает выделение ограниченного ряда фундаментальных характеристик функционирования системы профессиональной деятельности, которые интегративно представляют её состояние в аспекте принципиальной оценки готовности профессионала к решению задач (готов, условно готов, не готов).

Организация оперативного контроля профессиональной готовности водителей городского пассажирского транспорта должна осуществляться по следующим взаимосвязанным направлениям: оценка процессуального и результативного потенциала психологической системы деятельности; оценка адаптационного ресурса организма. По первому направлению должно определяться состояние операциональных и функциональных механизмов, базовых для системы деятельности, в следующих аспектах: целеполагание; антиципация; организация и безошибочная реализация последовательности операций и действий; быстрая смена информационной основы деятельности; координация и соразмерность в реализации психических функций. По второму направлению оценка медицинских показателей (частота сердечных сокращений, артериальное давление, температура тела, алкометрия).

Программно-аппаратное оборудование для психофизиологического исследования должно состоять из приборов как минимум двух иерархических уровней сложности. Приборы первого уровня предназначены для полного обследования. Приборы второго уровня сложности предназначаются для использования на транспортных предприятиях для ежедневного контроля водителей, а также для использования работниками ГАИ и Укртрансинспекции. Параметры, фиксируемые на приборах второго уровня, являются частью из перечня параметров, фиксируемых приборами первого уровня и корреляционно связанны с ними.

Выводы и перспективы дальнейших исследований:

1. В решении задач профессионального отбора и допуска к выполнению профессиональной деятельности водителя важное значение придается аппаратно-программному обеспечению. Одно из основных достоинств применения технических средств заключается в систематизировано- объективизированном исследовании с фиксированием динамики показателей.

2. Современные аппаратно-программные комплексы для проведения психофизиологического исследования недостаточно конструктивны и не эффективны в эксплуатации при проведении объективизации медикопсихологического состояния специалиста (водителя).

3. Для обследования водителей должен быть разработан единый компактный аппаратный комплекс, применяемый на одном исследовательском месте. По завершению тестирования обработка данных производится в режиме on-line с последующей выдачей результатов и передачей данных в архивный центр.

4. Программное обеспечение должно исключать стороннее вмешательство в полученные результаты. Аппаратное решение также должно основываться на использовании компьютерной техники и позволять проводить обследование быстро и с надежной защитой результатов и их немедленным архивированием.

Список литературы

1. Бодров, В.А. Психология и надежность: человек в системах управления техникой / В. А. Бодров, В. Я. Орлов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - С. 220-221.

2. Боброва, Н.Л. Обоснование использования комплекса диагностических методик для оценки психофизиологического состояния человека / Н.Л. Боброва // Вісник НТУУ «КПІ» Інформатика, управління та обчислювальна техніка: Зб. наук. пр. - К.: Изд-во «Век+». - 2014. - №61. - С. 49-53.

3. Василенко, В.А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. - 2013. - № 2. - С. 309-312.

4. Ситенко, А.Н. Некоторые соображения по методикам и организации медицинского обследования водителей // Современные научные подходы к оценке психофизиологической надежности лиц при выполнении отдельных видов деятельности: матер. научно-практической конференции с международным участием. Украина, Донецкая обл., г. Константиновка, 7 ноября 2013 г. / Под общ. ред. проф. О. А. Панченко. - К.: КВИЦ. - 2013. - С. 24-28.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее