Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Теории развития личности

Обзор взглядов на проблему личности зарубежных и отечественных психологов

Теория личности У. Джеймса

У. Джеймс рассматривал личность, как состоящую из двух частей: познаваемой и познающей. [1]

Когда Джеймс говорит о двух сторонах личности он подчеркивает, что признание тождества нашего «я» и нашей личности даже в самом акте их различения есть, быть может, самое неукоснительное требование здравого смысла, и мы не должны упускать из виду это требование с самого начала.

Итак, рассмотрим сначала 1) познаваемый элемент в сознании личности, или, как иногда говорят, наше эмпирическое Ego, и затем 2) познающий элемент в нашем сознании, наше «я», чистое Ego.

Познаваемый элемент в личности - эмпирическое «я» или личность. В самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жена, дети, предки и друзья, его репутация и труды, его имение, лошади, его яхта и капиталы. Все это вызывает в нем аналогичные чувства, если по отношению ко всему этому дело обстоит благополучно - он торжествует; если дела приходят в упадок - он огорчен; разумеется, каждый из перечисленных нами объектов неодинаково влияет на состояние его духа, но все они оказывают более или менее сходное воздействие на его самочувствие. Понимая слово «личность» в самом широком смысле, мы можем прежде всего подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение).

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

физическую личность,

социальную личность и

духовную личность.

Физическая личность по Джеймсу, включает в себя телесную организацию, платье, затем ближайшей частью на самих является наше семейство. «Когда они умирают, исчезает часть нас самих. Нам стыдно за их дурные поступки, а когда кто-нибудь обижает их, мы негодуем так, как будто мы сами были на их месте. Далее следует наш домашний очаг. Происходящее в нем составляет часть нашей жизни, его вид вызывает в нас нежнейшее чувство привязанности, и неохотно прощаем гостю, указывающему нам на недостатки в нашем доме или недостаточно уважительно к нему отнесшемуся. Мы отдаем предпочтение всем этим разнообразным объектам, связанным с наиболее важными практическими интересами нашей жизни. Такое же инстинктивное влечение побуждает нас накапливать состояние, а сделанные нами ранее приобретения становятся в большей или меньшей степени близкими частями нашей эмпирической личности. наиболее тесно связаны с нами произведения нашего кровного труда. Немногие люди не почувствовали бы своего личного уничтожения, если бы произведение их рук и мозга, созидавшееся ими в течение целой жизни, вдруг оказалось уничтоженным. Часть нашего огорчения при потере предметов обладания обусловлена сознанием того, что мы теперь должны обходиться без некоторых благ, которые рассчитывали получить при дальнейшем пользовании утраченными ныне объектами, но в нас остается чувство умаления нашей личности, превращения некоторой ее части в ничто. И этот факт представляет собой самостоятельное психическое явление».

Социальная личность «делает из нас общественную личность. Мы не только стадные животные, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить на них благоприятное впечатление. Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. посягнуть на это представление - значит посягнуть на самого человека. На практике всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных социальных личностей, мнением которых он дорожит. Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей; это может привести к дисгармоничному раздвоению социальной личности. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью, - результат одного из тех раздвоений личности. То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни.

Духовная личность - полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств. «Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности представляются относительно нас как бы внешними объектами святое святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях. На это чувство внутренней активности часто указывали как на непосредственное проявление жизненной субстанции нашей души. За составными элементами личности в нашем изложении следуют характеризующие ее чувства и эмоции (самооценка, заботы о себе и самосохранение, заботы о физической личности).

Иерархия личностей может быть представлена в «форме иерархической шкалы с физической личностью внизу, духовной - наверху и социальных личностей в промежутке. Во всех видах наших личностей - физическом, социальном и духовном - мы проводим различие между непосредственным, действительным, с одной стороны, и более отдаленных, потенциальных, с другой, между более близорукой и более дальновидной точками зрения на вещи, действуя наперекор первой и в пользу последней.

Из этих более широких потенциальных видов личностей потенциальная общественная личность является наиболее интересной вследствие некоторых парадоксов и вследствие ее тесной связи с нравственной и религиозными сторонами нашей личности». Далее Джеймс высказывает мысль о том, что социальная личность всегда ищет лучших общественных судей, которые одобрили бы ее образ действий. «Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда над собой высшим; в лице Верховного Судии идеальный трибунал представляется наивысшим; и большинство людей или постоянно, или в известных случаях жизни обращаются к этому Верховному Судии.

Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность. Но все они являются, собственно говоря, объектами мысли, которая во всякое время совершает свой процесс познания. Альтруистические и эгоистические инстинкты координированы. Стоят они на том же психическом уровне. Единственное различие между ними в том, что так называемые эгоистические инстинкты гораздо многочисленнее».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее