Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Информатика arrow Исследование на предмет удобочитаемости шрифтов Helvetica и Arial

Удобочитаемость шрифта

Зависимость удобочитаемости текста от выбранного шрифта

Под удобочитаемостью текстового шрифта понимается качество восприятия при чтении связного текста, набранного этим шрифтом. Удобочитаемость тесно связана с видимостью шрифта, однако понятие удобочитаемости шире понятия видимости, поскольку на удобочитаемость значительно влияют такие факторы, как психофизиологические особенности процесса чтения данного читателя, в частности степень его утомления, квалификация и профессия. Видимость же шрифта зависит лишь от качества самого рисунка шрифта и от особенностей зрения читателя.

Удобочитаемость шрифта зависит не только от рисунка и размера шрифта, но и от назначения издания, а также от целого ряда условий, связанных со спецификой оформления и характером воспроизведения издания: от различных соотношений материала, расположенного на странице (длины строки, междустрочия, межбуквенных пробелов, характера верстки текста издания), от цвета бумаги, цвета и способа печати издания и т.п.

Различают следующие основные признаки шрифта, влияющие на его удобочитаемость:

Характер контура буквы. Контур буквенных знаков, в зависимости от графических особенностей данной гарнитуры, может быть округлым или прямолинейным (при этом не исключается, что прямоугольные буквы иногда могут строиться с округлением контура, в то время как построение круглых элементов букв не всегда подчиняется кругу). Установлено, что буквы с округленным контуром читаются лучше прямолинейных. Это объясняется тем, что округленные буквы лучше выделяются из фона.

Другой признак контура букв -- место соединения засечек со штрихами, которые могут быть как с закруглениями, так и без них. Незакругленные углы воспринимаются лучше, чем закругленные. Объясняется это тем, что такие углы являются различительными признаками, которые придают буквам наибольшую индивидуальную выраженность.

Соотношение между основным и соединительным штрихами (контраст штрихов). Гарнитуры шрифтов с выраженным контрастом штрихов наиболее удобочитаемы (например, банниковская гарнитура). Исключением являются случаи, когда контраст выражен слишком ярко и соединительный штрих становится чересчур тонким (например, в елизаветинской гарнитуре). Неконтрастный шрифт (например, в гротесках) лучше воспринимается только при чтении отдельных слов и выделений.

Особенности засечек. Засечки в шрифте заметно улучшают восприятие буквенного знака, даже если они слабо видимы. Слишком заметные засечки ухудшают восприятие буквы и буквенных сочетаний.

Пропорция сторон и плотность шрифта. Пропорция сторон (отношение ширины буквы к ее высоте) является одним из важных признаков гарнитуры, влияющих на удобочитаемость шрифта. Отношение сторон близкое к единице, с некоторым преобладанием вертикали является наиболее легким для зрительного восприятия (например, школьная гарнитура). Однако и плотный шрифт при определенном графическом решении букв и их сочетаний может быть удобочитаемым.

Внутрибуквенный просвет. Внутрибуквенный просвет -- это фон буквы, заключенный в контур буквенного знака. Ширина внутрибуквенного просвета связана с толщиной штрихов. Чем больше внутрибуквенный просвет, тем лучше (при прочих равных условиях) читается буквенный знак.

Общая простота или сложность рисунка буквы. Простые рисунки букв читаются лучше сложных. Однако в этом случае также играет роль привычка к восприятию знака родного алфавита. Кроме того, при чтении имеет значение взаимная графическая обусловленность букв.

Удобочитаемость кеглей. Удобочитаемость различных кеглей шрифта определенной гарнитуры зависит от квалификации читателя, от его зрения, а также от длины строки и характера чтения (например, беглое -- при чтении художественной литературы, медленное -- при чтении научной книги). При этом следует различать удобочитаемость кеглей в связном тексте, в титульном или акцидентном наборе.

Вопрос об удобочитаемости кеглей в связном тексте достаточно хорошо изучен и подтвержден практикой. Наиболее удобочитаемым размером шрифта при связном тексте для взрослых квалифицированных читателей является размер в 10 пунктов. Однако, в зависимости от рисунка шрифта, для взрослых может быть вполне удобочитаемым текст в 9 или 8 пунктов.

Удобочитаемость шрифта для детей и учащихся начальной и средней школы определяется следующими возрастными группами:

  • 1) дети дошкольного возраста -- до 7 лет;
  • 2) дети младшего возраста (7-9 лет) 1-го и 2-го классов, у которых только вырабатываются навыки чтения;
  • 3) дети младшего возраста (10-11 лет) 3-го и 4-го классов, у которых навыки чтения в основном уже выработались;
  • 4) дети среднего и старшего возраста (12-17 лет) 5-11-ых классов, у которых навыки чтения выработаны полностью.

Дети дошкольного возраста только начинают читать или еще вообще не читают. Поэтому вопрос о выборе шрифта (например, для книги-картинки) связан главным образом с форматом издания и форматом иллюстраций. Для дошкольников, уже начинающих читать, рекомендуется шрифт размером в 20 или 16 пунктов. Лучшей из существующих гарнитур для детей младшего возраста (1-го и 2-го классов) является школьная гарнитура размером 16 и 14 пунктов для 1-го класса (кроме букваря), 14 и 12 -- для 2-го класса, 12 и 11 -- для 3-го класса, 11 и 10 -- для 4-го класса.

В младших классах лучше читается гарнитура, которая в достаточной степени насыщена цветом. А в старших классах признак цветности только мешает удобочитаемости и более критичным и становятся признаки, выявляющие форму самих знаков (например, литературная гарнитура).

В средних классах (с 5-го по 7-й) литературная и школьная гарнитуры читаются приблизительно одинаково [2].

Выбор гарнитуры шрифта -- это не только эстетическое решение. Конкретный вид шрифта может украсить текст, который он представляет, но помимо этого шрифт также может нести и полезную информацию, например, выделять что-либо. Верный выбор шрифта и правильное его использование влияют на легкость чтения текста, начиная с его элементарной разборчивости. Шрифт существует только тогда, когда воспринимается визуально, визуализация может выполняться разнообразными средствами: от экрана монитора до печати и проекции на плоскость.

Кроме того, исследования выявили, что если исключить плохой дизайн и плохую верстку, то несомненно, что наиболее удобочитаемыми шрифтами являются те, которые привычнее для данного читателя [1].

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее