Система защиты коммерческой тайны

Коммерческая тайна относится к категории нераскрытой информации.

Коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической

безопасности субъекта хозяйствования.

Информация составляет коммерческую тайну, когда:

информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

к ней нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Кроме того, что информация, составляющая коммерческую тайну, не должна являться государственным секретом и защищаться авторским и патентным правом, а также касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться ею.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может быть предметом различных договоров: уступки, лицензионного, инвестиционного, об оказании услуг и др.

Наиболее часто коммерческой тайной являются ноу-хау и иные объекты интеллектуальной собственности до приобретения ими правовой охраны в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах и патентным законодательством, а также не относящаяся к интеллектуальной собственности информация, связанная с осуществлением хозяйствующим субъектом экономической деятельности.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть зафиксированы как в письменном виде, так и в виде электронного документа. К электронным документам в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об электронном документе" относится информация, содержащаяся на магнитных дисках, магнитных лентах, лазерных дисках и иных материальных носителях, используемых для записи и хранения информации с помощью электронно-вычислительной техники. Закон не исключает возможности отнесения к коммерческой тайне также и устной информации.

Вопрос защиты коммерческой тайны, или иначе конфиденциальной информации, становится все более значимым для многих компаний. Так как, обладая коммерческой ценностью, в силу ее неизвестности третьим лицам, данная информация позволяет предприятию получать прибыль и быть конкурентоспособным на определенном рынке товаров или услуг.

Главная цель системы защиты коммерческой тайны - не допустить утечки информации, которая приносит прибыль!

Система защиты коммерческой тайны создаётся в целях:

достижения устойчивых позиций в условии конкурентной борьбы на рынке товаров и услуг;

сохранения конфиденциальной информации в течение определённого промежутка времени;

получения возможности проверить каждый из вероятных каналов утечки информации;

предотвращения негативных последствий текучести кадров.

Разрабатывая систему защиты информации, необходимо, прежде всего, конкретизировать объект, предмет коммерческой информации на предприятии.

Объектом защиты информации являются сведения различных категорий, собранные в процессе деятельности предприятия, к которым может проявить интерес его конкурент.

Предметом защиты информации являются носители информации, на которых зафиксированы, отображены защищаемые сведения: документы, изделия, материалы, предметы, существа. В качестве носителя защищаемой информации выступает также человек. Именно на охрану носителей засекреченной информации и направлены главным образом усилия предприятия.

Защиты коммерческой тайны фирмы показывает, что успех в этом деле достигается только комплексным подходом, объединяющим в себе административно-организационные и социально-психологические, правовые, технические, технологические и иные специальные меры по обеспечению информационной безопасности. Нарушением права на конфиденциальную информацию являются утечки, хищения, утраты, искажения, подделки, несанкционированный доступ и распространение информации. Обладатель информации должен использовать такие способы защиты материальных носителей информации, как сигнализация, сейфы, кодирование, осторожная кадровая политика, вневедомственная охрана, персональная ответственность лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, и др.

К административно-организационным мерам защиты коммерческой тайны относятся:

наличие службы безопасности;

оптимальное ограничение числа лиц, посвящаемых в коммерческие секреты фирмы;

наличие охраны на всех объектах фирмы;

контроль помещений и оборудования (обеспечения безопасности производственных и конторских помещений, охрана фото - и иного копировального оборудования, контроль за посетителями);

работа с персоналом (беседы при приёме на работу, инструктаж вновь принятых с правилами защиты информации, обучение сохранению коммерческой тайны, работа с сотрудниками, подозреваемыми в хищении секретной информации, беседы с увольняющимися);

организация работы с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводств, контроль над публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов);

работа с конфиденциальной информацией, накопленной в компьютерах фирмы (создание системы защиты электронной информации от несанкционированного доступа, обеспечение контроля за пользованием ПК);

защита коммерческих тайн фирмы в процессе заключения контрактов (здесь важно четко определить круг лиц, имеющих отношение к этой работе).

Организационные и административные меры защиты коммерческой тайны необходимо сочетать с социально - психологическими. Среди социально-психологических мер защиты можно выделить два основных направления: это, во-первых, правильный подбор и расстановка кадров и, во-вторых, использование материальных стимулов. Западные специалисты по экономической безопасности считают, что от правильного подбора, расстановки и стимулирования персонала сохранности фирменных секретов зависит минимум на 80%.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >