Методика проективный рисунок «Что мне нравится в школе».
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе. Инструкция: «Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки ставиться не будут». Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков.
- 1. Несоответствие теме указывает на:
- а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
- б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
- в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.
- 2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом следует учитывать сюжет рисунка, т. е., что именно изображено:
- а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями. Свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии познавательных мотивов;
- б) ситуации не учебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
- в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей можно судить не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и выявить те стороны школьной жизни, которые являются для ребенка наиболее привлекательными.
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»:
- 1) Дарыймаа Кужугет. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
- 2) Оюна Ондар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска и стол учителя. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
- 3) Наташа Монгуш. На рисунке изображён календарь природы. Поэтому рисунок соответствует заданной теме и имеет не учебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
- 4) Байыр Монгуш. Изобразила компьютер, который стоит в кабинете. Это игровая ситуация, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
- 5) Азий Куулар. Рисунок соответствует заданной теме и носит игровой характер - мальчик на турниках. Свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
- 6) Максим Доржу. На рисунке изображена доска - рисунок соответствует заданной теме и имеет неучебный характер, что свидетельствует о положительном отношении к школе;
- 7) Алдын Тюлюш. Изображена типичная игровая ситуация - качели. Это говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
- 8) Сергей Кунгаа. Изобразил себя на турниках - это игровая ситуация. Рисунок говорит о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации;
- 9) Алдынай Куулар. Рисунок соответствует заданной теме, но изображена ситуация не учебного характера - доска, стол, дверь. Это говорит о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты;
- 10) Солангы Конгар. Рисунок соответствует заданной теме, т. к., изображена типичная учебная ситуация - учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это свидетельствует о высокой школьной мотивации, учебной активности ребенка.
Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Уровень адаптации первоклассников к школе (%) по методике Н.Г. Лускановой:
Уровни адаптации |
Количество учащихся |
% соотношение |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
В результате проведенного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.
- 20% детей положительно относятся к школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно, учебный материал усваивают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом, прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют поручения без внешнего контроля.
- 40% детей так же положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, самостоятельно решают типовые задач и, бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то интересным, дружат со многими одноклассниками.
- 40% детей отрицательно относятся к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, к урокам готовятся нерегулярно, самостоятельная работа с учебником затруднена, пассивны, близких друзей в классе не имеют, знают по именам и фамилиям лишь часть одноклассников, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
Результаты методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.