Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Анализ подходов к определению готовности к выбору профиля обучения

Анализ подходов к определению готовности к выбору профиля обучения


Анализ подходов к определению готовности к выбору профиля обучения

Статья посвящена анализу научных подходов к определению готовности. В статье рассматриваются различные подходы к понятию «готовность».

Прикладная задача исследований проблемы готовности заключается в попытке выявления особенностей проявлений и формирований готовности учащихся основной общеобразовательной школы к выбору профиля обучения. Готовность рассматривается в трудах следующих исследователей: И.А. Ревиной, Е.В. Никишиной, В.В. Игнатовой, А.В. Кутузовой, М.Ю. Абрамовой и др.

В Большом психологическом словаре (2004 г.) готовность к действию характеризуется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [3, c. 102].

И.А. Ревина (2008 г.) связывает психологическую готовность к выбору будущего образовательного профиля и профессии с развитием следующих компонентов: мотивационный (отношение к выбору профессии, стремление сделать свой профессиональный выбор); познавательно-прогностический (представление об особенностях и условиях профессиональной деятельности, способность адекватно оценивать уровень профессионального соответствия и осуществлять прогнозирование предстоящих событий); операциональный (владение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для совершения процесса выбора и освоения той или иной выбираемой профессии); эмоционально-волевой (воодушевление, уверенность в своих силах и способностях, умение владеть собой и самомобилизовываться на преодоление встречающихся трудностей); интеллектуальный (сформированность соответствующих интеллектуальных подструктур) [5, c. 9].

Е.В. Никишина (2009 г.) рассматривает готовность к исследовательской деятельности как системное образование, состоящее из трех взаимосвязанных компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивного [4, c. 157].

В.В. Игнатова, А.В. Кутузова (2012 г.) в своей статье определяют готовность как понятие, характеризующее потребности, мотивацию, нацеленность, психологическую настроенность студента сделать что-либо, умение собраться и действовать в нужный момент [2, c. 26].

М.Ю. Абрамова (2012 г.) анализирует подходы к понятию профессиональной готовности и выделяет 3 подхода:

1. Готовность как результат накопления индивидуального опыта, необходимых знаний, умений и навыков (Б. Г. Ананьев, Б. Д. Ломов, Н. В. Кузьмина, П. П. Горностай, В. И. Варваров и др.)

2. Готовность как проявление сформированности или необходимого уровня развития определенного психического качества (свойства), состояние, обеспечивающее результаты профессиональной деятельности (К. М. Дурай-Новакова, Я. Л. Коломинский, В. А. Крутецкий, В. А. Сластении и др.).

3. Готовность как интегрированное качество, состоящее из ряда компонентов (О. В. Госсе, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович С. В. Моторина, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.). Готовность предстает как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения свои функций [1, c. 267-268].

Готовность проявляется в направленности на достижение цели деятельности, понимании ее основных задач, условий и возможных способов их решения, уверенности в своих силах, осознании и принятии ответственности за возможный результат. Включает готовность к ориентировке, исполнению и оценочно-рефлексивным действиям. Показателем готовности является высокая стабильность деятельности в модельных условиях (по Ф. Генову).

С нашей точки зрения наиболее приемлемым является определение И.А. Ревиной. Готовность к выбору профиля обучения будем определять как определенный уровень развития учащегося, представляющий собой целостную структурированную систему компонентов: мотивация, ориентирование, использование, оценка и самооценка, контроль результатов.

Проблема готовности понимается как основное условие для выполнения любого вида деятельности, для осуществления самопознания, пополнения личностного опыта, повышения уровня самостоятельности, которая способствует активизации потенциальных возможностей школьника и т.д. готовность обучение профессия психологический

Проведенный теоретический анализ позволяет характеризовать готовность как категорию деятельности, указывающую на функциональные и личностные характеристики ученика, необходимые для осознания выбора профиля обучения.

Список литературы

1. Абрамова, М.Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя / М.Ю. Абрамова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - №3. - С.266-270.

2. Игнатова, В.В. Система оценки подготовлености студента к сотворческой деятельности в условиях компетентностного подхода / В.В. Игнатова, А.В. Кутузова // Педагогический журнал. - 2012. - №1. - С.22-32.

3. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Олма-пресс, 2004. - 672 с.

4. Никишина, Е.В. Компоненты готовности учащихся к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности при обучении биологии / Е.В. Никишина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №113. - С.266-270.

5. Ревина, И.А. Т Формирование готовности к осознанному выбору будущего образовательного профиля и будущей профессии в подростковом возрасте / И.А. Ревина: автореф. дис. … канд. псих. наук: 19.00.07. -- Нижний Новгород, 2008. - с. 24

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее