Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Авторский интегрированный курс "Стиль"

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО КУРСА

Тематические занятия, опирающиеся на направления развития учащихся и задачи, предлагаемого задания

Для реализации идеи создать авторский курс интегрированного обучения, я ориентировалась на свой опыт владения различными ремеслами и на опыт педагогов в сфере дополнительного образования, специализирующихся на чем-то одном. В основе любого творчества лежат знания композиции, гармоничной упорядоченности деталей по отношению к целому. Очень хотелось преподнести основы композиции так, чтобы учащиеся впитали, как губка воду, данный материал и легко применяли в своем творчестве. Очень грамотно и интересно поставлены уроки стилизации у О.П. Супруновой, педагога художественного лицея№5, г. Железноводска. О своем педагогическом опыте она рассказывает в статье «Развитие творческого воображения учащихся на занятиях стилизацией»

Создание и воспитание творческой личности есть, прежде всего, создание нового, никогда ранее не бывшего, создание такой ценности, которая совершенно уникальна, поскольку человек, способный к творчеству, самобытен и неповторим и к тому же является первоосновой всех остальных ценностей. Творчество служит основанием развития, взаимодополняется трудом и включает в себя деятельность, как форму участия в нем человека. Таким образом, творческая деятельность является результатом и одновременно важным условием дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала.

Личностный рост мы связываем с осознанием личностью своей индивидуальности. «Индивидуальность» - неповторимое своеобразие явления, отдельного существа, человека. Становление индивидуальности в процессе художественной деятельности может послужить ключевым моментом в формировании творческой личности.

Декоративное искусство рассматривается как область творчества, связанная с изготовлением утилитарных предметов из традиционных и нетрадиционных материалов, ручным ремеслом и выражением художественной концепции через материал, обладающая собственной спецификой отражения действительности в условных обобщенных образах.

В декоративном искусстве условность является основой образа. Это связанно с традициями народного искусства, художественными и физическими свойствами материала, технологическим процессом воспроизведения изображения, с необходимостью согласовывать узор с декорируемой поверхностью. Внешний вид декоративных изделий чаще всего уподобляется природным формам, что имеет глубокие корни в процессе образного освоения мира человечеством по законам этнических традиций (быта, ритуалов, обрядов и т. д.). Реальные растения и животные трансформируются, художественно обобщаются до технологически выполнимых мотивов, сохраняющих образные, конструктивные и цветовые особенности природных аналогов. В процессе формирования декоративного образа условной переработке подвергаются практически все характеристики объекта: форма, цвет, пропорции, масштаб, количественные и качественные показатели элементов, объемные отношения, максимально используются художественные и физические свойства материала. В результате условные формы в декоративном искусстве могут представать в виде символов, орнаментальных мотивов разной степени обобщенности. Именно наличие значительной условности определяет особенности решения художественных образов в декоративном искусстве. В целом декоративные мотивы ассоциируются с понятиями - обобщенность, лаконичность, плоскостность, знаковость, отражающими все характеристики изобразительного языка декоративно- прикладного искусства.

Декоративная трансформация является ведущим средством развития творческих способностей, формирования образного мышления, воображения и эстетической культуры. Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы (стилизация) способствует:

  • - повышению мотивации к творческой деятельности;
  • - формированию у учащихся комплекса художественно-композиционных знаний, умений и навыков;
  • - умению творчески варьировать и импровизировать в рамках технологических возможностей материала;
  • - рост уровня художественно- графической подготовки;
  • - развитию индивидуальности; формированию творческой личности.

Система творческих заданий, базирующаяся на сформированных технологических знаниях, умениях и навыках художественной обработки материалов и включающая художественно- композиционную деятельность по декоративной трансформации реальной природной формы в технологически выполнимый орнамент с последующим выполнением в материале, несомненно способствует формированию творческих способностей и играет важную роль в развитии общеличностных качеств учащихся. Творчество в области прикладного искусства невозможно без знаний законов и правил композиции, составной частью которой является стилизация природных форм, переработка их в орнаментальные мотивы.

Стилизация - переработка природных форм с помощью определенных приемов. Можно упростить или усложнить форму, а также отказаться от передачи объема.

Усваивая первые сведения о стилизации, знакомясь с начальными принципами обобщения, учащиеся должны научится иными глазами смотреть на натуру. Необходимо развивать умение упрощать форму, выбрать наиболее характерное, отбрасывать случайное, иными словами, видеть боле цельно то, что они изображают. В процессе работы развивается умение более остро ощущать характер предмета.

На первом этапе важно не пойти слепо по пути копирования натуры, что является основной ошибкой при выполнении заданий по стилизации природных форм. В начале изучения этого раздела композиции учащимся предлагается выполнить стилизацию какого-либо определенного растения (чаще всего с натуры). Как правило, учащиеся, идут по пути упрощения формы при выполнении этого задания.

В дальнейшем можно предложить учащимся усложнить форму, используя элементы декоративного рисования (обратить внимание на какие-то характерные особенности формы, интересную фактуру растения или предмета и предложить перенести акцент на них при выполнении стилизации). В качестве одного из заданий предлагается выполнить силуэтные изображения растений, которые так же могут быть как приближены к натуре, так и выполнены очень условно, лаконично, почти знаково.

В качестве одного из заданий предлагается выполнить силуэтные изображения растений, которые так же могут быть как приближены к натуре, так и выполнены очень условно, лаконично, почти знаково.

На более сложном этапе, когда учащиеся начнут хорошо различать натурную зарисовку, стилизацию, приближенную к реальности, и стилизацию условную, знаковую, можно предложить учащимся следующее задание: выполнить поэтапную стилизацию от натурной зарисовки до знака-символа. При выполнении этого задания, на одном листе нужно показать процесс трансформации природной формы от реалистичного изображение через стилизацию к знаку- символу. На следующем этапе учащиеся выполняют орнаментальные композиции (орнамент в полосе, в круге, в сетке), далее монокомпозицию в заданном формате, декоративный стилизованный натюрморт и пейзаж.

Главное при работе над любой композицией - сохранить впечатление, передать силу и цельность замысла. По этой причине сначала в процессе декоративно-композиционной деятельности упор делается на овладение языком декоративного искусства с той целью, чтобы далее учащиеся умели пользоваться этим языком, творчески самовыражаться. Включение этого раздела в рабочие программы способствует не только развитию специальных способностей, знаний умений и навыков, но является основой формирования творческой личности [7 - С.173-175].

Учитывая все рекомендации, данные О. П. Супруновой, мною был включен данный раздел в программу. Важно, чтобы дети смогли использовать данные знания в жизни, в своем творчестве. Поэтому, как пример применения данных знаний, стилизованный растительный орнамент, силуэт или образ, ученицы будут переносить на одежду акриловыми красками по ткани.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее