Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow Бизнес-планирование инвестиционного проекта реализуемого предприятием АПК

Цели, задачи и структура бизнес-плана

Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-планирование помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • - определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • - сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • - выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • - выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • - определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • - оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • - предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Основная задача бизнес-планирования заключается в том, чтобы дать картину перспектив развития фирмы т. е., ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

Бизнес-планирование определяет цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем будущем, так и на перспективу.

Ценность бизнес-планирования определяется тем, что оно:

  • - дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
  • - содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
  • - служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.

Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал и спланировал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.

Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и вам. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.

Бизнес-планирование помогает:

  • - принимать важные деловые решения;
  • - подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела;
  • - получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу;
  • - предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе;
  • - поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе;
  • - расширяться в новых и перспективных отраслях;
  • - быть более убедительным при поиске финансирования.

Существует восемь различных причин, которые определяют характер бизнес-планирования в зависимости от того, для кого оно предназначено (соответственно, все они преследуют различные цели):

  • 1. Бизнес-план для себя. Это своего рода самоконтроль: что необходимо для открытия дела? Достаточно ли реалистична идея?
  • 2. Бизнес-план для получения кредита. До недавнего времени российский предприниматель для получения кредита в банке мог представить лишь двухстраничное ТЭО (Технико-экономическое обоснование), которое, впрочем, не являлось решающим для принятия банком или другой финансовой организацией решения о предоставлении кредита. Решающими же были личные связи, рекомендации, а также осведомленность банкиров о состоянии дел кредитополучателя (как правило, предприниматели брали кредиты в банках, клиентами которых они были). В последнее время все больше и больше российских банков требуют от предпринимателей бизнес-план для предприятия окончательного решения о выдаче (или не выдаче) кредита.
  • 3. Бизнес-план для привлечения средств сторонних инвесторов. Инвесторами выступают: венчурные инвестиционные фонды, частные инвесторы или публичная эмиссия акций. Если вы привлекаете средства за счет публичной эмиссии акций вашей компании, бизнес-план, содержащий сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продаж, производства и о финансовых перспективах, поможет вам успешнее продать компанию инвесторам. По мере того, как российский фондовый рынок развивается и стабилизируется, бизнес-планы будут приобретать все большее значение для осуществления публичной эмиссии ценных бумаг (и во всей видимости, станут основой проспекта эмиссии). Российская практика имеет мало прецедентов создания и открытого распространения бизнес-планов в качестве вспомогательного инструмента публичной эмиссии.
  • 4. Бизнес-план для совместного предприятия или стратегического альянса с иностранным партнером. Иностранные компании, пережив эйфорию первых лет перестройки, теперь с большей осторожностью подходят к оценке потенциального партнера по совместному предприятию. И грамотный бизнес-план дает уверенность иностранному партнеру в серьезности вашего дела.
  • 5. Бизнес-план для заключения крупного контракта.
  • 6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников. В наши годы трудно переманить профессионалов из других фирм, даже пообещав им более высокие заработки. Описание будущей деятельности фирмы дает потенциальному сотруднику информацию о перспективности и стабильности предлагаемой работы.
  • 7. Бизнес-план для объединения с другой компанией. Он поможет увидеть выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.
  • 8. Бизнес-план для реорганизации дела и оптимизирования операций. По мере того, как небольшие компании растут, появляется необходимость создания стратегической (или тактической - в зависимости от ситуации) концепции развития. Бизнес-план, в разработке которого принимают участие ваши партнеры по бизнесу и ключевые сотрудники, поможет вам выработать эту концепцию и, что важнее, позволит вам выработать эту концепцию, позволит вашим партнерам более четко осознать цели и конкретные задачи, стоящие на пути реализации этой концепции.

В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

  • - администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;
  • - существуют конкретные цели к достижению которых должно стремиться предприятие;
  • - при постановке целей предприятия менеджмент активно использует планирование, строго контролируется и выполняется каждый шаг плана для их достижения;
  • - администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой фирмы.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план фирмы начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.

Нельзя не согласиться с мнением Канке А.А., несомненно, гораздо более важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.

Опыт практической работы авторов в области планирования деятельности организаций составляет большое количество разнообразных структур бизнес-плана. Авторы учебника планирование на предприятии Ю.П. Морозов, Е.В. Боровков, И.В. Королев предлагают следующую оптимальную структуру бизнес-плана:

  • 1. Преамбула (или введение) - краткая информация о проекте, что он из себя представляет, кто организатор, подрядчик, какая основная цель проекта, миссия. Так же в данном разделе дается краткий план документа с небольшими комментариями по каждому.
  • 2. Обзор рынка. Важная часть бизнес-плана, где делается анализ текущей ситуации на рынке. Обязательно рассматривается динамика рынка на протяжении последних хотя бы 3-5 лет, а так же строится прогноз на ближайшее будущее.
  • 3. Поставщики и партнеры. Указываются основные поставщики, резервные, следует охарактеризовать стратегию взаимоотношений. В этой главе должно быть обязательно обоснование выбора того или иного партнера, а так же его альтернативы.
  • 4. Товары и услуги. В этом разделе детально описывается производимая продукция, или же услуга. Не просто перечень, а полное описание, с техническими характеристиками, размерами, сложностями и т. д. Проводится сравнение с аналогами (пересекается с разделом Конкуренты).
  • 5. Персонал. Неотъемлемой частью любой компании являются люди, которые в ней работают. Если компания небольшая (до 20 человек), то описывается каждый человек, чем занимается, его характеристику, опыт, оплату труда. Если же это крупное предприятие, то подробно описываются только ключевые сотрудники (директор, замы, начальники отделов), а остальные группируются по какому-то признаку, например по должностям (инженеры, строители) или по отделам (бухгалтерия, производственный отдел). В виде приложение дается штатное расписание, где уже есть полный список всех сотрудников, их режим работы, а также заработная плата. Если компания развивается или только открывается и у нее потребности в найме людей, указывается, где именно будут подбираться люди, какие требования к ним предъявляются.
  • 6. Производственный процесс. В этом разделе описывается процесс создания товара: какие сложности могут возникнуть, какой цикл самого производства. Сколько времени нужно на внесение изменений, в случае необходимости. Какие виды сырья используются, возможные альтернативы.
  • 7. Потребители. Оценивается весь рынок, а так же рассчитывается доля конкретного предприятия на рынке.
  • 8. Маркетинг и реклама. Указывается маркетинговая стратегия на год, три и пять. Непременно все делается с прогнозами эффективности, объемов продаж, долями рынков и конечно же - расходов на эти мероприятия.
  • 9. Организационный план. Схематически и описательно отображаются все взаимоотношения: между отделами, между подразделениями/филиалами, между отдельными ключевыми сотрудниками. Расписываются контрольные точки, зоны ответственности.
  • 10. Финансы. В этом разделе сводятся воедино все доходы и расходы, а так же подбивается финансовый итог. Он должен быть максимально проработан, и ознакомившись с ним, должно быть понятно, чем занимается компания, ее обороты, доход и прибыль.
  • 11. Возможные риски. В последней главе рекомендуется сделать SWOT-анализ компании, описывается, что может случится и как с этим бороться. От некоторых рисков можно застраховаться, других избежать, от третьих - максимально снизить возможный негативный эффект. Но для этого, разумеется, эти риски следует изучить и классифицировать.
 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее