Мобильная версия
Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Аделаида Симонович и журнал "Детский сад"

Аделаида Симонович и журнал "Детский сад"


Аделаида Семеновна Симонович принадлежала к тому типу журналистов, для которых напечатанное слово не только не могло быть «вырублено топором», но и являлось основой и отражением собственной жизни, ибо жили они «по написанному» ими же самими.

Журнал «Детский сад», основанный Аделаидой Семеновной вместе с мужем, детским врачом и педагогом Яковом Мироновичем Симоновичем, возник из желания поделиться размышлениями об общественном воспитания детей. Мысли эти были обусловлены собственной деятельностью на таком поприще, и практический опыт Симоновичей вскоре дал возможность подобным размышлениям вырасти в целостную педагогическую теорию дошкольного воспитания. Статьи из журнала «Детский сад» за 1866-1868 гг. были изданы книгой «Практические заметки об индивидуальном и общественном воспитании малолетних детей» в 1874 году, затем - в 1884 году в переработанном и исправленном Аделаидой Семеновной варианте - под несколько измененным названием - «Практическое руководство к индивидуальному и общественному воспитанию малолетних детей». В 1907 году в издательстве И. Сытина вышла книга «Детский сад (практическое руководство для детских садовниц)» с рисунками дочери - Н.Я. Ефимовой-Симонович.

Сама мысль заняться организацией детских садов в России, «делать самое маленькое дело», была подсказана Аделаиде Семеновне Герценом, с изданиями которого девушку познакомил будущий муж, тогда еще студент. Герцен «стал [ее] героем, [ее] божеством, учителем жизни». Именно к нему за советом «с ничтожной суммой денег» молодые супруги поехали в Женеву в 1864 году, когда в стране задул ветер реакции. Мечтая организовать свободную школу и лишенные этой возможности в России, они хотели открыть таковую в Швейцарии для эмигрантов. Но Герцен, видя их искренний энтузиазм, посоветовал им вернуться на родину, ибо она сейчас «нуждается больше чем когда-либо в молодых честных людях».

Живя в Женеве, А.С. Симонович получила возможность ознакомиться с опытом первого народного детского сада, организованного благодаря инициативе племянницы знаменитого педагога Фридриха Фребеля: «Толпа маленьких детей, игравших в светлых комнатах и на открытом воздухе, ласковые детские садовницы, оживление и радость произвели на нас чарующее впечатление. Серьезное отношение к дошкольному воспитанию было новостью не только в России, но и на Западе». Решив по совету Герцена возвратиться в Россию, супруги изучили также организацию детских садов в Германии и, полные впечатлений и желания создать такие сады на родине, вернулись домой. Здесь, в Петербурге, они и открыли детский сад и стали в 1866 году издавать ежемесячный журнал, объемом около 350 страниц, «в котором помещался весь материал, добытый [ими] наблюдением и опытом». По сути, журнал «Детский сад» стал пособием в деле воспитания маленьких детей. А.С. Симонович вспоминала в 1917 году: «Материал для занятий в детском саду совершенно отсутствовал. Пришлось составлять игры, работы, рассказы, подбирать песни и прочее. <…> У нас не было сотрудников: все статьи были составлены исключительно нами двоими, корректура, конторская работа - все исполнялось только нами. Даже отправка по почте. Это был в полном смысле слова журнал кустарного происхождения, существовавший без основного капитала, только личным трудом». Но журнальное дело увлекало Аделаиду Семеновну, и прежде всего как возможность поделиться своими педагогическими идеями. В свое время ее привлек издательский опыт Л.Н. Толстого, она вспоминала, что «появление педагогического журнала “Ясная Поляна” произвело переворот в [ее] уме. Этот великий протестант против рутины искал сам, на практике, в своей школе, новые методы преподавания».

«Детский сад» Симоновичей тоже был нацелен на новаторские идеи в деле дошкольного воспитания - уже потому, что сама мысль об общественном воспитании маленьких детей в России была практически не востребована. В редакционной статье первого программного номера журнала говорилось: «У нас на воспитание маленьких детей обращают мало внимания. Главной целью журнала стало разъяснение необходимости создания детских садов и «содействие к их распространению в России посредством практических указаний». В журнале публиковались статьи по воспитанию, образцовые уроки по разным предметам, педагогическая хроника, критика и библиография детской, учебной и педагогической литературы, рассказы для чтения детьми, смесь (мелкие известия из детской жизни, игры, забавы, разные педагогические новости и прочее).

Восприняв мысль об общественном воспитания ребенка из идей Фребеля (само понятие «детский сад» - это перевод фребелевского Kindergarten), Симонович отнюдь не призывала точно следовать методике этого педагога. Она считала, что российские детские сады должны быть созданы на народной, русской почве, в них не должно быть чрезмерного дидактизма, убивающего самодеятельность ребенка, мешающего развитию в нем творчества. Этому была посвящена статья «Самодеятельность моего ребенка» в №8 журнала за 1866 год. Размышлениями о системе Фребеля полны и статьи «Оценка книги “Детские сады, метода воспитания и преподавания Фридриха Фребеля» в пятом номере журнала за 1867 год, «Критика системы Фребеля» первом номере «Детского сада» за 1868 год и другие. Журнал во многом исходил из идей К.Д. Ушинского, здесь предлагались подвижные игры, которые отражали жизнь русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами. Уже много позже, через 30 лет, в журнале «Вестник воспитания» А.С. Симонович снова выступила с мыслью о необходимости сохранять в детских садах, которых пока ничтожно мало, национальные особенности, не вводя ни механизации в занятия, ни педантичной последовательности, ни докучливых разговоров, ни строгой дисциплины.

Вместе с тем в журнал «Детский сад» не собирался открещиваться от опыта, накопленного в Европе, где идея организации детских садов набирала силу и находила широкое практическое применение. В первом номере издания появилась статья «Успехи детских садов», где рассказывалось об обществах в Германии, способствующих созданию этих учреждений. Такие общества успешно действуют в Берлине, Гамбурге, Магдебурге. «К величайшему удовольствию всех поборников детских садов, - говорилось в статье, - последние начинают распространяться и вне Германии. Требования образованных детских садовниц стали появляться также и в Англии, Франции, Бельгии, Швейцарии <…> Из вне германских садов нам известно существование трех детских садов в Нью-Йорке и Массачусетсе».

Здесь же, в первом номере нового журнала, были сформулированы и основные принципы, на которых должна строиться работа таких учреждений: «Детский сад есть воспитательное заведение для маленьких детей от 3 до 7 лет, без различия сословия и пола. Он не есть учреждение, в котором дети только играют между собой, как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в котором имеется только надзор за поведением детей; цель детского сада есть развитие детей телесно, нравственно и умственно и таким образом возможность дополнять, с одной стороны, недостаточное (по многим причинам) семейное воспитание, а с другой стороны, приготовлять детей к поступлению в школу; поэтому детский сад есть связующее звено между семейством и школой». Демократический смысл подобного заявления несомненен: детский сад - учреждение внесословное, а обозначенная воспитательная цель его практически совпадала с первой частью «формулы» прогресса, представленной П.Л. Лавровым в его знаменитых «Исторических письмах». О демократических симпатиях редакции журнала говорят и публикуемые здесь рассказы для детей. Так, например, в рассказе «Пожар» речь шла о тяготах крестьянской жизни: «Крестьяне платили еще подать - деньгами. Где же им деньги взять? Хлеб, который родится у них, им едва хватает на целый год. Молоко от коров, яйца от кур, шерсть от овец, лен и конопля, - все это крестьяне не могут продавать, так как у них есть дети, которых они кормят и одевают».

В этом смысле очень важно понять, как А.С. Симонович смотрела на главное действующее лицо в этом процессе созидания личности - воспитательницу детского сада, или - как замечательно в свое время ее назвал Фребель - садовницу: она «должна быть образованное лицо, преданное воспитанию детей; она должна быть энергична, бодра, свежа, весела, строга, но не злопамятна, взыскательна, но не придирчива. Она должна знать природу детей и различные ее проявления у различных субъектов. От степени умственного и нравственного развития садовниц зависит характер и направление детского сада. Садовница должна быть знакома не только с практической стороной, с техникой детского сада, но и с педагогикой вообще и стоять на такой степени развития, чтобы быть в состоянии влиять на детей». Главное в этом требовании редактора журнала к детской садовнице, конечно, образование, поскольку оно определяет и степень умственного и нравственного развития человека. Однако высшее образование для российских женщин было недоступно (сама Аделаида Семеновна попыталась в юности слушать лекции в Московском университете, но ее «просьба была с глумлением отклонена»), и мысль о необходимости такового тоже ставила редактора «Детского сада» в один ряд с деятелями демократического движения в России.

Так же как и одна из видных участниц этого движения Е.И. Конради-Бочечкарова, ратовавшая за право женщин на высшее образование и аргументировавшая его необходимость в том числе и ролью женщины-матери в обществе, А. Симонович считала, что «мать -- это народная сила; в ее руках вся будущность страны<…> Высокое призвание матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке дух самобытности, т.е. мать должна внушить ребенку те воззрения, которые заставят его всецело отдаться жизни и работать на общую пользу». Но «пока женщина не сделается всесторонне развитою и сведущею -- до тех пор она не должна воспитывать детей, ибо она не сможет». Кроме того, А. Симонович считала, что женщина не может замыкаться только в семье, она «должна работать непосредственно не для одной семьи, а для всех». Вместе с тем редактор «Детского сада» была убеждена, что до трех лет ребенок должен оставаться в семье, никто не заменит в первые годы «любящих инстинктов матери». Но только в детском саду удовлетворяется потребность ребенка «в товарищах для игр и занятий», здесь он научится жить в обществе, товариществу, дружелюбию, уважению к другим. Считая главным средством дошкольного воспитания и образования игру, А. Симонович видела в ней и возможность ввести в воспитание главное - труд, ибо «всякий труд уважаем, нет разницы между пахарем и писателем». Размышляя о нравственной составляющей в общественном воспитании детей, Симонович публикует интересную статью «Самолюбие, гордость, эгоизм», где высказывается очень важная мысль, что «научить сочувствовать радостям сложнее, чем состраданию». В журнале «Детский сад» особо обращалось внимание на важность систематического ознакомления ребенка с окружающим миром - «родиноведение», что тоже возможно именно в коллективе.

Однако, отмечая значение общественного воспитания детей, А. Симонович никогда не мыслила его изолированно от семейного и всегда подчеркивала, что «самое естественное воспитание, которое только человек может получить, есть воспитание в семье», и родители должны ежедневно уделять ребенку достаточно внимания; только около 5 часов в день он проводит в саду, где учится жить в обществе, все остальное время принадлежит матери и отцу. В первом, программном номере журнала говорилось, что редакция «не будет упускать из виду и домашнего воспитания, ибо последнее должно гармонировать с воспитанием детского сада, в противном случае оно парализует его благотворное действие».

А.С. Симонович мечтала о том, чтобы государство, как это она уже видела в Женеве, Вене и Берлине, устраивало такие детские сады -- с большими, светлыми, чистыми, хорошо вентилируемыми комнатами, где бы с детьми занимались образованные садовницы. Она с горечью писала, что в одной только Вене детские сады принимают 1500 детей, в Берлине -- четыре с половиной тысячи, тогда как во всей России детскими садами охвачено только 1000 детей, и эти сады частные. Ее заинтересовала специальная семинария в Вене, где готовили воспитательниц для детских садов, а также возможность бесплатно посещать садики детям из бедных семей. Симонович писала и хлопотала о бесплатных детских садах для детей рабочих. Но прошло почти двадцать лет с того момента, когда Аделаида Семеновна попыталась воплотить свою идею общественного воспитания детей в жизнь, однако ничего в отношении государства и общества к этой проблеме не изменилось, и Симонович в 1884 году констатировала: «На самом-то деле у нас не только нечего думать о бесплатных народных детских садах, но и о детских садах с платой».

Журнал «Детский сад» под руководством А.С. Симонович просуществовал около трех лет. Супругам из-за материальных проблем пришлось уехать в Тифлис, где они открыли детский сад для ребят разных национальностей. По возвращении в Петербург Аделаида Семеновна основала элементарную школу. В 1886 году после безвременной смерти мужа Симонович переехала в имение зятя в Тверской губернии, где создала в Калачево школу для местных детей, организовала ясли.

Свои идеи общественного дошкольного воспитания А.С. Симонович успешно применила в семье, где было шестеро своих детей, приемная дочь, а также фактически воспитывались племянники - дети сестры Аделаиды Семеновны, старший из которых - Тоша - стал знаменитым художником Валентином Серовым. Впоследствии его мать, музыкант и композитор, так же как и отец художника, вспоминала: «Семья Симонович играла преобладающую роль в период формирования его характера, имела огромное влияние на склад его убеждений, принципов. <…> Он крепко симпатизировал самой г-же Симонович. Во всю жизнь испытывал к ней редкое доверие, редкую привязанность». Об удивительной атмосфере добра, товарищества, творчества, царившей в этом доме, где жили очень небогато, но интересно, вспоминала дочь Симоновичей, художница Н.Я. Ефимова. Аделаида Семеновна вырастила прекрасных детей, несмотря на постигшее ее горе (в 40 лет она осталась вдовой с огромной семьей на руках). Семена доброго, разумного, вечного, посеянные ею с мужем, дали прекрасные всходы. Их внуки защищали родину в Отечественную войну, сохраняли и развивали российскую культуру, был среди них и французский ученый, лауреат Нобелевской премии. Но это уже совсем другая история.

дошкольный воспитание детский симонович фребель

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее