Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте

Взаимосвязь личностной тревожности и особенностей детско-родительского взаимодействия в подростковом возрасте


Большинство психологов определяют тревожность как повышенную склонность к переживаниям, опасениям и беспокойству. Высокая тревожность имеет отрицательную эмоциональную окраску и характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги [1; 2].

В подростковом возрасте у мальчиков и девочек с высоким уровнем тревожности обнаруживается тенденция к восприятию угрозы своей самооценке и жизнедеятельности гораздо чаще сверстников. Высокотревожные подростки реагируют очень напряжённо на ситуации, не располагающие к этому [3]. В современном обществе достаточно заметно увеличение числа подростков с высокой тревожностью [4].

Безусловно, подростки с высокой и очень высокой тревожностью нуждаются в особом внимании со стороны родителей и специалистов. Однако внимания требуют и подростки с очень низким уровнем тревожности. По мнению специалистов, подобная нечувствительность к неблагополучию может иметь защитный характер [5].

Мы провели практическое исследование, целью которого стало выявление и подтверждение взаимосвязи уровня личностной тревожности подростков и типов детско-родительского взаимодействия.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия; при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.

Практическая база исследования: учащиеся 8-го класса (средний возраст - 13,5 лет) МОУ СОШ г. Ижевска в количестве 40 человек (16 мальчиков и 24 девочки), а также их родители.

Методики исследования:

1. Опросник "Исследование тревожности у подростков" Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина;

2. Опросник "Взаимодействие "Родитель-ребёнок" И.М. Марковской.

По результатам психодиагностического исследования составлена таблица, отражающая уровень личностной тревожности подростков (См. Таблицу 1).

Таблица 1. Личностная тревожность подростков

Уровень тревожности

Мальчики

Девочки

Всего

Очень высокая тревожность

2 чел (13 %)

3 чел (12 %)

5 чел (13 %)

Высокая тревожность

__

8 чел (33 %)

8 чел (20 %)

Средняя тревожность

5 чел (31 %)

5 чел (21 %)

10 чел (25 %)

Низкая тревожность

4 чел (25 %)

7 чел (30 %)

11 чел (27 %)

Очень низкая тревожность

5 чел (31 %)

1 чел (4 %)

6 чел (15 %)

Итак, средний уровень и низкий уровень личностной тревожности обнаружены у 52 % подростков, причём у мальчиков и девочек она выражена практически одинаково. Очень низкая тревожность выявлена у 15 % подростков (большинство из них - мальчики). Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности выявлены у 33 % подростков (большинство из них - девочки).

В целом среднегрупповой уровень личностной тревожности соответствует средним показателям. Однако в данном случае можно говорить о достаточно большом количестве девочек подросткового возраста с высоким уровнем личностной тревожности.

По результатам исследования по опроснику "Взаимодействие "Родитель-ребёнок" составлены таблицы, показывающие типы взаимодействия в семьях мальчиков и девочек подросткового возраста с разным уровнем личностной тревожности (См. Таблицы 2, 3, 4).

тревожность подросток родительское взаимодействие

Таблица 2. Взаимодействие в семьях подростков с очень высокой и высокой личностной тревожностью

Типы взаимодействия

Мальчики (2 чел)

Девочки (11 чел)

Всего (13 чел)

Нетребовательность

1 (50 %)

4 (36 %)

5 (38 %)

Требовательность

1 (50 %)

6 (54 %)

7 (54 %)

Мягкость

1 (50 %)

4 (36 %)

5 (38 %)

Строгость

1 (50 %)

2 (18 %)

3 (23 %)

Автономность

__

2 (18 %)

2 (15 %)

Контроль

1 (50 %)

8 (73 %)

9 (69 %)

Эмоциональная дистанция

__

4 (36 %)

4 (31 %)

Эмоциональная близость

1 (50 %)

2 (18 %)

3 (23 %)

Отвержение

__

5 (45 %)

5 (38 %)

Принятие

1 (50 %)

__

1 (7 %)

Отсутствие сотрудничества

__

3 (27 %)

3 (23 %)

Сотрудничество

__

__

__

Несогласие

1 (50 %)

3 (27 %)

4 (31 %)

Согласие

1 (50 %)

1 (9 %)

2 (15 %)

Непоследовательность

__

4 (36 %)

4 (31 %)

Последовательность

__

__

__

Неавторитетность родителя

__

4 (36 %)

4 (31 %)

Авторитетность родителя

__

__

__

Неудовлетворённость отношениями

__

4 (36 %)

4 (31 %)

Удовлетворённость отношениями

1 (50 %)

__

1 (7 %)

Итак, мы можем утверждать, что с появлением у подростков высокой и очень высокой личностной тревожности связаны такие типы детско-родительского взаимодействия как высокий контроль и большая требовательность (в первую очередь у девочек) в отсутствие сотрудничества, последовательности и авторитетности родителя.

Таблица 3. Взаимодействие в семьях подростков со средней и низкой личностной тревожностью

Типы взаимодействия

Мальчики (9 чел)

Девочки (12 чел)

Всего (21 чел)

Нетребовательность

__

1 (8 %)

1 (4 %)

Требовательность

__

__

__

Мягкость

2 (22 %)

1 (8 %)

3 (12 %)

Строгость

__

__

__

Автономность

__

3 (24 %)

3 (12 %)

Контроль

1 (11 %)

__

1 (4 %)

Эмоциональная дистанция

__

__

__

Эмоциональная близость

4 (44 %)

9 (75 %)

13 (62 %)

Отвержение

__

__

__

Принятие

1 (11 %)

6 (50 %)

7 (33 %)

Отсутствие сотрудничества

__

__

__

Сотрудничество

4 (44 %)

5 (41 %)

9 (43 %)

Несогласие

1 (11 %)

__

1 (4 %)

Согласие

__

1 (8 %)

1 (4 %)

Непоследовательность

__

__

__

Последовательность

7 (78 %)

11 (92 %)

18 (86 %)

Неавторитетность родителя

1 (11 %)

__

1 (4 %)

Авторитетность родителя

5 (56 %)

9 (75 %)

14 (66 %)

Неудовлетворённость отношениями

__

__

__

Удовлетворённость отношениями

7 (78 %)

10 (83 %)

17 (81 %)

Итак, оптимальный уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, последовательность, авторитетность родителя и удовлетворённость отношениями в отсутствие отвержения, излишней требовательности и строгости. Для мальчиков эмоциональная близость менее важна, чем для девочек. Для девочек же в дополнение к вышеперечисленным типам взаимодействия важно также принятие.

Таблица 4. Взаимодействие в семьях подростков с очень низкой личностной тревожностью

Типы взаимодействия

Мальчики (5 чел)

Девочки (1 чел)

Всего (6 чел)

Нетребовательность

__

__

__

Требовательность

__

__

__

Мягкость

1 (20 %)

__

1 (16 %)

Строгость

__

__

__

Автономность

__

__

__

Контроль

__

__

__

Эмоциональная дистанция

__

__

__

Эмоциональная близость

2 (40 %)

1 (100 %)

3 (50 %)

Отвержение

__

__

__

Принятие

3 (60 %)

__

3 (50 %)

Отсутствие сотрудничества

__

__

__

Сотрудничество

__

__

__

Несогласие

__

__

__

Согласие

__

__

__

Непоследовательность

__

__

__

Последовательность

4 (80 %)

1 (100 %)

5 (83 %)

Неавторитетность родителя

__

__

__

Авторитетность родителя

1 (20 %)

1 (100 %)

2 (32 %)

Неудовлетворённость отношениями

__

__

__

Удовлетворённость отношениями

3 (60 %)

1 (100 %)

4 (64 %)

Итак, очень низкий уровень тревожности подростков присутствует при таких типах детско-родительского взаимодействия как эмоциональная близость, принятие, последовательность и удовлетворённость отношениями в отсутствие разумной требовательности, строгости, контроля, сотрудничества и согласия.

Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у мальчиков и девочек подросткового возраста не выявлены.

Также мы осуществили статистическую обработку данных по F-критерию Фишера, условно деля испытуемых по двум группам в зависимости от преобладающего типа взаимодействия "Родитель-ребёнок".

В результате нами выявлены статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признакам "Нетребовательность-требовательность", "Мягкость-строгость", "Эмоциональная близость", "Отвержение-принятие" и "Удовлетворённость отношениями". Статистически значимые различия в уровне развития личностной тревожности у подростков по признаку "Автономность-контроль" не выявлены.

Выводы

На основании этого мы можем сделать следующие выводы:

1. Излишние требовательность и строгость со стороны родителей коррелируют с высокой и очень высокой личностной тревожностью у подростков.

2. Повышению личностной тревожности у подростков способствует как излишний контроль со стороны родителей, так и абсолютная бесконтрольность.

3. Высокий уровень и очень высокий уровень личностной тревожности у подростков коррелирует с эмоциональной дистанцией в детско-родительских отношениях и с отвержением со стороны родителей.

4. Повышенная личностная тревожность у мальчиков и девочек подросткового возраста коррелирует с неудовлетворённостью в отношениях с родителями.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.

Также подтверждена гипотеза исследования, а именно:

- уровень тревожности подростков коррелирует с типом детско-родительского взаимодействия;

- при деструктивных типах детско-родительского взаимодействия тревожность мальчиков и девочек подросткового возраста повышается.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее