Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Маркетинг arrow Веб-сайт как РR инструмент библиотеки

Деятельность по связям с общественностью современной библиотеки

Особенности связей с общественностью в библиотечной сфере

Как показывает опыт российских библиотек, которые уже активно включились в рыночные процессы, связи с общественностью могут вносить существенный вклад в стабилизацию и улучшение их материального положения, повышение статуса как культурно-информационных учреждений.

Пресс-конференции, торжественное открытие выставок, недели и декады библиотек, чтения, празднование круглых дат в жизни библиотечной общественности, музеи в библиотеках, привлечение внимания местных властей, спонсоров, деловое сотрудничество и партнерство - все это в той или в иной степени используется библиотеками различных систем и ведомств. Естественно, что без активных мероприятий по связям с общественностью современная библиотека не может успешно развиваться как социальный институт и наращивать потенциал для будущего.

По мнению Е. Широковой «сегодня достаточно распространено мнение о том, что библиотеки, якобы, начинают уступать Интернету свои ведущие позиции в сферах образования, науки, просвещения, культуры. Это еще один аргумент в пользу того, что библиотеки должны больше уделять внимания связям с общественностью, придавать им планомерный, системный характер, использовать все возможные каналы, в том числе и электронные средства массовой информации. Последние, при продуманной, целенаправленной политике, могут способствовать развитию библиотек на качественно новом уровне» Широкова, Е. И библиотекам нужен свой PR! [Текст] / Е. Широкова // Библиотечная газ. - 2010. - Апр. (№7). - С.2-3, С. 2.

Объемы финансирования библиотек особенно на региональном уровне в немалой степени зависят от умения показать результативность деятельности библиотеки как главного документно-информационного ресурса города, района, без которого невозможно нормальное функционирование всех сфер общественной деятельности: производства, науки, образования, культуры. Опыт различных регионов свидетельствует, что местные власти, не говоря уже о различных фондах, а также коммерческих структурах, готовы выделять средства, прежде всего на конкретные, выверенные, с точки зрения социальной значимости, достаточно быстрой отдачи и экономической целесообразности библиотечные проекты.

Библиотечный PR отнюдь не равнозначен прежним координационным связям. Н.И. Вяткина считает, что «особенность библиотек-новаторов в том, что они идут к своим партнерам (муниципальным властям, депутатам, общественным объединениям, коммерческим фирмам и пр.) не в роли просителей, а с заранее продуманными предложениями, которые основаны на нестандартных подходах к решению актуальных для них проблем» Вяткина, Н.И. Потенциал и возможности молодых в создании привлекательного образа библиотеки [Текст] / Н.И. Вяткина // Новая библиотека. - 2002. - №7. - С.9. Библиотека как равноправный партнер предлагает свои информационные ресурсы и интеллектуальный потенциал.

По мнению Борхард «концепция PR-деятельности любой библиотеки включает следующие взаимосвязанные этапы: изучение объекта воздействия, организацию планирования, обеспечение финансирования, формирование политики поведения библиотеки, осуществление процесса коммуникации с внешними и внутренними объектами, оценку полученных результатов» Борхард К. и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек. - М., 2009. - С. 70 . Эта работа требует мониторинга - непрерывности наблюдения изучаемой аудитории, сбора фактов, их систематизации и критического анализа, на основе которых становится возможным прогнозирование научного и практического развития связей с общественностью. Являясь открытой системой, направленной на удовлетворение ожиданий различных слоев населения, библиотека, и в первую очередь публичная, в большей степени, чем любые другие общественные и государственные структуры, имеет возможность стать центром притяжения общественных организаций.

Как известно, ПР «внешние» взаимосвязаны с ПР «внутренними», которые функционально близки управлению персоналом. Порой можно встретить мнение, что библиотечная политика - это прежде всего влияние на внешнюю среду. Но без поддержки «изнутри», без сплоченной команды единомышленников невозможно добиться каких бы то ни было позитивных изменений.

Итак, цель ПР-деятельности библиотек - это формирование благоприятного социального отношения и внутреннего «климата» для выполнения библиотекой своих функций, привлечение внимания государства, общества, коммерческих организаций к значимости библиотечной деятельности, обусловленной неповторимостью фондов, составом читателей, особенностями региона, социокультурным профилем.

«Задачи библиотек - в том, чтобы правильно организовать и систематически проводить работу с общественностью на основе изучения, учета и удовлетворения многообразных интересов граждан; вести эффективный диалог с приоритетными группами общественности; создавать позитивный информационный образ библиотеки; устанавливать устойчивое взаимопонимание между сторонами; постоянно работать над дальнейшим расширением аудитории пользователей; развивать специальные направления работы по пропаганде фондов библиотеки и рекламе ее услуг, в том числе, основанных на новых информационных технологиях» Клюев В.К., Ястребова Е.М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности: Учеб. пособие. - М., 2010. - 144 с, С. 69.

Необходимость существования PR-службы, службы по связям с общественностью, в том или ином виде сегодня становится все более очевидной. В первую очередь, это обусловлено тем, что любая компания, организация и орган власти функционирует не в вакууме, а в рамках сложной и многосоставной системы окружающей среды. Среды, в которую могут быть включены: рынок определенных товаров и услуг, конкуренты, партнеры, инвесторы, все общество и конкретные целевые аудитории, СМИ, общественные организации, в масштабах конкретной местности, всей страны и даже мира.

Национальная библиотека Республики Коми не является исключением. Структурным подразделением, ответственным за развитие системы связей с общественностью, в Национальной библиотеке является отдел маркетинга. Отдел был открыт в 2002 году, однако первоначально его структура и функционал сильно отличилась от того, что сегодня собой представляет отдел маркетинга.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением и находится в подчинении заместителя директора Национальной библиотеки по информатизации.

У отдела маркетинга, как и у любого другого отдела Национальной библиотеки, сформирована своя миссия, которой стараются придерживаться сотрудники, при осуществлении своей профессиональной деятельности. Миссия отдела звучит следующим образом - содействие улучшению позитивного имиджа Национальной библиотеки РК.

Миссия отдела довольно проста и достаточно абстрактна, хотя можно сказать, что в ней сформулирована идеальная цель, к которой следует стремиться каждому подобному подразделению.

Основными направлениями работы отдела, согласно Положению об отделе маркетинга являются:

  • · Участие во внедрении новых информационных технологий, направленных на улучшение качества обслуживания читателей и продвижения услуг, в менеджменте качества.
  • · Организация информационно-рекламной деятельности отдела маркетинга и отраслевых отделов в среде потенциальных и реальных пользователей Национальной библиотеки РК.
  • · Организация связей с общественностью: со СМИ, партнерами, благотворителями, инвесторами, друзьями библиотеки, с организациями, учреждениями, в т.ч. культуры и искусства, с Министерствами и ведомствами, координация работы Попечительского Совета Национальной библиотеки РК.
  • · Координация научно-методической и аналитической деятельности с отраслевыми отделами библиотеки.
  • · Развитие сайта Национальной библиотеки
  • · Выявление и адаптация инновационного опыта в библиотечную практику региона.
  • · Организация фандрайзинговой деятельности.
  • · Работа с персоналом.

Одно из основных направлений работы отдела маркетинга - информационно-рекламная деятельность. Это сбор, анализ, компьютерный набор, подготовка информационных рекламных материалов, буклетов, тиражирование и распространение ежемесячных "Панорам культурных событий НБРК", которые размещаются по каналам внутренней и внешней рекламы: вывешиваются на информационных стендах НБ РК, учебных заведений (вузах), рассылаются по электронной почте в СМИ, по факсам, на информационные порталы, Министерство культуры РК и др.

«С целью изучения общественного мнения о Национальной библиотеке, качестве предоставляемых ею услуг отдел систематически проводит социологические исследования, опросы пользователей, итоги которых позволяют сосредоточиться на внедрении новых услуг, усовершенствовать существующие и улучшить имидж Национальной библиотеки» Устав Национальной библиотеки Республики Коми, 2012 г. С. 12.

В целом, на наш взгляд, работа отдела построена правильно, особенно если учитывать специфику деятельности библиотеки. Однако, исследуя структуру и функционал отдела маркетинга Национальной библиотеки, мы пришли к выводу, что одним из наиболее серьезных недостатков является полное отсутствие взаимозаменяемости сотрудников. При отсутствии одного из сотрудников отдела, осуществление его работы некому перепоручить. Исключением является лишь художественно-оформительский сектор.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее