Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Взаимосвязь упражнений ритмической гимнастики и мышления

Взаимосвязь упражнений ритмической гимнастики и мышления


Взаимосвязь упражнений ритмической гимнастики и мышления

Обучение искусственно созданным двигательным действиям сопряжено с целым рядом психических функций и, в первую очередь, с мышлением. мышление познавательный физический

Еще выдающийся теоретик физической культуры П.Ф. Лесгафт указывал, что задачи физического образования состоят в том, чтобы научить занимающихся "изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой; сознательно управлять ими и приспособлять к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью; иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично". По выражению физиолога спорта В.А. Федорова, "при обучении двигательным действиям обращают внимание на мышцы, хотя в первую очередь необходимо совершенствовать мозг".

Интересно в этом отношении рассмотреть взгляд на физические упражнения известного педагога В.А. Сухомлинского, который на практике убедился, что для развития тонкого мышления нужна не простая физическая работа, не грубый изнуряющий труд, а тонкие, филигранные движения руками. "Есть особые, активные, наиболее творческие участки мозга, - писал Сухомлинский в книге "Рождение гражданина", - которые пробуждаются к жизни благодаря соединению процессов абстрактного мышления с тонкой, мудрой работой рук. Если такого соединения нет, эти отделы мозга превращаются в тупики". Обращаясь к нашим объектам исследования (спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности), можно констатировать, что, выполняя не только руками, но и ногами, всем телом высококоординированные движения ритмической гимнастики, включая одновременно в работу большое количество мышц тела и мимические мышцы лица, отражающие эстетическую сторону выполняемых двигательных действий, связанных с поиском, творчеством, абстрактным мышлением, мы стимулируем эти отделы мозга и не даем им потухнуть. Процесс формирования физической культуры личности неразрывно и органично связан с мышлением как высшим познавательным процессом, связанным с открытием с нового знания (в нашем случае - в области физического воспитания), с решением определенных задач и творческим преобразованием двигательных действий.

В.У. Агеевец и В.М. Выдрин, рассматривая влияние спорта на интеллектуальное развитие личности, обращают внимание на то, что при усвоении и усовершенствовании двигательной деятельности характерными являются главным образом три формы связи между мыслью и действием: а) интеллектуальная активность сопутствует исполнению двигательного действия, а процесс мышления выполняет функции непосредственного контролера и регулятора движений; б) мышление предшествует практическому действию и участвует в планировании предварительной организации действия; в) мышление участвует в анализе и оценке совершенного двигательного акта. Все три вида взаимосвязи между мыслью и действием различаются не только по своей форме, но и по характеру и в определенной степени влияют на развитие творческих способностей занимающихся физической культурой и спортом.

Разделяя точку зрения Песталоцци, согласно которой, человек является "произведением самого себя", все действия учителя должны быть направлены на то, чтобы стимулировать инициативу ученика. Процесс образования совершается в самом индивидууме, его инициатором может быть только сам субъект, воспринимающий в ходе этого процесса определенные навыки и знания. Для активации умственных процессов и развития творческих способностей на учебных занятиях с использованием комплексов ритмической гимнастики в процессе обучения нужно предлагать студентам самостоятельно проверять и критически оценивать выполнение некоторых частей комплекса. Для этого учебная группа делится на две команды, которые поочередно становятся "судьями" и "выступающими". После выполнения упражнений студенты должны не только поставить оценку, но и прокомментировать её.

По мере накопления студентами практического и теоретического опыта по ритмической гимнастике на втором этапе обучения занимающимся можно давать домашние задания, способствующие претворению умственных действий в практическую деятельность.

1. Предложите и продемонстрируйте на следующем занятии третье упражнение разученного нами комплекса (приставные шаги в сторону) с другой работой рук.

2. Замените второе упражнение разученного нами комплекса на свое, но не нарушая логической последовательности всего комплекса.

3. Усложните махи (наклоны, прыжки и т.д.).

На последующих занятиях нужно рассмотреть придуманные студентками движения, а удачное техническое решение заслуживает того, чтобы новое упражнение было внесено в комплекс, который выполняет на учебных занятиях вся группа.

Особое значение в процессе обучения двигательной деятельности необходимо уделять формированию целесообразной структуры внимания студентов к выполняемым движениям. Внимание к движениям есть мощный фактор овладения рациональной техникой выполнения спортивных движений-упражнений. Двигательная активность как таковая, координированность и ловкость движений, тонкое их чувство и дифференциация - все это, будучи "завязанным" на внимании к движениям, образуют двигательную культуру человека (Страхов В.И., Дубовый Л.М.). Сосредоточение на своих движениях и на движениях сокурсниц является существенным фактором повышения познавательного съема. На начальном этапе обучения необходимо и целесообразно направлять и акцентировать внимание студентов на:

- выявление основных технических показателей выполнения спортивных движений;

- ритмичность движений, контроль совпадения движений и музыкального сопровождения;

- снятие излишнего напряжения, скованности;

- соблюдение последовательности выполняемых упражнений.

На втором этапе обучения акцент внимания должен быть сделан на следующих моментах:

- нервно-мышечных ощущениях в процессе выполнения двигательных действий;

- соблюдение рекомендуемой амплитуды движений;

- уточнение качественных и пространственных характеристик совершенствования выполнения физических упражнений;

- мере прилагаемых усилий к тому или иному двигательному действию.

На третьем этапе обучения привлечь внимание необходимо к часто недооцениваемым объектам отработки техники, но главным, на наш взгляд, при формировании двигательной культуры у студенток:

- соблюдение гармонии двигательных действий, их согласованности;

- придание эстетической выразительности как отдельным физическим упражнениям, так и комплексу в целом;

- внесение творческо-индивидуальной интонации в выполняемые движении;

- адекватность самооценки и самопознания.

Язык движений, как и любая информационная система, являет собой самовыражение, требующее развития самонаправленного внимания (по В.И. Страхову, 1990). Самонаправленное внимание служит связующим звеном между внутренними ощущениями и их реальным проявлением, именно эта связка, ее целенаправленное и эффективное функционирование необходимо для решения задач становления и закрепления техники двигательных действий. Если правильно сформированный образ спортивного действия и "внутренний" алгоритм сблизятся в реальных действиях, создается эталонный образец движения, а в сочетании с одухотворенностью - эквивалент двигательной культуры. Следует иметь в виду, что формирование физической личности всегда есть процесс, в рамках которого студент представлен целостно - обучение идет и собственно физическим упражнениям и самопознанию их. Двигательные действия не сводятся только к движениям. Это их исполнительская часть. Любое действие сопряжено с психическими процессами - осознанием значения и цели действия, отражением в психике образа, схемы движений и способа их исполнения, волевыми проявлениями, эмоциональными состояниями и другими. Поэтому овладение техникой двигательных действий - это всегда сознательный и целенаправленный процесс. Чем большую сознательность и активность учащиеся проявят в обучении, тем быстрее и совершеннее сформируются у них теоретические и практические навыки в области физической культуры, способность к самостоятельному творческому осмыслению выполняемых действий. С целью сосредоточения самонаправленного внимания студентов при обучении и совершенствовании техники ритмогимнастических упражнений, на тонких нюансах изучаемых движений (перевод рук из одного положения в другое, повороты головы в целях акцента того или иного действия, постоянное сохранение правильной осанки и т.д.) мы советуем на этапах начального и углубленного разучивания рекомендовать студентам выполнять упражнения перед зеркалом.

Библиографический список

1. Кардялис К.К. О связи индивидуально-психологических свойств учащихся с их отношением к физической активности. М., 1988.

2. Милехина И.А. Спортивные соревнования в вузе как фактор повышения социогенных потребностей в физкультурно-оздоровительной деятельности. Саратов, 2002.

3. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент. М., 2000.

4. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.

5. Страхов В.И., Дубовый Л.М. Внимание к движениям. Саратов, 1996.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее