Реализация метода проектов и исследовательского метода в процессе обучения труду учащихся с ОВЗ

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера с учётом индивидуально - психологических особенностей обучающихся с ОВЗ.

Основным условием, необходимые для реализации обучения на основе проектной технологии является адаптация метода проектов к психофизическим особенностям детей с ОВЗ.

Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль. Задача учителя трудового обучения заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности учащихся с ОВЗ, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом, индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся. Но на всех этапах педагог выступает как помощник и организатор деятельности детей при работе над проектом, направляет деятельность школьников, мотивирует, фасилитирует (помогает, организует, способствует), наблюдает.

Другими словами, ученик становится субъектом познавательной деятельности. С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся с ОВЗ трудно:

  • - намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,
  • - искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,
  • - осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,
  • - действовать самостоятельно,
  • - сравнивать полученное с требуемым,
  • - корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,
  • - объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта. Начальным этапом работы над проектом выступает выбор темы проекта, его типа, количества участников. Для обучающихся с нарушением интеллекта данный этап осуществляется на уровне принятия обозначенной учителем проблемы и определение возможных вариантов её решения из предложенных.

Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов для обучающихся, определяется с помощью учителя.

Самостоятельная индивидуальная и групповая деятельность учащихся коррекционной школы при работе над проектом не возможна из-за слабости их аналитико - синтетической деятельности. Обучающимися осуществляется лишь выполнение отдельных этапов работы над проектом по плану и под контролем учителя.

Структурирование содержательной части проекта для учащихся также крайне затруднено. Выбор подходящих вариантов содержания проекта отбирается детьми из вариантов, предложенных учителем, оформление результатов осуществляется в соответствии с опорной схемой или инструкционной картой.

На этапе защиты проектов осуществляется коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы с опорой на план реализации, оформления и защиты проекта. В качестве опорной схемы при защите проекта может использоваться приём «деформированный текст».

Диагностика усвоения тем программы на основе проектной технологии является неотъемлемой частью, в процессе которой отслеживается, произошёл ли переход с одного уровня на другой и планируется дальнейшая работа по организации проектной деятельности.

Формы контроля ЗУН применяются разнообразные, в зависимости от целей учителя, но основной формой контроля является практическая работа, в процессе которой и происходит контроль необходимых знаний и умений проектной и практической деятельности.

Опыт участия в проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, в процессе трудового обучения, имеет большое социально - педагогическое значение при формировании знаний, умений и навыков коллективной работы в трудовом коллективе, развитии ключевых компетенций у учащихся коррекционной школы.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >