Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Адаптационные механизмы социализации личности студентов в вузе

Адаптационные механизмы социализации личности студентов в вузе


Адаптационные механизмы социализации личности студентов в вузе

Высокие темпы глобальных изменений в обществе определяют современные требования к адаптационной функции образования, которая становится развивающей. В данном контексте сущность адаптации следует рассматривать как приспособление внешних условий процесса обучения и воспитания в вузе к внутренним уже ранее сформированным познавательным ориентирам бывших школьников.

В данном контексте вопросы личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Ведь именно в процессе обучения в вузе проходит первичное «освоение» профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуальные способы деятельности, формы поведения и общения [1].

Взаимодействие студента с вузом осуществляется одновременно по различным уровням:

· межличностного взаимодействия;

· факультетского взаимодействия;

· вузовского взаимодействия;

· профессионально-ценностный уровень.

При этом процесс адаптации бывших школьников является динамически сложным многоплановым процессом, включающим в себя адаптацию, как к новой социальной среде, так и к новым формам обучения.

Содержание процесса адаптации студентов включает три составляющие:

· социально-психологическую;

· деятельностную;

· дидактическую.

Методика адаптации студентов к условиям вуза предполагает использование комплекса методов, органично взаимосвязанных друг с другом и преследующих единую конечную цель. Сам процесс адаптации, с методической точки зрения, представляется мало изученным, поскольку, как правило, пренебрегают исследованию имеющихся условий (первоначально уровнем имеющихся у первокурсников знаний, умений и навыков), рассматриваемых в совокупности их взаимодействия.

Это создает проблемы, особенно остро ощущающиеся на первых этапах обучения. Новые преподаватели, непривычные методы изложения, большой объем содержания и темпы обучения, незнакомый режим работы (лекции, практические занятия, зачеты и экзамены), проведение тестовых тренировочных занятий приводят к тому, что бывшие школьники теряются. Они воспринимают вузовский стиль преподавания и содержание курсов начал математического анализа, аналитической геометрии и линейной алгебры как нечто, никак не связанное с предшествующим обучением математики в школе [2].

Вследствие указанных причин и происходит «разрыв» в процессе изучения ими школьной и вузовской математикой. Ясно, что для преодоления данных трудностей нужно как можно быстрее восстановить знания элементарной математики и «добрать» то, что по тем или иным причинам не вошло в «школьную математику», но является совершенно необходимым для продолжения изучения предмета. Это непростая задача: постоянно увеличивающийся объем вузовских знаний так велик, что в нем вчерашнему школьнику сложно определить, что главное, а что второстепенное, и что на деле может пригодиться ему в будущей профессиональной деятельности.

Это создает проблемы, особенно остро ощущающиеся на первых этапах обучения. При этом процесс адаптации студентов к учебному процессу заканчивается только к концу 2-го - началу 3-го учебного семестра. Поэтому для успешной дидактической адаптации студентов необходимо применять специальные средства обучения и адаптированные формы проведения лекционных и практических занятий, а также организацию самостоятельной работы студентов на протяжении этого длительного срока (до 3-х семестров). Как правило, этот этап по временному параметру охватывает весь период изучения основ различных разделов высшей математики.

Проанализировав государственные стандарты и дидактическую составляющую процесса адаптации студентов к условиям обучения в вузе, мы выделили основные этапы процесса адаптации студентов младших курсов с точки зрения передачи знаний.

Адаптационная функция разработанной нами дидактической системы заключается в создании специальных условий, обеспечивающих формирование системы профессиональной деятельности учащихся, не требующей дополнительных экономических, производственно-технических, кадровых ресурсов для адаптации как самого учебного заведения, так и его выпускников к новым производственно-экономическим условиям социума (см. Схема 1). адаптация дидактический научность

Схема 1

Так основными условиями, обеспечивающими эффективность данной функции является:

· ориентация каждого этапа на последовательное формирование профессиональной деятельности;

· преемственность всех этапов между собой;

· организация процессуальной системы, позволяющей студенту познавать общие закономерности;

· изучение и критериальная оценка динамики освоения профессиональной деятельности;

· формирование у студентов мотивационной готовности к профессиональной деятельности, креативности, операционной деятельности, рефлексии, как структурных компонентов системы профессиональной деятельности;

· осознание студентами себя как субъекта профессиональной деятельности, имеющего возможность оценки своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки.

Таким образом, на первый план была проблема разработки и внедрения новых методов обучения в высшую ступень образования, которые, в свою очередь, должны не противопоставляться школьным способам преподавания учебной дисциплины, а помогать адаптироваться студентам к новым вузовским формам обучения высшей математики.

Список литературы

1. Завалишина Д.Н. Образное мышление в контексте обучения // Вопросы психологии, 1992, № 1-2, С. 170-171.

2. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении. М. Наука, 1977. 267 с.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее