Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Адаптация к школе

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет.

Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Несомненно, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности - необходима так же и особая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется той системой требований, которую школа предъявляет к ребенку. [10,125].

Психологическая готовность к школе - это:

  • 1). умение слушать речь, объяснения, ответы товарищей;
  • 2). умение действовать в соответствии с правилом;
  • 3). умение производить действия в соответствии с образцом;
  • 4). умение действовать по прямому указанию взрослого;
  • 5). умение работать в группе.

Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается. Что же именно включает в себя психологическая готовность к школе?

Составными компонентами психологической готовности являются:

1. Личностная готовность ребенка к школе - подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Готовность этого типа, личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

Как правило, дети выражают желание идти в школу. И тут весьма важно, чтобы школа привлекала ребенка своей главной деятельностью- учением.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Такие первоклассники учатся в школе очень неровно и ведут себя по-детски. И если занятия у них будут вызывать непосредственный интерес, то успехи у них будут. Если же его нет, и они должны будут выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает его небрежно, наспех и достичь нужного положительного результата ему трудно. Еще хуже в том случае, когда дети не хотят идти в школу. Причина подобного отношения к школе, как правило, кроется в самой системе воспитания ребенка. Нередко ребенка запугивают школой и потому разумнее всего сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, к книге. [7,156].

Создание эмоционального опыта, последовательное углубление эмоционального отношения к учению в процессе деятельности ребенка- необходимое условие формирования его положительного отношения к школе. Поэтому весьма важно, чтобы сообщаемый детям материал о школе был не только понят, но и прочувствован, пережит ими, непременным условием чего является включение детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.

2. Волевая готовность ребенка к школе - формирование волевой готовности будущего первоклассника требует серьезного внимания, поскольку его ждет в школе напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, программа.

Все исследования развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой ситуации. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Формирование у детей небоязни трудиться, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями поможет ребенку самостоятельно или лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих 6-летнему ребенку овладеть, управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого. [20,147].

3. Интеллектуальная готовность - очень важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потребуют достаточно развитых познавательных процессов. Готовы ли дети дошкольного возраста к этому?

К старшему дошкольному возрасту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение, при этом будет иметь формирование у ребенка умений, требуемых в этой деятельности. Обладание этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень» обучаемости, характерной особенностью которого является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Составную часть психологической готовности ребенка к школьному обучению составляет именно интеллектуальная готовность. В это понятие входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако, главное- это то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные сведения. Важнейшими компонентами психологической готовности детей к школьному обучению также является общение ребенка со взрослыми, взаимоотношение со сверстниками и отношение к самому себе. Эти компоненты знаменуют собой разные фазы кризиса семи лет. [3,214].

Так, изменения в отношениях ребенка со взрослым, проявляющиеся в новом контекстном общении, знаменуют вступление ребенка в кризис семи лет, то есть его предкритическую фазу. Появление «кооперативно-соревновательного» отношения ребенка со сверстниками - показатель собственно-критического возраста, его критической фазы. Наконец, возникновение нового отношения ребенка к себе - итог кризиса, характеризующий посткритическую фазу.

Говоря о симптоматике кризиса семи лет, Л.С. Выготский указывает на манерничанье и кривлянье ребенка, точнее на ту сферу его жизни, которая непосредственно обращена на других людей. Возникающая в результате кризиса семи лет самооценка дошкольника начинает регулировать поведение ребенка в последующий период.

Таким образом, изменение в отношении к самому себе могут рассматриваться как итог, который наступает в результате изменения в других сферах и как итог кризиса семи лет. На личностную готовность ребенка к школе влияет фактор преодоления ребенком кризиса семи лет. Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий ученик». Решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если реализуется единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее