Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Психология arrow Психология следователя

Профессионально-психологические особенности личности следователя

Психологическое изучение профессий является необходимым условием научной организации труда. Попытки такого изучения в нашей стране были предприняты уже в двадцатые годы прошлого столетия. Однако они в основном сводились к формальному и схематическому описанию необходимых психических свойств в «профессиограммах» и «психограммах». Для этих работ был характерен подчеркнутый функционализм, изолированное рассмотрение отдельных компонентов профессиональной деятельности, игнорирование возможности компенсаций так называемой профессиональной непригодности, поверхностное знакомство психологов с изучаемой профессией.

Не зная специфики судебно-следственной деятельности, многие авторы работ по этой проблеме по существу механически подбирали наиболее подходящие, по их мнению, психические свойства, разделяя их на необходимые, желательные и противопоказанные. При таком подходе трудно было пойти далее самых общих и банальные указаний.

Даже в наиболее серьезных трудах, например, в книге, посвященной изучению профессий интеллигентного труда (врача, администратора и следователя) также не дается развернутой характеристики этих профессий7. Ее авторы пытаются сразу же определить характер и удельный вес психических свойств, которыми должны обладать соответствующие специалисты.

Для этого предлагается особая шкала, содержащая перечень различных качеств (память, внимание, мышление, черты характера, направленность интересов и пр.) с указанием оценок по пятибалльной системе, якобы определяющих значимость этих свойств для той или иной работы.Еще сомнительней специальные указания по поводу профессии следователя. В психограмме судебного следователя ставится знак равенства между следственной работой и исследовательской деятельностью психолога. «Перед психологом и, в частности, перед судебным следователем стоит труднейшая задача - экспериментировать над людьми и относиться к людям как к материалу для эксперимента; кто не в состоянии выполнить эту задачу, тот не пригоден к психологической и судебно-следственной работе, - писал К.И. Сотонин. По его мнению, следователю для этого необходимо иметь наряду с нормальным зрением и слухом такие весьма неопределенные свойства, как «зрительное внимание», «остроумие» (что означает быстрое течение мысли) и тому подобное. Одним из самых важных качеств считается проявление симпатии к подследственному, желание облегчить его участь. А есть ли фактически у следователя это чувство - не так важно. В каждом уголовном деле существуют, так сказать, две загадки. Первая - та, которая раскрывается в результате расследования, - это само преступление, расследуемое событие. Оно становится ясным для всех, когда удается установить его существенные обстоятельства. В материалах дела отражаются результаты отдельных следственных действий и всей деятельности следователя. Однако путь, которым шел следователь, раскрывается в этих материалах лишь в очень малой степени. Так, в протоколе осмотра, как правило, фиксируются результаты осмотра и весьма ограниченно сам его ход. В протоколе допроса чаще всего запечатляются лишь объяснения свидетеля, а не весь процесс взаимодействия допрашивающего и допрашиваемого. Внутренняя же сторона этого процесса в значительной мере остается за рамками уголовного дела.

То, как протекала сама работа следователя, является второй загадкой уголовного дела, которая в его материалах никогда не раскрывается вполне. Не удивительно, что многие моменты работы следователя выглядят для других как совершенно случайные или даже вовсе необъяснимые. Читающий дело не может правильно оценить такой, например, факт, как неожиданный допрос весьма осведомленного, но ранее неизвестного свидетеля, которому предшествовала большая, порой очень тонкая и кропотливая работа следователя. Даже сами следователи отдельные моменты работы зачастую оценивают как совершенно случайные и самопроизвольные.

Принято различать кажущиеся и действительные случайности. Анализ деятельности следователя с позиций детерминизма существенно затрудняется тем, что в области психических явлений мы никогда не встречаемся с простым сцеплением причины и следствия, а имеем дело со сложным переплетением причинно-следственных связей. И то, что в одной системе связей выглядит как случайное, в другой представляется естественным, необходимым.

Различный характер поведения человека диктуется различными решениями. Эти решения и продиктованные ими поступки причинно обусловлены.

В объективной действительности заложены различные возможности для принятия различных решений, выбора того или иного образа действий.

Всякая деятельность предполагает наличие определенных знаний об объективной обстановке и тех условиях, в которых она должна протекать. Эти знания могут быть неполными, неточными или ошибочными, что также предопределяет многообразие решений и соответствующих им поступков.

Объективные условия детерминируют поведение человека, отражаясь в его сознании, преломляются в его психике через систему чувств, взглядов, отношений, через психические свойства и состояния. Определяясь условиями жизни, эти субъективные факторы сами оказывают сильнейшее влияние на поведение. В результате исчезает непосредственная зависимость отдельных поступков от тех или иных обстоятельств. Под влиянием внутренних условий личность проявляет избирательность по отношению к внешним воздействиям.

Таким образом, в любом акте поведения, в каждом действии следователя скрещивается такое обилие различных влияний, которое затрудняет осознание всех обстоятельств, приводящих к тому или иному результату. Не имея возможности разобраться в этой «толпе случайностей», люди бывают склонны списывать непонятное на счет слепого случая.

Особенно самопроизвольным выглядит решение мыслительных задач. Именно это порождает бесчисленное количество предрассудков в области психологии творчества, побуждает трактовать рождение идеи как дар свыше, как результат необъяснимого вдохновения.

Но даже в случайной обстановке возникновения идеи, будь то замысел изобретения или версия об обстоятельствах расследуемого события, проявляются свои закономерности.

О чисто случайных удачах в работе следователя можно говорить лишь когда определенный факт имел место совершенно независимо от усилий следователя или даже вопреки им. Обычно же мы имеем дело только с непредвиденными результатами своих поступков либо с действием неосознанных причин.

Подлинная наука враждебна всяким попыткам прятать наше незнание за кажущимися случайностями равно как и преклонению перед действительными случайностями, которые являются формой проявления необходимости и дополнением к ней. Нельзя не отметить еще одной тенденции в освещении следственной работы по существу противоположной той, которая рассмотрена выше. Мы уже говорили, что в деятельности следователя различаются, во-первых, ход исследования и, во-вторых, его итог. Очищенная от всего привходящего (ошибок, заблуждений, зигзагов), следственная работа нередко рисуется в таком виде, который соответствует изложению установленных обстоятельств дела.

Нередко в рассказах следователей о своей работе расследование представляется логически развертывающимся процессом, последовательным движением от одного факта к другому, от посылок к выводам (подобно тому, как в обвинительном заключении последовательно описываются собранные доказательства и установленное преступление). В таком повествовании расследование схематизируется, упрощается, утрачивает динамику поисков. Собирание доказательств уподобляется сбору урожая в саду. Это вызывает естественную неудовлетворенность в следственной аудитории, среди читателей, знающих, насколько далека от жизни такая характеристика их труда.

Психологии научного творчества известно, что реальный процесс открытия нередко представляется исследователю в том виде, который отвечает логическому изложению этого открытия после того, как оно уже сделано. При этом забываются многие трудности пройденного пути и сложность стоявшей перед исследователем задачи. Решенная задача всегда кажется проще.

Видимо, здесь можно обнаружить истоки некоторых ошибочных взглядов на следственную работу. «В процессе вдумчивого и критического отношения к наблюдаемым и проверяемым фактам не так уже трудно бывает вскрыть материальную истину в каждом деле», - писал В. Громов. Другой автор - О.В. Никренц эту мысль выразил еще более примитивно: «Познание объективной истины в суде является не таким уже сложным делом, и причина события преступления, а также все его обстоятельства, могут быть раскрыты в течение самое большее двух месяцев.

Развернутая психологическая характеристика профессии следователя и широкое ознакомление с ней необходимы прежде всего для правильного выбора специальности, а также для целенаправленной подготовки будущих специалистов с процессе обучения, для рационального подбора кадров и повышения их квалификации в процессе работы.

Правильное решение проблемы профессионального призвания позволяет человеку выбрать жизненный путь, наиболее соответствующий его интересам и возможностям. Для общества это означает наилучшее применение сил и способностей каждого в общественно полезном труде. Ошибка же в выборе профессии наносит серьезный ущерб и обществу, и отдельным его членам.

Целесообразность психологических методов профессионального отбора неоспорима. И если в ряде областей сделаны существенные шаги в этом направлении (можно, например, сослаться на практику отбора будущих специалистов в области математики, физики, химии, биологии), то выбор юридических специальностей по-прежнему остается в значительной части результатом случайного стечения обстоятельств, поверхностного знакомства с характером будущей работы.

На должности следователя нередко оказываются люди, не считающие эту работу своим призванием. Зачастую те, кого привлекает деятельность следователя, имеют о ней смутное представление, сложившееся под влиянием детективной литературы, а не в результате ясного понимания особенностей этого нелегкого труда. Приступив же к работе и столкнувшись с ее будничными сторонами, некоторые из них утрачивают прежние иллюзии, испытывают разочарование либо, что еще хуже, остаются ремесленниками, не способными увлечься даже самыми захватывающими сторонами своей профессии. В конце концов, не удовлетворяя предъявляемым требованиям, они обычно оставляют следственную работу. Естественный профессиональный отбор, происходящий в процессе самой деятельности, является одной из причин текучести следственных кадров.

Цель следственной деятельности - правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений, предание виновных суду.

Профессионально-психологические особенности личности следователя обусловлены социально - политическими, нравственными и психологическими особенностями следственной деятельности.

Деятельность следователя характеризуется:

Процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально - ролевой функции следователя;

Познавательно - поисковой направленностью;

Оперативностью (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого действия);

Направленностью на преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;

Наличием властных полномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличной ответственностью за принимаемые решения.

Наличие властных полномочий является одним из самых существенных психологических факторов межличностного взаимодействия следователя с другими участниками уголовного процесса. Эти полномочия могут создать иллюзию обвинительной направленности деятельности следователя, а в некоторых случаях вызвать соответствующую профессиональную деформацию. Между тем функция следователя не обвинение и не защита, а поиск истины в процессе расследования посредством полного, объективного и всестороннего исследования обстоятельств дела.

Закон запрещает следователю применять психическое насилие, прямое и скрытое внушение по отношению к лицам, привлеченным к уголовному делу, домогаться показаний обвиняемого путём насилия, угроз и иных незаконных мер, задавать свидетелям, потерпевшим, опознающим лицам наводящие вопросы, оглашать на очной ставке данные показания ее участников.

При производстве следственных действий следователь руководствуется процессуальными предписаниями, многие из которых объективно связаны с определенными психическими закономерностями. В тех случаях, когда законом предусматривается очередность проведения следственных действий, в этой последовательности отражается логика и психология познавательного процесса. психологический следователь суд правонарушение

Следователь постоянно сталкивается с разнообразным явлениями человеческой психики. Он ведет борьбу не с человеком, совершившим преступление, а с конкретными его пороками.

Справедливость, объективность, избежание обвинительного уклона, неукоснительная реализация закона - основные требования к следственной деятельности.

Повышенная психическая напряженность работы следователя, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к нейтрофизиологической организации психики следователя.

К важным нервно - психическим качествам профессии следователя можно отнести:

сензитивность - повышенную нервно - психическую чувствительность к внешним воздействиям; оптимальное соотношение реактивности (импульсивности) и активности; эмоциональную устойчивость; пластичность психических процессов;пониженный уровень тревожности - умеренную эмоциональную возбудимость в опасных ситуациях; резистентность - сопротивляемость внешним и внутренним условиям, препятствующим осуществлению начатой деятельности; толерантность - устойчивость к нервно - психическим перенапряжени ям.Для деятельности следователя существенны также общие особенности организации его сознания, такие, как объем, устойчивость, переключаемость и распределенность внимания, уравновешенность аналитической и политической сторон восприятия и мышления, высокий и энергетический уровень активности. По данным исследований, около 1/5 следователей не выдерживают ритма и нагрузки при работе в следственном аппарате.

«Наш следственный аппарат платит за отсутствие психофизиологического отбора слишком дорогой ценой»12.Среди характерологических качеств следователя первостепенную значимость имеют интеллектуальные, волевые и коммуникативные качества. Как отмечает известный советский психолог Б.М. Теплов, многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу учёного теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий, чем деятельность теоритическая.

Практическое мышление не сводится лишь к наглядно - действенному мышлению. Умственная деятельность теоретика сосредочена преимущественно на первой части пути познания, на временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика (каковым является следователь) сосредочена главным образом на второй части этого пути - на переходе от абстрактного мышления к практике, то есть на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоритический отход. «Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в самом процессе мыслительной деятельности»13.

Практическое мышление следователя подтверждено постоянному испытанию практикой. Этим обусловлены повышенная ответственность и напряженность, присущие работе следователя.Особенностью практического мышления следователя являются тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельные деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входит полностью в теоритическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию. Весьма существенно оптимальное соотношение ума и воли следователя - познавательных и энергических способностей. Ум и воля - стороны одного и того же явления. Это подметил еще Аристотель, указав, что волевого стремления самого по себе не может быть, люди «совершают действия не под действием стремления, а следуют предписаниям разума»14. По Аристотелю, воля - это и есть практический ум. Действенная направленность - одно из отличительных качеств интеллекта следователя. И если говорят, что тот или иной следователь имеет незаурядный ум, но лишен необходимых волевых качеств: решительности, мужественности и т.п., то можно утверждать, что он не обладает необходимыми для этой профессии качествами. Познавательно - поисковые, эвристические качества. Однако они должны сочетаться с рядом других профессионально - характерологических качеств. Среди них первостепенную значимость имеют система ценностной ориентации следователя, его социальная, нравственная позиция, высокоразвитое чувство гражданского долга, способность последовательно и целеустремленно реализовывать государственные интересы,не поддаваясь ситуативным воздействиям, преодолевая межличностным и внутрилич - ностные конфликты на основе положительной социальной мотива.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее