Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Активизация познавательного интереса младших школьников через внеклассную работу по математике

Формирования и развитие интереса через математику

Использование исторических сведений во внеклассной работе по математике

Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду, к получению новых знаний может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей через математику, математические задания, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. Вызванный у детей отдельными заданиями интерес, послужит стимулом для их участия в выпуске математической газеты, создания математического уголка, активного участия в математических викторинах, экскурсиях.

Чтобы возбудить интерес через внеклассную работу, прежде всего через внеклассные занятия по математике, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят, что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой. Если при этом удивление связано с возникновением некоторого удовольствия, то оно и превращается в приятное удивление. При непродуманной ситуации может быть и наоборот: возникнуть неприятное удивление. Поэтому важно на начальной стадии организации внеклассной работы по математике создавать ситуации для приятного удивления. Надо учитывать, что удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание. Удивление должно соседствовать с любопытством ребят, со стремлением их увидеть на математическом фоне что-то новое, узнать что-то до сих пор им неизвестное. Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

Привлечь внимание детей и вызвать их удивление -- это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого сравнительно легко; труднее удержать интерес через внеклассную работу по математике и сделать его достаточно стойким.

Выше мы отметили, что для сохранения дальнейшего интереса, вызванного через внеклассную работу по математике нужно, чтобы дети не растеряли, те чувства удовольствия, которые возникли у них на занятиях.

Поддерживая интерес различными приемами, надо его постепенно воспитывать: вначале как интерес к своей непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу, самой мыслительной деятельности, к новым знаниям в области математики.

При организации внеклассной работы по математике надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика -- организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Надо, чтобы каждый представлял себя или был действительно активным участником той ситуации, которую организовал учитель.

Материал, преподносимый учителем или предлагаемый отдельными учениками, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишен для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть определенные элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. По отношению к большинству участников внеклассной работы необходимо для выполнения математических заданий предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

Интерес, вызванный внеклассной работой, поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. На самих занятиях постоянно должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Учитель всегда может выявить силу возникшего интереса. Она выражается в той настойчивости, которую проявляют ученики в процессе решения математических задач, выполнения различных заданий, связанных с разрешением математических проблем.

Рассмотрим такие виды внеклассной работы, которые оказывают наиболее благоприятное воздействие на развитие познавательного интереса.

Планомерное и целенаправленное использование исторических сведений во внеклассной работе по математике и их тесное сплетение с учебным материалом позволяет разнообразить процесс обучения, сделать его более интересным, содержательным и тем самым значительно повысить его развивающую функцию. Знакомство с историей науки влияет на более глубокое и полноценное усвоение основных научных понятий и дает возможность правильно формировать представления о диалектике познания, закономерности развития математической науки, эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия.

Включение историко-познавательных сведений в образовательное пространство младшего школьника решает следующие методологические и педагогические задачи:

  • -- установление диалектической взаимосвязи между историей страны, края, человечества и историей развития математики;
  • -- раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса;
  • -- углубление, расширение, конкретизация, повторение и закрепление знаний по предмету;
  • -- активизация познавательной деятельности учащихся, установление взаимосвязи между учебной и внеучебной работой учащихся и приобщение их к самостоятельному добыванию знаний.

Подготовка к внеклассным занятиям по математике, на которых есть возможность использовать исторический материал для активизации познавательной деятельности учащихся, должна строиться по следующему плану:

  • 1) определение места использования исторического материала при изучении темы;
  • 2) установление связи исторического материала с элементами данной темы;
  • 3) определение места использования исторического материала во внеклассной работе, выбор наиболее результативных, эффективных средств использования исторического материала;
  • 4) продумывание возможностей дальнейшего использования отобранного исторического материала на уроках или внеклассной работе.

Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде органически связанных с программным материалом небольших исторических экскурсов, лаконичных справок, кратких бесед или рассказов, сопровождаемых показом таблиц, рисунков, диафильмов и т.д.

Ниже приведены материалы для бесед, содержащих сведения из истории математики.

Цифра 0

-- Сегодня мы познакомимся с цифрой 0. Это самая загадочная и необычна» цифра, которой обозначают «отсутствие» чего-либо. Прибавьте 0 к 5 -- получится 5. Медь мы ничего к числу не прибавили -- вот оно и осталось без изменения. Отнимите 0 от 6 -- получится опять-таки 6. Сосчитайте, сколько в нашем классе сковородок. (Ни одной, значит, 0.)

Казалось бы, что о нем говорить: 0, ни и есть 0 -- пустышка. Недаром никчемного человека называют «ноль без палочки». Значит, подумает кто-то, ноль вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это не так. Если разобраться, то выйдет, что 0 -- очень даже важная «персона». Как, например, написать число 10, если нет 0? Долгие века люди не находили ответа на вопрос, как сделать так, чтобы запись цифр была простой и попятной. Так, в Индии за две тысячи лет до начала нашего летосчисления появился ноль. Его обозначили так же, как и сейчас. Но ведь мы уже привыкли к нему, а тогда это было великим открытием. Назывался он в то время просто кружком. А в древней Индии кружок -- сунъя. Арабы перепели это слово как цифр. Не правда ли, напоминает что-то?

Правильно! Цифр -- цифра. Так уж получилось, что арабским именем нуля стали называть все остальные знаки. Вес они теперь цифры: и 0 -- цифра, и 5 -- цифра, и 9 -- цифра. А само слово ноль возникло позже от латинского nullum-- ничто.

История линейки

-- Знаете ли вы, что в 1989 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 200 лет. Однако линейкой пользовались и в более ранние времена. В Средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листках пергамента (так называлась бумага) пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы, в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья. Их называли шильцами. В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по-разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции в 1789 году решено было ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцами мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея.

Как люди научились записывать числа

- Сегодня мы отправимся в путешествие в Древний Египет, Индию, Вавилон, узнаем, как записывали цифры и числа разные народы. Очень разные и даже забавные были эти «цифры». В Древнем Египте, например, числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек: I -- 1, II -- 2 и т.д. Десять обозначали в виде подковы. Чтобы записать число 15, нужно было поставить одну подкову и пять палочек.

После того как был создан алфавит, во многих странах числа стали записывать с помощью букв. В Древней Греции и Древней Руси к буквам добавляли еще специальные знаки, чтобы не путать их с обычными буквами.

Однако и эта система оказалась очень громоздкой.

Всем с детства знакома римская нумерация. Чаще всего римские цифры встречаются на циферблате в часах: III III IV V VIVIIVIIIIX X 123456789.

Большим достижением стало введение нуля, который позволил при записи чисел указывать пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего только десяти цифр 1234567890 был изобретен и Индии. Эта система оказалась настолько простой и удобной, что быстро распространилась по всем странам, а так как распространяли ее именно арабы, а не индусы, то эти цифры мы стали называть арабскими.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее