Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Финансы arrow Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности

Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности


Особенности бюджетирования строительных организаций в условиях финансовой нестабильности

Значение бюджетирования как инструмента планирования и контроля за деятельностью организации в сложившейся экономической ситуации неуклонно возрастает. Это связано с тем, что в целях эффективного управления, компании вынуждены грамотно расходовать ресурсы, имеющиеся в наличии, а также целесообразно привлекать капитал, необходимый для финансирования деятельности, что в условиях финансовой нестабильности становится более проблематичным, поскольку существует объективный риск невозврата в случае убыточности проекта, что требует от кредиторов, инвесторов и прочих финансовых институтов дополнительных проверок при предоставлении средств[1]. Существует целый перечень факторов, которые усложняют процесс бюджетирования в строительной отрасли:

- объём производства непосредственно связан с количеством заказов, что не позволяет спрогнозировать приблизительное количество проектов, реализуемых в ближайшее время [2];

- строительство и эксплуатация объекта - различные технологические этапы для девелопера, поступления денежных средств начинаются после ввода объекта в эксплуатацию, т.е. финансовая отдача наступает не сразу, что говорит о необходимости наличия нескольких кредитных линий либо рефинансирования краткосрочного кредита на строительство в долгосрочный, погашение которого наступит, когда проект окупится;

- неравномерная потребность в оборотных средствах в процессе создания объекта недвижимости;

- оплата работ в процессе строительства происходит по особому порядку с учетом норм выработки, объема выполненных работ и контроля качества [3].

Бюджетирование строительных организаций с учетом приведенных выше особенностей осуществляется на основании регламента, утвержденного руководителем компании [4]. Его основными составляющими являются:

- перечень бюджетных форм с комментариями к бюджетным показателям;

- основные принципы формирования показателей бюджетных форм;

- принципы, благодаря которым формируются показатели, отражающие фактическое исполнение бюджетов;

- взаимосвязь и взаимозависимость планового и фактического исполнения бюджетов.

В рамках бюджетирования на строительном предприятии существует проблема составления бюджета, поскольку каждая бюджетная форма требует взаимодействия практически всех служб, отделов и подразделений организации. Для этого составляется особая матрица, которая включает в себя не только наименования бюджетных форм, но и ответственных исполнителей, а также контролирующих лиц. Всё это вытекает из специфики отрасли, которая подразумевает поэтапное выполнение работ.

Стоит отметить, что бюджетный процесс в строительстве соответствует позаказному типу производства, т.е. построение системы происходит не на основе бюджета продаж, а с помощью бюджета производства, поскольку зачастую каждый производимый фирмой объект сугубо индивидуален, имеет свои сроки реализации и особенности эксплуатации, поэтому основной ориентир бюджетирования в данной отрасли - бюджет производства под конкретный строительный объект [5].

Бюджет производства - ключевой элемент бюджетирования в строительной отрасли. Его предназначение заключается в планировании объемов и услуг, реализуемых в рамках производства[6]. Этот бюджет позволяет определить конкретную производственную программу организации на предстоящий бюджетный период (табл. 1).

Таблица 1. Бюджет производства работ, руб.

Показатель

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

За год

Объем реализации продукции (ремонт)

100000

158400

172800

110400

541600

Объем реализации продукции (объекты)

341000

56935

135184

916799

1449918

Незавершенное производство от ремонтных работ на конец квартала

25000

39600

43200

27600

Прирост незавершенного производства от ремонтных работ

1000

14600

3600

-15600

Незавершенное производство по строительным объектам на конец квартала

63892

250512

261395

-916799

Объем незавершенного производства по строительным объектам

404892

307447

396579

0

Объем производства продукции

505892

480447

572979

94800

1654118

бюджетирование строительный финансовый

В данном случае бюджет был составлен с учетом незавершенного производства и остатков готовой продукции на начало периода. Объем производства складывается из суммы плана реализации объектов в периоде (квартал) и изменения запасов незавершенного производства. Бюджет незавершенного производства составляется на основании сметной документации с учетом временной и объектной разбивки [7] (табл. 2).

Таблица 2. Бюджет незавершенного производства, руб.

Показатель

IV кв. предшествующего г.

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

НЗП от ремонтных работ

24000

25000

39600

43200

27600

НЗП по строительным объектам

НЗП объект №4, предшествующего г.

341000

-341000

НЗП объект №1

347957

172263

396579

-916799

НЗП объект №2

56935

-56935

НЗП объект №3

135184

-135184

Итого НЗП по объектам

341000

63892

250512

261395

-916799

Объем НЗП по строительным объектам

404892

307447

396579

Эти бюджетные формы тесно взаимосвязаны между собой, поскольку бюджет производства составляется непосредственно с учетом объектов незавершенного производства. Стоит принимать во внимание тот факт, что в новом бюджетном периоде может произойти вынужденная переоценка активов, что приведет к изменению общей суммы планируемых затрат. В кризисный период такая переоценка может произвести как положительный, так и отрицательный эффект. Первый заключается в том, что вследствие уменьшения спроса стоимость необходимых материалов и услуг может быть снижена. Отрицательный эффект проявляется в обратную сторону - затраты могут значительно увеличиться из-за увеличения общей стоимости необходимых для проведения работ материалов [7]. После составления бюджет производства проходит корректировку в соответствии с календарем выполнения работ.

Составление бюджета производства происходит в два этапа: на первом этапе планируется объем реализации (обычно по отгрузке, т.е. после подписания заказчиком документов, которые подтверждают выполнение работ, услуг). При его формировании также учитывается наличие товарно-материальных ценностей на складе. Второй этап заключается в планировании денежных поступлений от проекта в рамках временного периода (квартала). Денежные поступления в зависимости от времени поступления делятся на авансовые платежи (оплата происходит до подписания акта о приемке работ), текущие платежи (оплата происходит в квартале сдачи работ заказчику), погашение задолженности (оплата происходит после позже сдачи работ).

Данное деление денежных поступлений в период кризиса является одним из инструментов хеджирования рисков [8]. При грамотном управлении задолженностью можно не только избавиться от инфляционной составляющей, но и получить прибыль от имеющихся в качестве задолженности средств. Но важно понимать, что в случае обратного эффекта возникает потеря ликвидности и организация не сможет ответить по своим обязательствам в ранее установленные сроки.

В последнее время все большую популярность в рамках эффективного управления капиталом набирает направление агентских затрат. С точки зрения бюджетирования агентские затраты отражены в бюджете коммерческих и управленческих затрат (табл. 4).

Таблица 4. Бюджет коммерческих и управленческих затрат, руб.

Показатель

I кв.

II кв.

III кв.

IV кв.

За год

Выручка от реализации

1075000

478000

960800

1378000

3214800

Коммерческие затраты

53750

23900

48040

68900

194590

Материальные затраты

1500

1600

1400

1400

5900

Зарплата управленцев

100000

100000

120000

120000

440000

Прочие затраты

2000

2000

2000

2000

8000

Итого управленческие затраты

103500

103600

123400

123400

453900

Особенностью такого бюджета является то, что расходы направлены на содержание управленческого аппарата организации. Также существует объективная необходимость описания постатейного распределения данных расходов для определения их целесообразности [9]. Зарубежный опыт дает положительный пример использования агентских затрат с целью повышения эффективности деятельности организаций, поскольку эффект в стоимостном выражении, получаемых от их действий, превышает затраты на привлечение агентов.

Таким образом, бюджетирование в строительных организациях должно учитывать многие факторы, такие как: разработка проектной документации; взаимосвязь между подразделениями и субподрядными организациями; ограниченность материальных и трудовых ресурсов; поставку в срок сырья и материалов[10]. Это один из способов хеджирования рисков, возникающих в связи с ухудшением общего экономического положения страны и экономической отрасли. Каждая бюджетная форма позволяет не только оценить и спланировать предстоящие производственные расходы и поступления от реализации, но и способствует определению ресурсов, управление которыми даст возможность снижения негативных последствий, вызванных нестабильностью в финансовой сфере.

Литература

1. Becker, Sebastian D. and Mahlendorf, Matthias D. and Schдffer, Utz and Thaten, Mario, Budgeting in Times of Economic Crisis (May 12, 2015). Contemporary Accounting Research, Forthcoming. URL: ssrn.com

2. Tonysheva L.L., Fedorova O.B., Chizhevskaya E.L. Organizational mechanism for regional service economy management. // Life Science Journal. 2014 12 (12). pp. 597-599. URL: lifesciencesite.com/lsj/life1112/115_26859

life111214_597_599.pdf

3. Акимов В.В. Экономика отрасли (строительство). // М.: ИНФРА-М, 2013. - 275 с.

4. Мазий В.В. Организация бюджетной системы на предприятии. // Науковедение. Электронный журнал. 2012. №4 (13). С. 175 URL: naukovedenie.ru/PDF/35ergsu412.pdf

5. Мазий В.В., Чеканова К.О. Обеспечение стабильного финансового состояния малых строительных организаций в условиях кризиса. // Инженерный вестник Дона, 2015, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3338.

6. Крюкова О.Н. Перспективы реализации принципов бюджетирования издержек обращения. // Инженерный вестник Дона, 2012, №4 (ч. 2). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4p2y2012/1445.

7. Зеленцов Л.Б., Акопян Н.Г., Трипута И.Г. Особенности системы бюджетирования и управления затратами в строительстве. // Научное обозрение, 2015. №22. с. 347-350

8. Дмитриева Л.А. Особенности бюджетирования в строительстве. // Инновационное образование и экономика. 2015. Т. 1. №20 (20). С. 48-50.

9. Цапко К.А. Организация процесса бюджетирования проектов в проектно-изыскательских организациях. // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. №4 (29). С. 57.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее