Воображение и мышление следователя

Воображение - это психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением

Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в результате труда. Заранее предвосхищая цель деятельности человека непрерывно развивает своё воображение.

В процессе индивидуального развития человека воображение формируется в тесной связи с мышлением. Построение образов воображения, т.е. таких образов, которые мы не находим в окружающей действительности, возможно лишь при высоком уровне интеллектуального развития человека. Но и само мышление зависит от процессов воображения. Только благодаря воображению становится возможным осуществление специфически человеческой операции мышления - абстрагирования. «Всякое более глубокое проникновение в действительность требует более свободного отношения создания к элементам этой действительности, отхода от видимой внешней стороны действительности…». Воображение неразрывно связано с индивидуально - типологическими особенностями личности, с её потребностями и интересами, способностями, типом памяти и мышления, знаниями и навыками.

Основным условием развития воображения следователя является накопление и обобщение его опыта и знаний.

Образы воображения выполняют функцию регулирования деятельности и поведения. Представляя результат своего возможного поведения, человек активизирует свою деятельность или, наоборот, воздерживается от тех или иных отрицательных поступков.

Значительного развития воображения требует деятельность следователя. Без развитого воображения невозможно не выдвижение версий, ни осуществление мысленного эксперимента, ни оценка прошедших событий. Воображение обслуживает вероятностное мышление - основной механизм творческого решений нестандартных задач.

Расследование как познавательный процесс, в первую очередь, опирается на воссоздающее воображение, то есть представления чего-либо (ранее не воспринимавшегося человеком, на основе словесного описания и условного изображения - чертежи, схемы, карты). Воссоздающее воображение связано с перекодировкой информации со слов, условных знаков или графических изображений в наглядные представления, живые образы действительности.

Большую часть информации следователь черпает из устных и письменных заявлений, сообщений и описаний, из актов, протоколов и других документов. Этот материал отражается в сознании следователя не только в форме понятий и суждений, но и в форме образов, более или менее адекватных описанию. Отсутствие же наглядно-образных представлений крайне отрицательно сказывается на расследовании.

Воображение на основе имеющихся представлений и понятий из всего этого материала строит новые образы, объединяя, комбинируя, сочетая и подчиняя их определенному замыслу. На первых порах это лишь проблеск идеи, связанный с вопросом «может быть?». Затем мысль развивается, конкретизируется, уточняется посредством логических операций и оформляется в гипотезу (версию). Дальнейшие рассуждения идут уже по линии ее проверки (применительно к ряду возможных вариантов, к системе версий).

Существует концепция, согласно которой исследование должно вестись путем полного перебора всех вариантов, при этом неудачные пробы отбрасываются, и после исключения всех иных версий подтверждается одна.

Большой экспериментальный материал по психологии мышления показывает, что концепция механического перебора вариантов по методу «проб и ошибок» не оправдывает себя, ибо полный перебор всех возможностей в сложных случаях неосуществим, не эффективен и не соответствует реальному процессу решения мыслительных задач человеком. Анализ следственной практики также убеждает в том, что подобный путь не является оптимальным при производстве расследования.

Исключение всех иных возможностей необходимо для доказывания определенного положения, но при этом вовсе не обязательно специально исследовать и доказывать ошибочность всех возможных предположений. Тот же результат достигается путем достоверного подтверждения правильной интерпретации события, исключающей все иные объяснения. Так, доподлинно установив, что данное преступление совершено именно этим обвиняемым по таким-то мотивам и точно определенным способом, мы тем самым исключаем возможность совершения этого преступления кем-то другим, иным способом и по иным мотивам. Доказав пребывание человека в известное время в определенном месте, вовсе не требуется устанавливать его отсутствие в то же время в ряде других пунктов.

Значительно облегчает работу следственного воображения введение наглядной демонстрации, использование разного рода наглядных опор: рисунков, фотоснимков, чертежей, графических схем и иных изображений, а также слепков, макетов, моделей.

Поэтому очень важно иметь в следственных органах все необходимое для макетирования, проекционную аппаратуру, различные муляжи, наглядные пособия.

Точность отражения еще больше возрастает, когда мы имеем возможность воспринять хотя бы часть подлинной ситуации путем ознакомления с обстановкой места происшедшего и отдельными вещественными доказательствами. В таких случаях, полученные представления включаются в общую систему образов и обогащает воображение.

До сих пор речь, в основном, шла о воссоздании воображения следователя, которое является предпосылкой более сложного творческого воображения. Это последнее воссоздает новые образы и представления без опоры на их описание или условное обозначение, путем творческой переработки имеющихся знаний и материала прежних восприятий.

Обращаясь в прошлое, воображение следователя на основе отрывочных сведений, почерпнутых из различных источников, создает цельное представление о расследуемом событии во всех его существенных чертах. Отражая явление настоящего времени, воображение следователя рождает предположения об имеющихся следах, остатках, отпечатках и иных отображениях расследуемого события, при помощи которых оно может быть установлено и доказано. Наконец, регулируя и направляя свои действия, планируя расследование, следователь смотрит в будущее, предвидит результаты своего труда. Предвидеть - значит вообразить.

Немаловажную роль играет также и мышление следователя.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности, закономерных связей и отношений между вещами и явлениями природы и общества. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Оно дает возможность юристу познать такие стороны объективной действительности, которые скрыты от его глаз.

Работа юриста связана с решением самых разнообразных задач. Для этого надо мыслить. Мышление как психический процесс направлено на вскрытие глубинных связей, коренящихся в объективной реальности.

Процесс мышления - это прежде всего анализ, синтез и обобщение. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, её элементов, свойств и связей.

Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между ними отчетливо выступает уже в познавательном процессе.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления:

  • 1) наглядно-действенное;
  • 2) наглядно-образное;
  • 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение. Обращение к собеседнику, следование примеру, показ действий или рассказ о них всегда связаны с наглядно-действенным мышлением. Развитие такого вида мышления очень важно для исполнения двигательной или операторской деятельности юриста-практика.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше. Например, при проведении следственных действий, обдумывая маршрут дви-жения к цели по городу, следователь в наглядных образах представляет себе все возможные пути движения. Он анализирует каждый из них и, сравнивая протяженность, напряженность движения транспорта и пешеходов в определенные часы, мысленно решает проблемную задачу. Чем больше и подробнее сведения о данном городе, микрорайоне, улице, доме, квартире, где совершено преступление, тем ярче перед следователем будут проявляться образы ситуаций, тем более правильное он сможет принять решение.

Образное мышление способствует прогнозированию поведения подозреваемых по уголовному делу лиц, помогает обучению с помощью наглядных пособий, облегчает составление аналитических документов, обзоров, научных докладов. Развитое образное мышление способствует реализации задач коммуникативной, управленческой и познавательной деятельности юриста-практика.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений. Это мышление помогает юристу уяснить сложные категории общественных наук и оперировать ими в процессе общения.

В практической деятельности ни один человек, естественно, не пользуется каким-то видом мышления в «чистой форме», работник юридического труда в этом не является исключением.

Практическое мышление осуществляется и достигает определенного результата путем общих мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и конкретизации) еще и классификации, систематизации, структурирования. При все этом практическое мышление имеет творческий характер.

Практика предварительного расследования показывает, что изыскание необходимого и возможного способа, приема расследования конкретного типа следственной ситуации зависит от профессиональных знаний следователя, гибкости его мышления и развитого воссоздающего воображения.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >