Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Педагогика arrow Адыгейский просветитель-гуманист Ч.Т. Пшунелов и проблемы воспитания детей

Адыгейский просветитель-гуманист Ч.Т. Пшунелов и проблемы воспитания детей


Одной из исследовательских задач нами поставлена задача выяснения отношения Ч.Т. Пшунелова к проблемам воспитания детей, молодежи.

Анализ не только педагогической деятельности, но особенно публикаций Пшунелова дает полное основание утверждать, что его педагогические мысли, педагогическое мировоззрение, дидактические идеи представляют собой целостность учебно-образовательно-воспитательных функций школы, учителя, учебника, книги, литературы, родителя, общества, государства.

Ч.Т. Пшунелова волновали многообразные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей, молодежи - это и воспитание любви к Отечеству, воспитание интернационализма, воспитание трудолюбия, воспитание бережного отношения к прогрессивным этнотрадициям, к природе, воспитание красоты человеческих взаимоотношений, эстетики, и воспитание ловкости, силы, здорового образа жизни….Эти аспекты нашли отражение во всех его статьях, начиная с самых первых публикаций, а также в специальных работах, посвященных воспитательным аспектам, во всех учебниках и научно-методических разработках.

В ранних публикациях Ч.Т. Пшунелов непосредственно не затрагивал вопросы эстетического воспитания, или вопросы патриотического, трудового, физического воспитания детей и молодежи, или воспитания дружбы, уважительного отношения к этнокультурным ценностям, традициям, обычаям и т.д., но он, как истинный педагог, осознавал, что те факты, мероприятия, о которых пишет, которые анализирует, пишет, анализирует весьма эмоционально, нередко - восторженно это не просто информация, эти публикации и факты, мероприятия, описанные в них, несут в себе определенный, весьма эффективный и целенаправленный заряд в воспитательном плане.

Обратимся к конкретным публикациям Пшунелова раннего периода, Пшунелова - учителя, заведующего Урупским аульным нормальным училищем.

Еще в 1913 г. Чишмай Тохович опубликовал статью в Кубанских областных ведомостях под названием «Областная жизнь. Благодарность», в которой рассказывалось о праздничном бале в сельском училище, организованном молодежью аула Урупского и имевшем большое воспитательное воздействие не только на детей и молодежь, но и на взрослых. Именно поэтому Ч.Т. Пшунелов с благодарностью обращается к организаторам праздничного бала: «…Заведующий Урупским аульным нормальным училищем от имени попечительства и от себя выражаю глубокую благодарность молодежи аула Урупского, устроившей по своему почину грандиозный 3-х суточный бал с угощениями в училище по случаю высокоторжественного праздника 300-летия Дома Романовых. На балу играл духовой оркестр. Были приглашены в гости многие русские из окрестных селений и станиц. Расход выразился в несколько сот рублей. На остаток от сбора с добавлением предполагается устройство скачек в а. Урупском…» (1).

Через два месяца появляется другая заметка, посвященная как раз этим скачкам. Скачки у адыгов были не только излюбленным и красочным зрелищем после торжественных мероприятий, праздников, свадеб, юбилейных торжеств, но скачки - это мощный институт воспитания сильного духом и телом, смелого, выносливого, гармонично красивого подрастающего поколения, способного на красивые нравственные поступки и поведение в повседневной жизни дома, в школе, в гостях, в общественных местах. Все это глубоко понимал сельский учитель, детство и юность которого проходили в таких же условиях, который воспитывался на народных традициях, учитель, который получил классическое профессиональное образование и преданно служил ему.

Ч.Т. Пшунелов не мог не писать о скачках. Статья так и называется «Скачки в ауле Урупском». Вот некоторые строчки из этой статьи, повествующие эмоционально о скачках, о силе, возможностях этого феномена, настраивающих детей, молодежь, народ, да и нас, современников, на патриотически-приподнятое, эмоционально-восхитительное душевное состояние, абсолютно лишенное какой-либо окраски фальши, недисциплинированности.

Подобное зрелище оказывает, без всякого сомнения, положительное воздействие на сознание, чувство, волю не только детей, молодежи, но и взрослых, всех присутствующих на нем. Особенность скачек состоит в том, что они собирают огромную массу участников, зрителей - детей, молодежь, старшее поколение, мужчин и женщин, гостей аула, можно сказать, весь аул. Поэтому воспитательным воздействием охватывает этот народный институт, как и хорошо организованная свадьба, огромную массу людей разных поколений. В этом сила данного зрелищно-воспитательного мероприятия, мимо которого не мог пройти педагог-воспитатель, не описав его красоту и нравственный потенциал. Результаты научного анализа издательской деятельности Ч.Т. Пшунелова подтверждают мысль о том, что он исключительно ответственно относился к вопросам воспитания детей и молодежи. Каждое мероприятие, каждый педагогический факт для него серьезно, значимо, заслуживает внимания.

Праздничный бал, скачки, благотворительная деятельность взрослых и детей, материнский и русский языки, пионерская и комсомольская деятельность, походы, экскурсии, литературные вечера… - все для Ч.Т. Пшунелова педагогически значимо, в воспитательном плане - большая ценность.

Для аргументации и подтверждения вышеизложенного обратимся еще к одной из ранних публикаций Пшунелова, которую он озаглавил «Благодарность». Из аналитического материала представим следующий отрывок из этой статьи: «…Заведующий Урупским аульным нормальным училищем выражает искреннюю благодарность г. директору Безскорбненской учительской семинарии за разрешение, данное им учащимся на посещение литературного вечера, устроенного в здании семинарии…

Вечер прошел весьма оживленно, и дети были в восторге от всего увиденного и услышанного.

Видно было, что гг. устроители вечера не пожалели ни средств, ни энергии. Побольше бы таких вечеров!» (2).

Благодарность и призыв - пожелание: «Побольше бы таких вечеров!» прозвучали в статье Ч.Т. Пшунелова вполне обоснованно. Он, прекрасный словесник, литератор широкого профиля, владевший в совершенстве родным, русским, арабским, немецким языками, хорошо понимал духовно-нравственную воспитательную значимость художественного слова, художественной литературы и, в частности, литературных вечеров.

К серии «Публикации по проблемам воспитания» мы отнесли такие работы Ч.Т. Пшунелова, как названные выше ранние его работы, кроме них статьи «Закят», духовенство и школы», «Первый революционер…», «Мое Шов-генов», «За культуру. Там, где рождается новая жизнь», «Аул Урупский», «Война и учительство», «О родном языке», «Русский язык в адыгейской школе».

Для краткого научного анализа мы особо выделили из этой серии одну наиболее значимую работу Пшунелова - это «Ум животных» в трех книгах, на адыгейском языке. Перевод с переработкой Ч.Т. Пшунелова (3).

Предварительно отметим, что Ч.Т. Пшунелов считал детское чтение, детские произведения, устное народное творчество прекрасными и весьма эффективными педагогическими средствами воспитания детской души. В то же время педагог-филолог хорошо был осведомлен о сложном положении с детской литературой, о большом дефиците различных книг, сборников с произведениями устного народного творчества для детей школьного возраста.

Учитывая эти два серьезных обстоятельства - воспитательный потенциал детской литературы, особенно устного народного творчества, и дефицит этого материала, - Ч.Т. Пшунелов подготовил и издал в 1929 году фундаментальную работу «Ум животных» в трех книгах в переводе с переработкой Ч.Т. Пшунелова. Тираж каждой из книг составляет 2000 экземпляров, что дало возможность обеспечить школьные библиотеки области в достаточной степени.

Впервые появилась книга подобного рода и возможность у детей читать интересные рассказы различных авторов, в большинстве своем рассказы европейских авторов о животных, о природе, имеющие большую воспитательную направленность, формирующие у детей любовь и чуткое отношение к животным, к природе.

Важно отметить, что педагогическое мировоззрение Ч.Т. Пшунелова не замыкается на узкоэтнических проблемах, его педагогические взгляды характеризуются целенаправленностью и перспективностью, чему свидетельствуют его многочисленные высказывания и данное переведенное и переработанное издание с детскими художественными произведениями не только русских авторов, но и европейских.

В статье «Горцы Кубанской области и образование», опубликованной еще в 1916 г. в журнале «Кубанская школа», педагог-просветитель радостно восклицает: «Пора уже и нам, горцам, приобщиться в живую семью культурных народов!» (4). Он мечтал (и верил в осуществление мечты) о том, что приближается то счастливое время, когда горец будет иметь возможность получать европейское образование.

«Теперь, - пишет он в той же статье, - можно радостно и спокойно констатировать факт благожелательного отношения наших стариков к учащейся молодежи, чего раньше нельзя было заметить. Европейски образованный горец нашел, наконец, почет и славу у своих сородичей» (5).

Можно не сомневаться в том, что работа Ч.Т. Пшунелова «Ум животных» - «Хьайуанэмэ яакъыл» (перевод и переработка) - не случайное явление, а целенаправленное издание, основанное на педагогических воззрениях автора, понимающего глубоко воспитательную значимость подобных книг и знающего об отсутствии детской художественной литературы, написанной на родном (адыгейском) языке для национальных школ области.

Мы, изучив эти три книги, пришли к выводу, что они представляют собой большую художественную и духовно-нравственную ценность не только для того времени, но и для современного периода. Поэтому переиздание этих книг на славянской графической основе (книги переведены и переработаны на латинице) для адыгейских начальных классов сыграло бы существенную образовательно-воспитательную роль, особенно в деле воспитания у детей экологической культуры.

В содержания трех книг данного издания «Ум животных» включено, около 40 рассказов о животных. Они размещены на 83 страницах книг, каждый рассказ представляет собой большой педагогический образовательно-воспитательный интерес. И в познавательном плане, и в воспитательном плане все рассказы без исключения содержат в себе большой педагогический потенциал.

Книги хорошо иллюстрированы, что, несомненно, повышает интерес детей младшего школьного возраста к рассказам, к эпизодам рассказов, отраженных в конкретных иллюстрациях.

В таком стиле и в таком жанре переводы на адыгейский язык не производились ни до, ни после перевода Ч.Т. Пшунелова, включая и современных адыгских переводчиков. Можно гипотетически предположить, что в данном случае Ч.Т. Пшунелов впервые использовал инновационный подход в переводческой деятельности, который так и называется - перевод с переработкой, основанный на дидактических принципах и правилах - от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от наглядного к отвлеченному, от конкретного к абстрактному; на принципах наглядности, учета психологических, регионально-краеведческих и этнокультурных особенностей.

Педагогические взгляды Пшунелова характеризуются здесь его желанием и стремлением усилить интерес детей к рассказам, повысить эффективность их воспитательного воздействия на детские формирующиеся души.

Ч.Т. Пшунелов, как педагог-профессионал, хорошо знал психологию детей, их особые интересы, любовь и привязанность к животным. Он был убежден, что именно на этом интересном, содержательном и близком к детям материале можно успешнее организовать педагогический процесс по формированию добрых, гуманистических качеств личности ребят. И вся его издательская деятельность, все его публикации характеризуются гуманно-педагогической направленностью. В этом сила педагогического мировоззрения Ч.Т. Пшунелова, сила его личности.

воспитание пшунелов молодежь эстетический

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее