Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Менеджмент arrow Стили руководства в организациях культуры и искусства

Стили руководства в организациях культуры и искусства

Организация работы с персоналом включает в себя выработку кадровой политики, подготовку, подбор и расстановку кадров, их оценку, переподготовку и повышение квалификации, стимулирование, формирование и развитие мотивации.

Идеи кадровой политики конкретизируются в штатных расписаниях, договорах с учебными заведениями на подготовку необходимых специалистов, требованиях к подбору и расстановке кадров, оценке и организации стимулирования работников [13, с. 285].

Требования к работникам сферы культуры были разработаны следующие:

Во-первых, это общие (универсальные, инвариантные) требования, в том числе:

  • - психосоматическое здоровье - физическое здоровье, психическое здоровье, внешняя привлекательность или, как минимум, не отталкивающая внешность, что особенно важно при обилии контактов в сфере культуры;
  • - профессиональная компетентность - достаточный уровень образования, умения, навыки, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности;
  • - личностно-нравственные качества - добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность).

Во-вторых, ломимо общих требований, работники сферы культуры должны отвечать также ряду специфических требований, вытекающих из особенностей сферы.

Это особая ориентация на творческую деятельность и на работу с людьми, способность к публичной импровизации и т. д. Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, работник культуры должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.

Более конкретные требования определяются уставными функциями, отдельными проектами и программами, должностными инструкциями, состоянием дел на конкретных участках [14, с. 109-110].

В последние годы все более выдвигается на первый план ориентация в вопросах гражданского права, общая правовая и экономическая компетентность.

Искусство общения с людьми является неотъемлемой частью менеджмента; ему можно научить, его можно развить, но оно в основном уже сформировалось на самой ранней стадии жизни. Поэтому менеджер должен учитывать укоренившиеся позиции людей, быть объективным и сохранять любезное обращение.

Слишком легко видеть только то, что хочется увидеть; рационализировать или забыть то, что не соответствует мировоззрению; игнорировать действительность. Важно также и то, что делают другие.

Менеджеру следует максимизировать эффективность поведения, например:

  • - слушать и запоминать;
  • - изыскивать ценную информацию в беседе;
  • - предлагать альтернативы;
  • - аргументировать свое несогласие;
  • - прояснять смысл вопроса;
  • - подводить итоги;
  • - предлагать решения и т.д.

Менеджеру не следует:

  • - показывать свои чувства в неподходящее время;
  • - говорить слишком много или слишком мало;
  • - хвалиться;
  • - жаловаться;
  • - не слушать собеседника;
  • - выходить из себя.

Отношения менеджера с подчиненными рассматриваются со всех сторон.

Здесь достаточно сказать, что менеджеру следует установить в высшей степени доверительные и доброжелательные отношения с подчиненными. И тогда подчиненные придут к нему с появляющимися проблемами до того, как встанут перед ними в тупик, что даст возможность призвать персонал немного поднапрячься, когда этого требуют обстоятельства [15, с.188-189].

Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (Академии и институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театральные, изобразительного искусства, музыки, кинематографии) и средних специальных учебных заведениях (колледжи, училища).

Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50 %, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3.

Что касается формального организационного аспекта, то оно, как и прежде, должно состоять из двух основных частей:

  • 1) Общего («сквозного») гуманитарного образования, обеспечивающего различные специальности - разумеется, с учетом их особенностей;
  • 2) Профильного гуманитарного образования, обеспечивающего профессиональную подготовку специалистов соответствующего профиля.

Однако все еще остро стоит вопрос не только о подготовке высококвалифицированных кадрах, но и о стиле их руководства [16, с. 219].

Как уже рассматривалась выше, существует три основных стиля руководства - авторитарный, демократический и либеральный, - которые могут использоваться в учреждениях культуры и искусства.

Каждый из стилей имеет ряд достоинств и недостатков, которые указаны в таблице.

Таблица - Достоинства и недостатки стилей руководства

Стили руководства (пример профиля)

Положительные стороны

Отрицательные стороны

1

2

3

Авторитарный (режиссер, продюсер)

- обеспечивает четкость и оперативность управления;

- создает видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;

- минимизирует время принятия решений;

- не требует особых материальных затрат;

- в новых предприятиях позволяет успешнее (быстрее) справиться с трудностями становления и пр.

- подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;

- отсутствие действенных стимулов труда;

- громоздкая система контроля;

- невысокая удовлетворенность исполнителей своим трудом;

- высокая степень зависимости работы группы от постоянного волевого прессинга руководителя и пр.

Демократиче-ский (костюмеры, сценаристы)

- стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;

- успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;

- эффективнее использовать материально-договорные стимулы труда;

- включить также психологические механизмы трудовой мотивации;

- повысить удовлетворенность исполнителей своим трудом;

- создавать благоприятный психологический климат в коллективе и т.д.

  • - меньший объем выполняемых работ;
  • - ошибки неопытных сотрудников;
  • - пассивность при выполнении работ, что снижает эффективность деятельности подчиненных.

Либеральный (агенты, издатели)

- уход от принятия стратегически важных решений;

- предоставление делам возможности идти своим чередом, самотеком;

- незначительный контроль подчиненных;

- использование коллективного способа принятия решений для уклонения от ответственности и т.д.

  • - практически абсолютная свобода исполнителей при весьма слабом управленческом воздействии;
  • - равнодушие к критике;
  • - практически безразличие к персоналу.

Примечание - Источник: собственная разработка.

Таким образом, авторитарный стиль руководства в организациях культуры и искусства вполне уместен при наличии по крайней мере двух условий: а) того требует ситуация; б) персонал добровольно и охотно соглашается на авторитарные методы руководства. Ведь при всех «издержках» авторитарному стилю присущи и немаловажные достоинства.

Преодолеть недостатки авторитарного стиля позволяют экономические и социально-психологические методы управления, свойственные демократическому стилю руководства.

Либеральный стиль можно по праву считать анархическим. Общепризнанно, что подобная неконтролируемая свобода персонала в сфере культуры и искусства часто вредна. Однако возможны ситуации, когда такой стиль руководства оправдан, например, при очень высокой компетентности и ответственности персонала и слабой подготовке самого руководителя. Вероятно также, что такой стиль может подойти для руководства научными или другими творческими коллективами при непременном наличии сильных и дисциплинированных исполнителей.

Таким образом, приемлемость того или иного стиля руководства в организациях культуры и искусства определяет в конечном счете ситуация, описываемая множеством факторов. Отсюда должно следовать, что руководитель обязан уметь применять любые стили руководства, меняя их в зависимости от ситуации.

Однако менять стили руководства часто невозможно в силу психологических причин. Личная предрасположенность человека к авторитарным, демократическим или нейтральным формам поведения в значительной мере определяется его темпераментом, который в свою очередь зависит от типа нервной системы человека. А это характеристика врожденная и изменить ее нельзя. Поэтому предпочтение того или иного стиля в значительной мере предопределено психологическими характеристиками самой личности руководителя.

Если руководитель, например флегматик, то авторитарные методы руководства людьми будут у него получаться много хуже, чем демократические или нейтральные. Людям же холерического склада, наоборот, легче и естественнее применять директивные методы управления, чем играть в демократию. Таким образом, каждого человека сама природа как бы направляет в сторону того или иного стиля поведения, а следовательно, и руководства. Поэтому, если руководитель чувствует неодолимую потребность в авторитарных или демократических приемах, ему не стоит радикально поменять свой стиль даже, если того требует ситуация, -- ничего не выйдет.

Однако утверждать на этом основании, что со сложившимся стилем руководства вообще ничего поделать нельзя -- было бы ошибкой. Скорректировать свой стиль руководства, если того требуют обстоятельства, всегда можно. Чем разнообразнее «палитра управленческих красок» руководителя, чем шире арсенал способов воздействия на подчиненных, тем больше гарантий успеха в руководящей деятельности. Но широта эта не приходит сама собой, ее нужно формировать, тренировать.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее