Введение

Актуальность темы данной работы, посвященной исследованию взаимосвязи самооценки внешности и мотивации аффилиации у подростков, обусловлена тем, что физический образ Я играет в целостном представлении человека о самом себе и в характере его взаимодействия с другими людьми огромную роль. От момента рождения до старости тело человека претерпевает существенные трансформации, и этот процесс неизбежно сопровождается изменениями образа Я.

В психологической литературе значительное место отводится изучению роли детских переживаний и раннего телесного опыта в развитии личности. Значительно менее изученным является вопрос о том, какие особенности самосознания свойственны подростковому возрасту, и какую роль здесь играет восприятие и оценка своего телесного образа.

Другим аспектом изучаемой проблемы является характер связи между физическим Я человека и его социальной мотивацией. В психологии выделяют два основных социальных мотива - мотив аффилиации и мотив власти. В данном контексте будет интересовать именно мотив аффилиации, основным содержанием которого, говоря кратко, является присущее человеку стремление к контакту с другими людьми. Представляется вполне вероятным, что собственный телесный образ, в частности, такой важный его компонент, как внешность, может оказывать существенное влияние на ожидания подростка относительно успешности или неуспешности будущего взаимодействия, а вслед за этим и на его реальное поведение в отношении других людей. В эмпирическом исследовании осуществлялась попытка проверки гипотезы о наличии взаимосвязи между самооценкой внешности и мотивацией аффилиации, представленной двумя тенденциями: стремлением к принятию и страхом отвержения.

Итак, основной проблемой данной работы является выявление характера связи между физическим Я человека и социальной мотивацией. Исследование проводилось на группе респондентов, состоящей из девочек - подростков в возрасте от 15 до 16 лет. В центре анализа было измерение оценки респондентами своей внешности и соотнесение полученных данных с уровнем мотивации аффилиации. Также изучались особенности построения образа Я респондентами с низкой и высокой самооценкой внешности в двух временных модальностях - настоящем и будущем - с целью выявления роли в нем физического Я.

Цель исследования - изучение взаимосвязи представлений девочек - подростков о своем физическом Я в настоящем и будущем с их мотивацией аффилиации. самооценка внешность аффилиация подросток

Задачи исследования:

выделить группы испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;

изучить изменение самооценки внешности в будущем времени по сравнению с настоящим у испытуемых респондентов с низкой и высокой самооценкой внешности;

выявить наиболее значимые параметры внешности для обеих групп испытуемых;

соотнести данные самооценки внешности с уровнем мотивации аффилиации;

выявить особенности построения образа Я в настоящем и будущем у двух групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности.

Объект исследования - девочки - подростки в возрасте от 15 до 16 лет.

Предмет исследования - представления девочек - подростков о своем физическом Я в настоящем и будущем; взаимосвязь между образами физического Я и мотивацией аффилиации.

В ходе исследования были проверены следующие гипотезы:

самооценка внешности у девочек - подростков в их представлении о себе в будущем существенно отличается от их самооценки в настоящем; эти показатели различны для групп испытуемых с высокой и низкой самооценкой внешности;

уровень самооценки внешности у девочек - подростков взаимосвязан с уровнем мотивации аффилиации;

девочки - подростки с высокой и низкой самооценкой внешности отличаются друг от друга в построении своего образа Я в настоящем и будущем.

Методы исследования:

  • Ш анализ литературы по исследуемой проблеме,
  • Ш методика измерения самооценки внешности,
  • Ш опрос по методике опросник А. Меграбяна, М. Куна и Т. Макпартленда.

База исследования: ГАОУ СПО ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева» Адрес: 187500, Ленинградская обл., Тихвинский р-н, Тихвин г., Учебный городок, д.1, общежитие техникума.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >