Психологические особенности личности следователя

Морально-волевые и интеллектуальные качества следователя

Моральные принципы, которыми руководствуется следователь, влияют не только на исполнение им служебных обязанностей и поведение в быту. Через личность следователя они становятся достоянием и всех тех, с кем он сталкивается и общается, оказывая на них воспитательное воздействие. А влияние личности воспитателя, по справедливому замечанию К.Д. Ушинского, составляет такую силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Общие принципы морали конкретизируются в специальных этических нормах, правилах поведения, специфичных для представителей различных профессий. Один и тот же факт получает различную нравственную оценку, в зависимости от того, к какой области жизни он относится. Каждая профессия налагает на своих представителей специальные нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы. В этом смысле можно говорить о спортивной, медицинской, театральной, судебной этике.

Значительный вклад в разработку нравственных основ уголовного судопроизводства и судебной этики как науки внес А.Ф. Кони, который в одной из своих работ на эту тему справедливо указывал на обязательность усвоения каждым юристом руководящих нравственных начал своей профессии. «С ними, как с прочным вооружением, как с верным компасом надо войти в жизнь».

В свое время резкое выступление А.Я. Вышинского против идеи создания судебной этики затормозило разработку этой важной проблемы. Не было создано ни одной работы, посвященной вопросам нравственного воспитания следственных и судебныхработников. Между тем разработка данной проблемы могла бы облегчить их вхождение в круг служебных и нравственных обязанностей, освоение и выполнение ими норм и правил уже выработанных в этой сфере общественной практики.

Конкретная разработка судебной этики, специальных правил поведения, исполнение которых специфично для данной профессии, является задачей комплексных исследований философов, юристов, психологов и педагогов. В настоящей работе эти вопросы затрагиваются с психологической стороны, в связи с характеристикой профессиональных качеств следователя.

В характеристику личности следователя входит правосознание - одна из форм общественного сознания,которая играет решающую роль в практическом применении правовых норм.

В сложных конфликтных ситуациях следователь обязан оставаться хозяином своих чувств и стремлений, сохранять верность нравственным принципам.

Расследование преступлений неизбежно сталкивается с ложными заявлениями и доводами, ошибочными утверждениями и выводами, неправильными оценками и суждениями. Сложность состоит в том, что распознать, где правда, а где ложь, где истина, а где заблуждение. Поэтому жизненной необходимостью для следователя является приличность - постоянная готовность строго и объективно оценивать факты, события, действия и высказывания людей, не доверяясь внешнему впечатлению, привычное стремление увидеть и раскрыть в каждом явлении его подлинную сущность.

В основе критичности лежит сложный психический акт сомнения. В совокупности с предусмотрительностью и осторожностью в поступках и суждениях критичность образует весьма необходимое для следователя качество воли и ума бдительность.

Одностороннее влияние опыта порой приводит к тому, что следователь вообще утрачивает веру в людей, готов подозревать всех и каждого.

Подозрительность - один из наиболее опасных видов профессиональной деформации. Предубежденность, тенденциозность, обвинительный уклон противоречат самой идее правосудия. Даже при рассмотрении отрицательных действий и поступков нужно искать и уметь находить в людях положительные стороны.Наличие властных полномочий, самостоятельность.

Также особое значение приобретает и интеллектуальные качества следователя при производстве тех следственных действий, в которых элементы чувственного познания выступают на первый план (осмотр, обыск и пр.). В этих случаях следователю надлежит с наибольшей заботой отнестись к деятельности своего чувственного аппарата, памятуя о том, что острота зрения, слуха и других органов чувств значительно снижается при утомлении, недомогании, подавленном состоянии. Нежелательность выполнения следователем ответственных и зачастую неповторимых следственных действий при таком состоянии обусловлена еще и тем, что их производство сопряжено со значительными нервными и физическими нагрузками, а дурное самочувствие угнетающе действует на все психические функции. Можно с уверенностью утверждать, что невысокая продуктивность и даже неудачи многих следственных действий коренятся именно в этих временных неблагоприятных состояниях исполнителя.

Ответственная работа всегда должна выполняться лишь при готовности к ней следователя, мобилизованности его органов чувств. В неотложных случаях, когда следователь не уверен в достаточной восприимчивости, а также если объем работы требует наблюдения за большим количеством объектов, нужно привлекать помощников.

Перешагнуть за естественные барьеры органов чувств, расширить возможности человеческих восприятий и усилить их остроту помогает применение при расследовании научно-технических средств, а также выбор и создание наиболее благоприятных условий наблюдения (выбор удобной точки и расстояния от предмета, его надлежащее освещение, установка в наиболее удобном для наблюдения пункте, устранение звуковых и иных помех и т.п.).

Признавая важность нормальной деятельности чувственного аппарата, вместе с тем необходимо подчеркнуть, что не эта сторона познания является решающей в следственной работе. В отличие от представителей тех профессий, где требуется повышенная чувствительность анализаторов (например, дегустатора, радиста, живописца), у следователя преобладающую роль играют его интеллектуальные качества. Именно мысль придает особую остроту его органам чувств.

Известно, что полнота и точность наблюдений зависят от опыта и знаний наблюдателя. Люди, обладающие разным жизненным и профессиональным опытом, разной суммой знаний о наблюдаемом предмете или явлении, видят их по-разному. Так, восприятие ландшафта туристом или дачником отличается от восприятия его сельским жителем, охотником или военнослужащим. Чем обстоятельнее знакомство с предметом, чем разностороннее знания, тем плодотворней наблюдение, ибо человек не только подмечает и фиксирует признаки и свойства предметов или явлений, но одновременно оценивает, осмысливает и истолковывает их. Один человек, рассматривая гильзу, обнаруженную на месте убийства, вовсе не сможет сказать, что это такое, другой укажет, что это - гильза, третий, кроме того, определит, что эта гильза от патрона к пистолету «Макарова», а четвертый сможет указать и местоположение стрелявшего.

Определенность, точность и быстрота понимания зависят от теоретической и практической подготовки следователя. Длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводят к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые «косные стереотипы» - привычные, укоренившиеся суждения и оценки, которые сплошь и рядом искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.

В новелле Г. Честертона «Невидимка» описывается, что четыре человека, поставленные в разных местах для наблюдения за входом в дом, не заметили, как вошел и вышел убийца, одетый почтальоном. В один голос они утверждали, что мимо них никто не проходил. «Приходилось ли вам замечать, - объяснял автор это явление, -что люди никогда прямо не отвечают на заданный вопрос? Они отвечают лишь на то, что, по их мнению, скрывается за вашим вопросом. Представьте себе, что в загородной усадьбе одна дама спрашивает другую: «У вас сейчас живет кто-нибудь?». Хозяйка никогда не ответит: «Да, дворецкий, три лакея, горничная и так далее», хотя горничная может находиться тут же в комнате, а дворецкий стоять у нее за креслом.. Но если во время эпидемии врач спросит ее: «Есть в доме кто-нибудь?» - тогда эта дама вспомнит дворецкого, горничную и всех остальных. На этом и строится разговор: вам никогда не ответят буквально, даже если ответ будет правдивым. Когда эти четверо вполне честных людей сказали, что никто не появлялся, они не имели в виду, что там действительно никого не было. Они имели в виду таких людей, которые могли бы показаться вам подозрительными. На самом же деле один человек все же вошел в дом и вышел из него, так и оставшись незамеченным.. он был мысленно невидим».

В начале следовало бы рассказать об особенностях интеллектуального состояния обычного человека, не являющего следователем. Эти особенности приводятся в учебнике Общей психологии под редакцией Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И..

Интеллектуальные состояния, сензитивный период развития которых наступает вслед за созреванием механизмов созерцания, отличаются тем, что они существенно более рациональны, упорядочены и доказательны, менее произвольны.

Если И.П. Павлов двадцать лет обдумывал свою книгу о физиологии условных рефлексов, то никакому вундеркинду сколько - нибудь длительное, непрерывное думание не по силам. Возможность долго и неотступно обдумывать что - либо приходит к человеку (если вообще приходит) не сразу, не вдруг, но лишь после того, как формируется состояние нижележащих уровней.

Интеллектуальные состояния, как стало ясно после Фрейда, отнюдь не являются монополией сознания. Бессознательному присуща своя логика. Сколь длительны разовые неосознаваемые интеллектуальные состояния, судить трудно. Но в целом обдумывание жизненных ситуаций может идти очень долго - днями, месяцами и годами, одновременно и попеременно на сознательном и неосознаваемом уровнях.

На глубину и длительность состояний, в том числе интеллектуальных, большое влияние оказывают свойства нервной системы, темперамент и характер.

Так, флегматик склонен думать долго, не утомляясь и не пресыщаясь процессом думания. Меланхолик, напротив, быстро истощаем. Холерику трудно удерживать детали, а сангвиник склонен сокращать длительность интеллектуальных состояний (при легкости возврата к ним после перерыва).

Определенность, точность и быстрота понимания зависят от теоретической и практической подготовки следователя. Длительное занятие этой профессией порождает автоматизмы, которые облегчают наблюдение и понимание происходящего, но вместе с тем иногда приводит к ошибкам. Большую опасность представляют так называемые "косные стереотипы" - привычные, укоренившееся суждения и оценки, которые сплошь и рядом искажают восприятие, делают наблюдение неточным и неполным.Привыкание к тем или иным объектам нередко глушит остроту наблюдения, человек постепенно перестает замечать происходящее перемены. Поэтому целесообразно, чтобы в таких действиях, как осмотр места происшествия или проверка показаний на месте, участвовали наряду с лицами, хорошо знающие данное место, также и незнакомые с ним.

Избирательность наблюдения, как и всякого восприятия, обусловлена потребностями, интересами и, что особенно важно, целями и задачами, которыми руководствуется воспринимающий. Экспериментально установлено, что высшая эффективность наблюдения обеспечивается наличием определенной цели, ясно сформулированной задачи. Наличие определенного задания намного облегчает в поиски. В этом состоит роль инструкции или программы наблюдения, конкретных вопросах, подлежащих выяснению, роль рабочих версий следователя.

Предопределяет успех наблюдателя в конечном счете интеллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность отдельных этапов наблюдений и использует его результаты.

В попытках определить интеллект можно выделить следующие основные подходы:1) Интеллект - это обобщенная способность к обучению;2) Интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению;3) Интеллект - это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде;4) Интеллект - это то, что измеряется тестами интеллекта.

Сущность интеллекта понимается как структурирование отношений между средой и организмом, а его развитие проявляется в более адекватной адаптации.

Такое понимание интеллекта позволяет рассматривать его как процесс, а не результат, выступающий в виде способности к обучению, к абстрактному мышлению.

Отношения между интеллектом и личностью - отношения взаимозависимости: "глубокие связи между ними, особенно проявляющиеся в мотивации умственной деятельности, зависящей от установок, потребностей, интересов и идеалов личности, уровня ее притязаний и т.д., во многом определяют адекватность интеллекта".

Следователю надо помнить ряд общих правил организации наблюдения:

до наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении; определить цель, сформулировать задачу, составить хотя бы мысленно план или схему наблюдения;

искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому;

расчленить предмет наблюдения и в каждый момент наблюдения наблюдать одну из частей, не забывая и о наблюдении целого; следить за каждой деталью, стараясь подметить наибольшее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;

не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с различных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;

подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсценировкой;

ставить вопросы "почему" и "что это значит" относительно каждого элемента наблюдения, продумывая, предполагая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;

сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различия и связи;

сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ранее известно об этом предмете, с данными науки и практики;

ясно формулировать результаты наблюдения и фиксировать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;

привлекать к наблюдению различных специалистов, сравнивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллегами;помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом наблюдения.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >