Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

Сущность процесса адаптации

Адаптация (позднелат. adaptatio - прилаживание, приспособление, от лат. adapto - приспособляю) - процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды.

Ч. Дарвин установил (1859), что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора.

В физиологии и медицине понятие адаптации обозначает процесс привыкания.

В основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации ложится и социальный аспект. Социальная адаптация - способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. Эта высокая адаптивная способность человека не является врожденной, она развивается как следствие постоянно расширяющихся связей человека со средой. Способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям становится все более решающим компонентом развития личности, работоспособности, выносливости. дошкольник адаптация физиологический социальный

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенного ученым в разных странах, было выделено 3 фазы адаптационного процесса:

  • 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 мес.);
  • 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 мес.);
  • 3) фаза компенсации или период адаптивности, характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

Кроме того, различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  • - легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
  • - адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание до двух раз длительностью 5-7 дней, есть признаки замедления нервно - психического развития - замедление речевой активности;
  • - тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:
    • 1 вариант.
  • - Поведенческие реакции нормализуются к 60 дню, пребывания в детском учреждении.
  • - Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала
  • - Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10 дней
  • - Ребенок не растет и не прибавляет в весе.
  • 2 вариант.
  • - Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.
  • - Поведенческие реакции нормализуются к 3-4 месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.
  • - Замедляются рост, прибавка в весе.

Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • - От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • - От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • - От состояния здоровья
  • - От резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находиться в дошкольном учреждении.
  • - От разницы в методах воспитания.

Трудности адаптационного периода возникают в тех случаях, когда ребенок встречает недопонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам и его желаниям.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

  • - Перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
  • - Стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
  • - Привычная форма избалованного ребенка;
  • - Своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослым его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- Отсутствие уважения взрослого к ребенку;

Реакция на не справедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени, в неблагополучном поступке;

  • - Недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
  • - Утомление от однообразной деятельности.

Лживость (Причины):

  • - Болезнь, страх наказания;
  • - Желание привлечь к себе внимание, хвастливость

Лень (причины):

  • - Неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия (бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
  • - Воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

А теперь попробуем разобрать, почему же дети по-разному адаптируются к условиям детского сада, и каковы причины этого.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее