Внушение как метод психологического воздействия

Внушение - это метод психологического воздействия на сознание личности или группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.

При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения.

В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Характеристики внушения

Внушению должны быть присущи следующие характеристики:

  • 1. Целенаправленность и плановость. Внушающее воздействие осуществляется на основе конкретных целей и задач, соответствующим планам психологических операций и тем условиям, в которых они проводятся;
  • 2. Конкретность объекта внушения. Внушающее воздействие эффективно в отношении строго определенных групп населения и военнослужащих противника, при обязательном учете их важнейших социально-психологических, национальных и других особенностей;
  • 3. Некритическое восприятие информации объектом внушения. Внушающее воздействие предполагает очень низкий уровень критичности и сознательности объекта;
  • 4. Определенность инициируемого поведения. Конечной целью внушения является провоцирование определенных реакций, определенных поступков объекта воздействия, соответствующих целям операции.

Эффективность внушающего воздействия обычно зависит от:

  • а) способностей субъекта к внушению, связанных с такими его качествами как:
    • - интеллект и находчивость;
    • - воля и уверенность в себе;
    • - кругозор и компетентность;
    • - доброжелательность к объекту;
    • - собственная убежденность в том, что внушается.
  • б) содержания внушения, зависящем от:
    • - характера внушаемой информации;
    • - ее места в информационном потоке (если внушаемая информация расположена в его начале, то восприимчивость к внушению условно можно оценить в 50%, в середине - в 30%, в конце - в 70%).
  • в) внушаемости объекта воздействия, связанной с отношением объекта к субъекту. Объект внушения всегда изучает субъект (большей частью неосознанно), причем в следующей последовательности:
    • - сначала происходит оценка тех качеств субъекта, которые определяют его способность внушать, на основе которой устанавливается мера «доверия-недоверия» к нему;
    • - затем объект как бы выясняет для себя, имеет ли субъект психологическое превосходство над ним (установлено, что при общем положительном отношении к субъекту объект может приписывать ему даже такие психологические качества, которыми тот в действительности не обладает, а при общем отрицательном отношении объект «лишает» субъекта и тех качеств, которыми ему действительно присущи).

Принципы использования внушения

Тактические принципы использования внушения сводятся к следующему:

  • 1) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны вызвать специфический интерес конкретных групп военнослужащих и населения противника;
  • 2) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые способны нейтрализовать нежелательные идеи и настроения у большинства представителей этих групп;
  • 3) надо использовать такие способы и приемы внушения, которые не будут отвергаться до тех пор, пока не достигнута цель психологической операции.

Виды внушения

Характеристика видов внушения. Внушение можно классифицировать по различным основаниям:

  • - по способу внушающего воздействия;
  • - по средствам воздействия;
  • - по интервалу времени между воздействием и ответной реакцией;
  • - по длительности эффекта воздействия;
  • - по содержанию воздействия.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >