Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Адаптация к школе

Теоретические аспекты изучения педагогических условий адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе

Учение об адаптации: понятие, теории, школы

Проводя исследования по теме «Педагогические условия адаптации младшего школьника к обучению математике в 1-ом классе», наибольшее внимание нами было уделено работам Ромма М.В. и Руденского Е.В. Психологическая феноменология патологии личности в них на наш взгляд, наиболее полно и последовательно раскрывается понятие адаптации человека.

Прежде всего, рассмотрим термин адаптация.

Адаптация - (от позднее лат Adaptation - приспособление), в биологии приспособление строения и функций организмов (и их групп) к условиям существования. В физиологии и медицине также процесс привыкания.

В своей работе Ромм М.В. рассматривает «социальную адаптацию» -как процесс, направленный на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов целенаправленным обменом информацией и адаптивной деятельностью. Социальная адаптация личности отражает процесс её гармонизации в обществе посредством адаптивных стратегий, соответствующих конкретным ситуациям. Своеобразие адаптации личности определяется её индивидуальными потребностями и возможностями и характером адаптивной ситуации.

Адаптационный процесс, возникающий как ответ на вмешательство среды, является суммой взаимодействий различных комбинаций деятельностного, поведенческого и информационно-психологического характера. Именно оптимальное сочетание деятельностного и психологического компонентов в реальном адаптационном процессе служит необходимым условием, позволяющим эффективно и быстро осуществлять адаптацию. Личность адаптируется, взаимодействуя, и взаимодействует адаптируясь. [10,91]

Важнейшая особенность социальной адаптации - её универсальный, а не узкоспециализированный характер приспособления. Адаптационный процесс не может носить абсолютного характера, он всегда относительный. Информация в этом случае превращается в эффективное средство активного приспособления социальных систем.

Выявляется, что при определении критериев социальной адаптации ведущую роль играют информационные взаимодействия.

Критериями адаптации являются: [13,147].

  • -скорость адаптации - время прохождения информации с момента поступления до выработки эффективной стратегии адаптации;
  • -продуктивность деятельности как следствие адаптивной стратегии;
  • -эффективное информационное взаимодействие на базе создания собственного адаптивно-информационного пространства,
  • -эмоциональная удовлетворенность, опосредованная вышеназванными критериями.

Активной стороной социальной адаптации является деятельность по выработке различных стратегий адаптации. Под последними понимаются осознаваемые или неосознанные, регулярные или случайные действия (бездействия), которые обеспечивают состояние индивидуальной или групповой адаптированности.

Адаптивной личность будет в том случае, если выбранные ей стратегии адаптации в основном отвечают её потребностям, и оптимизируют взаимодействие с социальной средой. Неадаптивной является личность, которая чаще всего не способна достичь адаптации ре-валентной ситуации.

Социализация и социальная адаптация обладают определенными пространственно-временными характеристиками, данные характеристики имеют собственную специфику. При этом процесс социальной адаптации включает в себя цепь циклических по природе этапов «социальной реадаптации», основанных на использовании синхронного инфопроцесса. «Социальная реадаптация» эксплицируется как совокупность циклических по форме, логических этапов выбора и реализации адаптивных стратегий.

Адаптивная деятельность заключается в способности адаптации гармонизировать или превентивно ликвидировать возможные конфликты, возникающие на почве несовпадения или противопоставления общественных требований и индивидуальных целей. Социальная адаптация личности выступает не просто непосредственным результатом общественных влияний в ходе пассивного приспособления к требованиям социальной среды, а является динамичной системой деятельности, направленной на разрешение конфликта общественных и индивидуальных интересов путем целенаправленного обмена информацией и предметной деятельности с индивидами, социальными группами и обществом. [2,158].

Выделение адаптивного деятельностного уровня позволяет оценить адаптацию как качественно новый способ активности, присущей самоуправляемым социальным системам. Социокультурная среда, включая различные подсистемы: экономическую, социальную, политическую, культурную определяет адаптивные ориентации. Адаптивная деятельность будет зависеть от подсистемы, требующей адаптации, и от ситуации, в контексте которой она осуществляется.

С информативной точки зрения разрешение любой адаптивной ситуации основано на преодолении противоречий между потребностью в информации, о новых приемах адаптации, и старыми адаптивными стратегиями, содержащими традиционные инфоблоки. В случае успешного разрешения адаптивной ситуации она превращается в реальную, что является свидетельством эффективности выбранных адаптационных стратегий. В процессе формирования адаптивной ситуации создаются специфические установки.

Адаптивная установка обнаруживается лишь при изменении условий среды. Однако отсутствие изменений еще не означает, что человек не имеет тех или иных установок. Последние, очень часто оставаясь не только неосознаваемыми, но и не переживаемыми, проявляются функционально лишь как своеобразные информационные программы, системы критериев или регулятивные тенденции, о существовании которых можно судить лишь по изменению в динамике, направленности адаптивного поведения.

Начало обучения 6-летних и подготовка к нему связаны с необходимостью учета ряда важных психологических закономерностей развития детей этого возраста. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфическими «дошкольными» способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера ребенка не только в определенной мере уже готова к систематическому обучению, но и требует его. Это противоречие распространяется и на личностную сферу. [11,160].

В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и начинает стремиться к ней.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность к нравственно-психологическим нормам и правилам поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. В этот период осуществляется переход от учения по его собственной программе к учению по программе, заданной взрослыми. Можно сказать, что в этот период возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Сензитивность этого периода четко проявляется и в процессе освоения грамоты. Если мы упустим момент, запоздаем с обучением грамоте, ее усвоение будет проходить с большими трудностями.

Из сказанного можно заключить, что целенаправленное педагогическое воздействие является в этот период определяющим фактором психического развития детей. И важная роль здесь принадлежит семье. Именно поэтому данный вопрос будет рассматриваться более подробно ниже в моей работе.

Необходимо, чтобы ребенок пошел в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья.

В настоящее время ребенку - первокласснику необходима выносливость-важнейшая физическая способность, которая теснейшим образом связана с работоспособностью, качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Выносливость необходима ребенку, чтобы овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.

Специальные исследования показывают, что положительное влияние на физическую работоспособность детей этого возраста, обучающихся в школе, оказывает увеличение самопроизвольной двигательной активности и целенаправленное, с акцентом на точность выполнения движений, развитие у детей двигательных навыков во время ежедневного проведения динамических пауз на свежем воздухе, обучение плаванию в бассейне, проведение утренней гимнастики. [1,122].

Однако, очевидным является то, что одной физической готовности для успешного обучения в школе явно мало. Необходима готовность ребенка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать при работе с первоклассниками.

Дети далеко не одинаково легко «вживаются» в новые условия. Выявлено три уровня адаптации детей к школе:

  • 1. Высокий уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, представляемые требования воспринимает адекватно. Учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля, проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовиться ко всем урокам), а общественные поручения выполняет охотно и добросовестно, занимает в классе благоприятное статусное положение.
  • 2. Средний уровень адаптации - первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда. Общественные поручения выполняет добросовестно и дружит со многими одноклассниками.
  • 3. Низкий уровень адаптации - первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно. Самостоятельная работа с учебником затруднена, а при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей. Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Успешность усвоения учебного материала ребенком в школе и вхождения его в школьную жизнь зависит от подготовленности ребенка и его семьи к новым условиям, поэтому психологи на первый план ставят психологическую готовность ребенка к школе. [8,94].

математика адаптация школа кризис

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее