Общие правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации

Организации обязаны проводить инвентаризацию:

  • - когда имущество передается в аренду, выкупается или продается;
  • - при реорганизации или ликвидации организации;
  • - при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
  • - при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • - при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);
  • - если произошло стихийное бедствие, пожар или другие чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);
  • - в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Основными задачами инвентаризации являются:

  • · выявление фактического наличия имущества;
  • · контроль за сохранностью ТМЦ и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
  • · выявление ТМЦ, потерявших свои первоначальные качества, залежавшихся и не нужных организации;
  • · проверка соблюдения правил и условий хранения ТМЦ и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
  • · проверка полноты отражения в учете обязательств.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе: председателя комиссии - руководителя организации или его заместителя, членов комиссии - главного бухгалтера, начальников структурных подразделений, представителей общественности.

Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие комиссии в составе: председателя комиссии - представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию, членов комиссии - специалистов (экономиста, работника бухгалтерии, товароведов и т.п.).

В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации приказом или распоряжением.

Процедура проведения инвентаризации слагается из нескольких этапов. Этап первый - подготовительный. Он включает в себя следующие мероприятия:

  • - подготовку приказа о проведении инвентаризации;
  • - формирование инвентаризационной комиссии;
  • - определение сроков проведения и видов инвентаризуемого имущества;
  • - получение расписок от материально ответственных лиц и т.д.

Второй этап - взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление и проверка фактического наличия имущества и обязательств, а также составление инвентаризационных описей. Третий этап - это сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета: выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

И наконец заключительный этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации, лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >