Анализ подходов к определению готовности к выбору профиля обучения


Анализ подходов к определению готовности к выбору профиля обучения

Статья посвящена анализу научных подходов к определению готовности. В статье рассматриваются различные подходы к понятию «готовность».

Прикладная задача исследований проблемы готовности заключается в попытке выявления особенностей проявлений и формирований готовности учащихся основной общеобразовательной школы к выбору профиля обучения. Готовность рассматривается в трудах следующих исследователей: И.А. Ревиной, Е.В. Никишиной, В.В. Игнатовой, А.В. Кутузовой, М.Ю. Абрамовой и др.

В Большом психологическом словаре (2004 г.) готовность к действию характеризуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [3, c. 102].

И.А. Ревина (2008 г.) связывает психологическую готовность к выбору будущего образовательного профиля и профессии с развитием следующих компонентов: мотивационный (отношение к выбору профессии, стремление сделать свой профессиональный выбор); познавательно-прогностический (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, способность адекватно оценивать уровень профессионального соответствия и осуществлять прогнозирование предстоящих событий); операциональный (владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для совершения процесса выбора и освоения той или иной выбираемой профессии); эмоционально-волевой (воодушевление, уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой и самомобилизовываться на преодоление встречающихся трудностей); интеллектуальный (сформированность соответствующих интеллектуальных подструктур) [5, c. 9].

Е.В. Никишина (2009 г.) рассматривает готовность к исследовательской деятельности как системное образование, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивного [4, c. 157].

В.В. Игнатова, А.В. Кутузова (2012 г.) в своей статье определяют готовность как понятие, характеризующее потребности, мотивацию, нацеленность, психологическую настроенность студента сделать что-либо, умение собраться и действовать в нужный момент [2, c. 26].

М.Ю. Абрамова (2012 г.) анализирует подходы к понятию профессиональной готовности и выделяет 3 подхода:

  • 1. Готовность как результат накопления индивидуального опыта, необходимых знаний, умений и навыков (Б. Г. Ананьев, Б. Д. Ломов, Н. В. Кузьмина, П. П. Горностай, В. И. Варваров и др.)
  • 2. Готовность как проявление сформированности или необходимого уровня развития определенного психического качества (свойства), состояние, обеспечивающее результаты профессиональной деятельности (К. М. Дурай-Новакова, Я. Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, В. А. Сластении и др.).
  • 3. Готовность как интегрированное качество, состоящее из ряда компонентов (О. В. Госсе, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович С. В. Моторина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.). Готовность предстает как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения свои функций [1, c. 267-268].

Готовность проявляется в направленности на достижение цели деятельности, понимании ее основных задач, условий и возможных способов их решения, уверенности в своих силах, осознании и принятии ответственности за возможный результат. Включает готовность к ориентировке, исполнению и оценочно-рефлексивным действиям. Показателем готовности является высокая стабильность деятельности в модельных условиях (по Ф. Генову).

С нашей точки зрения наиболее приемлемым является определение И.А. Ревиной. Готовность к выбору профиля обучения будем определять как определенный уровень развития учащегося, представляющий собой целостную структурированную систему компонентов: мотивация, ориентирование, использование, оценка и самооценка, контроль результатов.

Проблема готовности понимается как основное условие для выполнения любого вида деятельности, для осуществления самопознания, пополнения личностного опыта, повышения уровня самостоятельности, которая способствует активизации потенциальных возможностей школьника и т.д. готовность обучение профессия психологический

Проведенный теоретический анализ позволяет характеризовать готовность как категорию деятельности, указывающую на функциональные и личностные характеристики ученика, необходимые для осознания выбора профиля обучения.

Список литературы

  • 1. Абрамова, М.Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя / М.Ю. Абрамова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. - С.266-270.
  • 2. Игнатова, В.В. Система оценки подготовлености студента к сотворческой деятельности в условиях компетентностного подхода / В.В. Игнатова, А.В. Кутузова // Педагогический журнал. - 2012. - №1. - С.22-32.
  • 3. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.
  • 4. Никишина, Е.В. Компоненты готовности учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности при обучении биологии / Е.В. Никишина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №113. - С.266-270.
  • 5. Ревина, И.А. Т Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте / И.А. Ревина: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. -- Нижний Новгород, 2008. - с. 24