Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Бухучет и аудит arrow Инвентаризация: виды и порядок проведения. Учет результатов инвентаризации имущества и обязательств

Требования к порядку и срокам проведения инвентаризации

инвентаризация учет счет

Объекты, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации, собственником имущества данной организации или уполномоченным им органом (исключение составляют случаи, когда ее проведение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности можно не проверять имущество, инвентаризация которого проводилась после 1 октября отчетного года. Об этом говорится в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. Инвентаризацию основных средств можно проводить один раз в три года, а библиотечных фондов -- один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов можно проводить в период их наименьших остатков.

Порядок проведения инвентаризации на предстоящий финансовый год должен утверждаться руководителем организации как самостоятельный документ одновременно с принятием учетной политики или отражаться в приказе по учетной политике. В нем необходимо указать, сколько раз в отчетном году и в какие периоды будут проводиться инвентаризации, а также что будет объектом каждой из них.

Порядок проведения инвентаризаций в организации предполагает создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии), главного бухгалтера, начальников структурных подразделений (служб), представителей общественности. В состав комиссий также могут быть включены специалисты внутреннего аудита организации или независимых аудиторских организаций.

При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационные комиссии в составе представителя руководителя организации, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии), специалистов (экономистов, бухгалтеров, инженеров, технологов, товароведов, специалистов ОТК, независимых аудиторов и т.п.). В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризируемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность отражения данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, внесенных в инвентаризационные описи и акты, и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

В соответствии с Методическими указаниями персональный состав постоянно действующих и рабочих комиссий утверждает своим приказом (распоряжением) руководитель организации, о чем в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации делается пометка. Примерная форма приведена в приложение 2.

Данный приказ регистрируется в Книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Приложением к приказу может быть план проведения инвентаризации, который:

  • - определяет сроки окончания инвентаризации отдельных объектов;
  • - продолжительность каждого этапа;
  • - разграничивает обязанности между рабочими комиссиями.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  • – осуществляют инвентаризацию ценностей и денежных средств в местах хранения и производства;
  • – совместно с бухгалтерией организации участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;
  • – вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей.

Кроме того эти комиссии несут ответственность:

  • – за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя;
  • – за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
  • – за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также цены и т.п.);за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.

Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с целью сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке. В межинвентаризационный период в организациях систематически должны проводиться проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Эти проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, бухгалтерский учет и отчетность, а также представители общественности.

Перед началом работ руководитель и главный бухгалтер проводят вводный инструктаж о правилах проведения инвентаризации. Руководитель предприятия до начала инвентаризации, во-первых, должен создать условия, которые позволят комиссии провести полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. Для этого ему необходимо выделить работников для перевешивания и перемещения грузов, технически исправные измерительные и контрольные приборы, мерную тару и т.п. Кроме того, все члены комиссии должны быть ознакомлены с правилами проведения инвентаризации.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц и полным составом комиссии. Отсутствие хотя бы одного ее члена при проведении инвентаризации может в дальнейшем послужить основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала инвентаризации (до начала проверки фактического наличия имущества) инвентаризационная комиссия должна получить самые «свежие» приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Кроме того, необходимо опломбировать все подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы и выходы, проверить исправность и наличие пломб на всех измерительных и контрольных приборах.

Поскольку инвентаризационная комиссия фиксирует наличие ценностей на дату начала своей работы (например, на 20 декабря), а данные бухгалтерского учета формируются по состоянию на 1 число каждого месяца (например, на 1 декабря), то для того, чтобы бухгалтерия имела возможность определить остатки ценностей по данным учета к началу работы комиссии, на всех приходных и расходных документах за период с 1 по 20 декабря председатель комиссии должен сделать надпись о том, что движение ценностей по этим документам произошло до начала работы комиссии.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием: “До инвентаризации на (дата)”, что должно служить основанием для определения остатков имущества на начало инвентаризации по учетным данным.

Пример:

Пункт 1. Инвентаризация имущества, обязательств и затрат учреждения проводится в следующие сроки:

  • · п. 1.1. Инвентаризация объектов основных средств и нематериальных активов - один раз в 3 года не ранее 1 октября и не позднее 1 декабря текущего года;
  • · п. 1.2. Инвентаризация прочего имущества, обязательств и затрат - один раз в год перед составлением годовой отчетности не ранее 1 октября и не позднее 1 декабря текущего года;
  • · п. 1.3. Инвентаризация наличных денежных средств в кассе и у подотчетных лиц - один раз в месяц внезапно в течение текущего месяца;
  • · п. 1.4. Инвентаризация дебиторской задолженности - ежеквартально перед составлением квартальной бухгалтерской отчетности;
  • · п. 1.5. Инвентаризация расчетов с бюджетом - ежеквартально путем сверки расчетов с ИФНС, не позднее сроков, установленных для сдачи соответствующих форм расчетов (налоговых деклараций);
  • · п. 2. Инвентаризация в указанные выше сроки проводится на основании приказа руководителя учреждения;
  • · п. 3. В случае смены материально ответственных лиц инвентаризация передаваемых материальных ценностей проводится в обязательном порядке.

Пример приказа руководителя учреждения об утверждении состава и функциональных обязанностей постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

В нее целесообразно включить представителей административно-управленческого персонала, бухгалтерской службы, специалистов подразделений учреждения, обладающих необходимыми квалификационными знаниями для определения технических, эксплуатационных характеристик и оценки состояния имущества.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее