Порядок отражения в бухгалтерском учете взаимозачетных операций

В настоящее время в условиях отсутствия достаточного объема свободных денежных средств ОАО «ИРЗ» вынужден исполнять свои обязательства по расчетам за полученную от поставщиков продукцию иными отличными от перечисления на счет предприятия-продавца денежных средств способами.

Зачет встречных требований является одним из способов прекращения обязательств, предусмотренных гл. 26 ГК РФ, который достаточно часто применяется на релейном заводе.

Порядок проведения взаимозачетов установлен ст. 410 ГК РФ, согласно которой обязательство одного участника договора прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования другого участника договора, срок исполнения которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования.

Необходимость проведения взаимозачетных операций возникает тогда, когда между двумя организациями заключены два различных самостоятельных договора на поставку продукции, выполнение работ или оказание услуг, а расчет денежными средствами по каким-либо причинам невозможен.

Проведение взаимозачета возможно при соблюдении условий, вытекающих из ст. 410 ГК РФ:

  • - наличие встречных задолженностей, признанных и не оспариваемых сторонами договоров;
  • - однородность встречных требований. Так, денежные обязательства признаются однородными вне зависимости от оснований их возникновения;
  • - взаимозачетная операция подлежит проведению лишь обязательствам, срок которых наступил либо срок который не указан или определен моментом востребования. Договор, в котором отсутствует условие о сроке его действия, признается действующим до момента окончания исполнения сторонами своих обязательств.

Случаи недопустимости зачета указаны в ст. 411 ГК РФ. Применительно к юридическим лицам, осуществляющим коммерческую деятельность, не допускается зачет взаимных требований, если одной стороной предъявляется требование в зачете задолженности, по которой истек срок исковой давности или этот срок наступит в момент оформления зачета.

Кроме того, зачет взаимных требований может быть произведен только при отсутствии в условиях встречных договоров явно выраженной воли сторон о невозможности взаимного зачета по любому из них.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее ФЗ «О бухгалтерском учете») и п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Кроме того, согласно ст. 161 ГК РФ сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме, а соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор.

Таким образом, одного письменного распоряжения руководителя для оформления взаимозачетной операции бухгалтеру недостаточно.

Зачет взаимных требований может быть проведен либо по заявлению одной из сторон, либо по соглашению сторон.

Заявление одной из сторон может составляться лишь после сверки взаимных задолженностей. Акт сверки расчетов оформляется сторонами в произвольной форме с указанием всех реквизитов, необходимых при составлении первичных документов, перечень которых приведен в п. 2 ст.9 Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Заявление должно быть составлено в безусловном порядке, т.е. в нем не должно содержаться фраз типа «просим Вашего согласия на проведение зачета».

Сделка по проведению взаимозачета вступает в силу с момента получения этого заявления другой стороной. Подтверждением получения заявления может служить почтовая квитанция, уведомление о получении.

Таким образом, отражение в учете операций по взаимозачету производится в следующем порядке:

  • - фирмой, составившей заявление, - в момент получения уведомления о вручении другой стороне заявления;
  • - другой фирмой - в момент получения заявления.

Двусторонним документом для оформления взаимозачета является Акт зачета взаимных требований, который обязательно содержит сведения об основаниях возникновения задолженности (реквизиты договоров), дату проведения зачета и сумму зачтенных взаимных требований с выделением НДС. Такой акт составляется только на основании данных бухгалтерского учета обеих сторон. В нем стороны подтверждают расчеты и выражают взаимное согласие на проведение зачета. Этот документ формально является первичным учетным документом для отражения операции погашения взаимной задолженности на зачтенную сумму и возникновения соответствующих налоговых обязательств (к оплате, возмещению) в бухгалтерском учете каждого из участников зачета.

Еще составляется дополнительное соглашение о зачете взаимных требований к основным договорам, к которому прилагаются следующие необходимые документы:

  • - акты выполненных работ с окончательной суммой платежа по каждому из договоров с обязательным выделением суммы НДС;
  • - накладные на отгрузку и оприходование продукции (товаров) с выделением НДС;
  • - акты сверок сумм начисленных кредиторских и дебиторских задолженностей на балансах организаций с обязательным выделение сумм НДС.

акты выполненных работ и накладные определяют объем реализации продукции (работ, услуг), который подлежит отражению на счетах реализации. При этом варианте для правомерного возмещения НДС в акте необходимо выделить сумму НДС отдельной строкой.

В контексте современного налогового законодательства моментом реализации товара при прекращении обязательств сторон зачетом взаимных требований является дата заявления сторон, предъявляющей свое требование к зачету (дата направления продавцом или получения им заявления о зачете), либо дата соглашения о зачете.

Порядок отражения зачета взаимных требований в бухгалтерском учете и налогообложение этих операций в нормативных документах специально не рассматриваются. Поэтому бухгалтера ОАО «ИРЗ» руководствуются общими правилами отражения в учете хозяйственных операций.

Для правильного отражения в бухгалтерском учете операций по взаимному зачету между сторонами при наличии встречных однородных требований бухгалтеру организации необходимо:

  • - определить отчетный период проведения взаимозачета, поскольку именно в нем у организации-продавца, признающего в целях налогообложения выручку по оплате, появляется подлежащая налогообложению выручка, а у покупателя имеются основания для зачета при расчетах с бюджетом НДС по приобретенным ценностям производственного назначения;
  • - определить сумму зачтенных требований, поскольку именно она будет составлять объект налогообложения у продавца и стоимость «оплаченных» материалов у покупателя для расчета уменьшения своей задолженности перед бюджетом.

Сумма засчитываемых взаимных требований может быть любой, но не может превышать меньшую сумму из числящихся за той или другой стороной в момент проведения зачета. При этом сторонами засчитываются просто равные по величине отвлеченные суммы вне зависимости от того, содержат ли они согласно условиям договоров НДС, одинаковы ли эти суммы НДС или одна из сторон предъявляла другой требования, сумма которых вообще НДС не содержала.

В случае равенства договорной стоимости обязательств по выполненным договорам взаимных обязательств сторон будут погашены полностью. В противном случае у одной из сторон останется кредиторская задолженность, правда в меньшем размере по сравнению с первоначальной. В этом случае способ погашения остатка задолженности также должен быть оговорен в соглашении о проведении взаимозачета.

Собственная кредиторская задолженность у ОАО «ИРЗ» числиться на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и отражается в бухгалтерском балансе по статье «Поставщики и подрядчики» в сумме задолженности за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги.

Датой проведения зачета считается день подписания сторонами официального документа об осуществлении зачета.

В бухгалтерском учете взаимозачетная операция отражается следующим образом.

На дату получения продукции (работ, услуг) от контрагента:

Дебет счета 10 (08, 20, 41…) Кредит счета 60 - сформирована задолженность за поставленные материалы (выполненные работы, оказанные услуги);

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 60 - отражен НДС по расчетам с поставщиком.

На дату отгрузки продукции (работ, услуг) контрагенту:

Дебет счета 62 Кредит счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» - отражена договорная стоимость реализованной по основному договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - отражен НДС, причитающийся к получению от покупателей («по отгрузке»);

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 3 «НДС» Кредит счета 76, субсчет «НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции» - отражен НДС, причитающийся к получению от покупателей («по оплате»);

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость» Кредит счета 43 (41, 23, 44…) - списываются себестоимость отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

На дату проведения взаимозачета:

Дебет счета 60 Кредит счета 62 - закрыты задолженности в сумме зачета взаимных требований согласно акту о взаимозачете;

Дебет счета 68 Кредит счета 19 - списан на расчеты с бюджетом НДС по оприходованным материалам (полученным работам) по договору, погашенному через взаимозачет, поскольку только в момент совершения взаимозачета полученные материалы считаются оплаченными.

На дату оформления зачета организация, определяющая выручку для целей налогообложения по моменту оплаты, дополнительно делает проводку:

Дебет счета 76, субсчет «НДС по отгруженной, но неоплаченной продукции» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» - списан на расчеты с бюджетом НДС.

Такая схема учета построена исходя из требований п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета, согласно которому для всех организаций установлен единый принцип ведения бухгалтерского учета - принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с этим принципом все организации отражают реализацию продукции (работ, услуг) на счетах бухгалтерского учета в момент перехода собственности на нее к покупателю (т.е. в обычном случае - в момент передачи (отгрузки) продукции покупателю, перевозчику или иному уполномоченному лицу).

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >