Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Адаптивные возможности учащихся 1–2 классов в условиях экспериментальной программы 12-летнего обучения

Адаптивные возможности учащихся 1–2 классов в условиях экспериментальной программы 12-летнего обучения


На современном этапе развития отечественной школы в условиях модернизации образования все более актуальными становятся вопросы, которые отражают функциональные особенности организма учащихся и состояние их здоровья в условиях различных образовательных сред. Проблема адаптации учащихся к учебным нагрузкам является актуальной и ведущей в возрастной физиологии, медицине, педагогике, психологии. Без изучения влияния новых программ обучения на функциональное состояние организма невозможно обеспечить соответствие между состоянием образовательной среды и адаптивными возможностями учащихся [2, 5, 6]. В плане сказанного возникает необходимость тщательного изучения всех аспектов адаптации в условиях инновационных и традиционных форм обучения. Это позволит получить своевременную информацию о ходе адаптации учащихся к учебным нагрузкам, о состоянии их здоровья и даст возможность принять адекватные педагогические и профилактико-оздоровительные решения. Одним из аспектов реализации поставленной проблемы является проведение Федерального эксперимента по программе 12-тилетнего обучения (начальная школа включает 4 года). Это вызвано тем, что неблагоприятное воздействие некоторых инновационных форм обучения на соматическое и психическое здоровье учащихся привело к попытке постепенного наращивания учебных нагрузок, особенно в период начального образования за счет перехода на четырехлетнюю форму обучения [4].

Программа 12-тилетней общеобразовательной школы направлена на адаптацию учащихся к постоянно наращиваемому объему необходимых на разных уровнях образования знаний. Продление сроков обучения в общеобразовательных учреждениях на один год даже при сокращенной недельной учебной нагрузке обучения даст возможность повысить доступный уровень образования, а также сохранить здоровье учащихся. Такой переход на 12-тилетнюю школу требует тщательного анализа и физиолого-гигиенического обоснования. Исследования в этой области малочисленны, а в плане проведения мониторинговых физиологических исследований практически нет.

Целью работы явилось изучение влияния экспериментальной программы 12-тилетнего обучения на адаптационные возможности учащихся 1-2 классов.

В эксперименте приняли участие 21 учащийся (12 мальчиков и 9 девочек) 1-2 классов НОШ №9 г. Майкопа. Обучение проводилось по пятидневной неделе, в I смену учащихся 1 класса и в 1 полугодии - 2 класса, в 1 классе было по 4 урока, а во 2 - по 5 уроков ежедневно.

Умственная работоспособность (УР) исследовалась в динамике учебного дня (до уроков, затем: после каждого урока) и в течение учебного года (в начале - октябрь, в конце - апрель) - методом дозированных во времени заданий по буквенным таблицам. Известно, что динамика УР адекватно отражает функциональное состояние ЦНС организма и зависит от комплекса разнообразных «школьных» факторов [1]. Умственная работоспособность учащихся относится к одной из фундаментальных категорий в гигиене детей и подростков. Она одновременно является одним из наиболее интегративных и тонких показателей их здоровья, а также адекватно отражает приспособление детского организма к учебным нагрузкам, их возможности в овладении различными учебными предметами [1].

Исследования показали, что в дневной динамике УР учащихся I класса несколько улучшалась на первом уроке, а затем постепенно снижалась на последующих уроках, достигая наименьшего значения на последнем. Это указывает на достаточно хорошую адаптацию учащихся к учебным нагрузкам на первом уроке, дальнейшее снижение УР на последующих уроках свидетельствует о более раннем развитии утомления и еще недостаточных адаптивных возможностях детей этого возраста для поддержания хорошей УР более продолжительное время (рис. 1). Из рисунка видно, что на 1 уроке группа первоклассников с высоким уровнем работоспособности несколько увеличилась (на 6%), к концу уроков снизилась в среднем на 8%, а с низким уровнем практически оставалась без изменений на I уроке, возрастая затем со 2 урока до конца занятий.

Во 2 классе у школьников наблюдалось увеличение группы детей с высоким уровнем работоспособности с 1 по 3 урок в среднем до 9%, снижение ее на 4 и 5 уроках, приближаясь к исходному уровню (рис. 1). Группа учащихся с низким уровнем работоспособности возрастала только на последних уроках, практически не изменяясь на предыдущих. Характер выявленных изменений во 2 классе свидетельствует о повышении адаптивных возможностей детей, о благоприятной адаптации к учебным нагрузкам по сравнению с 1 классом.

Рис. 1. Распределение по группам умственной работоспособности учащихся 1-2 классов в условиях экспериментальной программы 12-летнего обучения в течение учебного дня (среднегодовые данные)

Начало учебного года

Конец учебного года

Рис. 2. Темпы прироста показателей умственной работоспособности учащихся 1-2 классов в условиях экспериментальной программы 12-летнего обучения в течение учебного дня (годовая динамика).

Примечание: А - интенсивность работы - число просмотренных знаков за 2 минуты; Б - количество общих ошибок (на 200 знаков);

«П» - коэффициент преобладания хороших работ над плохими (отн. ед.);%БР - процент безошибочных работ.

Анализ годовой динамики умственной работоспособности учащихся показал, что в 1 классе на первом уроке показатели УР (интенсивность работы, коэффициент «П» и др.) были выше в конце учебного года по сравнения с началом, а на последних уроках значительно ниже (рис. 2). Это указывает, что концу 1 класса адаптивные возможности детей возрастают, но способность длительно поддерживать высокую работоспособность еще остается низкой, что проявляется в развитии более выраженного утомления к концу учебного дня. Во втором классе как в начале учебного, так и в конце у школьников выявлена достаточно хорошая УР, только на последнем уроке наблюдается ее снижение, особенно в конце учебного года, что очевидно является результатом естественного утомления, а также переходом детей во II полугодии во вторую смену, что сопровождается переделкой сложившегося динамического стереотипа, и повышением напряжения ЦНС (рис. 2).

Сравнение динамики УР учащихся 1-2 классов с 12-тилетним обучением с результатами, полученными в 11-тилетней школе [3], показало более высокие адаптивные возможности детей экспериментальной программы 12-тилетнего обучения. Вероятно, высокая продуктивность умственного труда школьников экспериментального класса является следствием увеличения сроков обучения (4 года) и 3-х разовыми в неделю уроками физической культуры.

На основании полученных результатов можно заключить, что экспериментальная программа 12-тилетнего обучения для учащихся 1-2 классов является физиологически более благоприятной, чем 11-тилетняя, так как легче протекает адаптация школьников к учебным нагрузкам. Таким образом, совершенствование структуры и содержания общего и физического образования традиционной системы в рамках 12-тилетнего обучения позволяет сохранить высокие адаптивные возможности, умственную работоспособность и снизить напряжение ЦНС учащихся 1-2 классов в течение учебного года.

Примечания

адаптация учебный общеобразовательный школа

Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М., 1968. - 251 с.

Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. // Здравоохранение. - 1997. - №3 - С. 29-32.

Нарыжная Н.В. Физиологическая адаптация учащихся вторых классов к учебным нагрузкам в условиях гимназии и традиционной формы обучения // АЬ OVO. - Студ. журнал АГУ. - Майкоп: Изд-во АГУ - 2003. - №4 - С. 122-128.

Филиппов М.В. О структуре двенадцатилетней средней общеобразовательной школы // Вестник образования. - М., 1999. - С. 48-49.

Хрипкова А.Г. Здоровье школьников // Биология в школе. - 1997. - №2. - С. 11-14.

Шаханова А.В., Глазун Т.В., Силантьев М.Н, Хасанова Н.Н. Состояние здоровья детей и его динамика в условиях инновационных образовательных и физкультурно-оздоровительных технологий // Валеология. - №1. - Ростов-н/Д. - 2005. - С. 36-45.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее