Складирование и хранение угля

Уголь чаще всего хранят на открытой складской площадке. Под складирование угля выбирают ровные площадки с твердым покрытием, чистые, освобожденные от мусора, в сухом незатопляемом месте с предусмотренным стоком поверхностных вод. Угольный склад должен быть надежно огражден, иметь достаточное количество проездов и подъездов, устройство и расположение которых должны обеспечивать возможность удобного проезда и маневрирования пожарных машин.

Угольные штабеля размещают на территории склада по строго определенному плану. Размеры штабелей в плане не ограничиваются и определяются в зависимости от эксплуатационных условий и способа производства перегрузочных работ па складе. При этом допускается любое очертание штабелей в плане. Рекомендуется располагать продольную ось штабеля но направлению господствующего ветра. Каждый штабель ограждают бетонными щитами. Высота штабеля определяется склонностью угля к самовозгоранию и выветриванию, а также длительностью храпения. Максимальная высота штабелей при хранении угля до 10 сут для углей марок ПС, ПЖ, К и Г не должна превышать 10 м.

Поступающий на склад уголь выгружают в зависимости от марок на соответствующие площадки. Складирование угля разных марок в одном штабеле не допускаема. Все углы верхнего и нижнего основания штабелей, а также грани их закругляются. При закладке штабеля нельзя допускать образования пустот в угле, в которых может создаваться застой воздуха, а также скоплении мелочи, опасных в отношении самосогревания штабеля. На складах необходимо систематически контролировать температуру хранимого угля, устанавливая контрольные металлические трубы, термометры или специальные автоматические сигнализаторы. Контрольные трубы устанавливают вертикально к подошве штабеля и нумеруют. Верхние концы труб должны выступать над поверхностью штабеля не менее чем на 0,3 м и закрываться деревянными, свободно- вынимающимися пробками. Нижние концы труб -- глухие и расположены на высоте не более 0,5 м от подошвы штабеля. Расстояние между трубами и интервалы между измерениями температуры устанавливаются в зависимости от склонности угля к самовозгоранию.

Температуры в трубах измеряют ртутными термометрами на шнуре, заключенными в оправу. Кроме того, для более тщательного обследования необходимо раз в 10--15 дней вводить в промежутки между измерительными трубками щуп (прут), выдерживать его там не менее 20 мин, а затем, быстро вытащив, ощупать руками -- горячее место на щупе укажет наличие очага внутри штабеля. Результаты наблюдений температуры угля в штабеле вносят в журнал.

Места очагов самонагревания можно определить и по внешним признакам состоянии поверхности штабеля, например: появлению за ночь на поверхности углей влажных пятен, исчезающих с восходом солнца; появлению белых пятен, исчезающих днем пли после выпадания дождя; наличию невысыхающих влажных пятен; появлению пара и запаха продуктов разложения угля; искрению в ночное время; наличию прогалин в снежном покрове.

В случае обнаружения самонагревания угля принимают следующие меры. При температуре угля 45°С и выше уголь охлаждают, перелопачивая его, и охлажденный уголь складируют на новом месте. Уголь считается охлажденным, если температура его снижена до температуры наружного воздуха. Для охлаждения разогревшегося угля должны быть устроены запасные площадки размером не менее 0,5 площади штабеля. При температуре угля 60°С его вынимают из штабеля и охлаждают, перелопачивая. Тушение или охлаждение угля водой в штабелях не разрешается. Загоревшийся уголь допускается тушить водой, только вынув его из штабеля и разбросав па запасной площадке. Поступивший на склад уголь, имеющий температуру 45°С и выше, необходимо выложить па особую площадку слоем не более 0,5 м и только после снижения его температуры до температуры воздуха его можно укладывать в штабеля.

Угольные склады и перегрузочные сооружения должны быть обеспечены наружными пожарными кранами, расположенными на расстоянии не более 80 м друг от друга. Если водопровод отсутствует, склад должен иметь удобные подъезды к воде или утепленные водоемы объемом, обеспечивающим трехчасовую работу одного пожарного автоматического насоса.

Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с навалочными грузами

Транспортная характеристика дает представление о физико-химических, объемно-массовых свойствах грузов, степени их опасности и, таким образом, определяет режимы их хранения, погрузки-выгрузки, перевозки, а также требования к подвижному составу и ПТМ. Номенклатура грузов столь широка, что для рациональной организации погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских операций необходима их классификация по отдельным свойствам, определяющим специфические стороны их перевозки и хранения.

Транспортная классификация грузов, единая для всех видов транспорта по свойствам, которые определяют различные стороны процесса перевозки и хранения, отсутствует. На каждом виде транспорта существует своя классификация, учитывающая их особенности. Так, на железнодорожном транспорте среди прочих различают насыпные и навалочные грузы (табл.2.).

Насыпью перевозят грузы, представляющие собой однородную массу фракционных составляющих твердых частиц в форме порошка, зерен, гранул, капсул, обладающих подвижностью (сыпучестью). Навалом в непакетированном виде повагонными отправками перевозят грузы, которые грузят без счета мест (штук) и которые по своим физическим свойствам не могут быть отнесены к насыпным грузам.

Грузы, не требующие защиты от атмосферных осадков, перевозят навалом и насыпью в открытом подвижном составе, в том числе в специализированных открытых вагонах (например, думпкары, хоппер-дозаторы). Перевозка грузов в специализированных вагонах, в том числе с глухим кузовом, разрешается при наличии у грузополучателей средств разгрузки. При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов насыпью или навалом в транспортной железнодорожной накладной в графе «количество мест» грузоотправителем указывается соответственно «насыпью» или «навалом».

При выборе рационального способа их перевозки и хранения учитывают такие свойства, как плотность, угол естественного откоса, коэффициент внешнего трения или коэффициент трения об опорные поверхности, фракционный (гранулометрический) состав материала, влажность, гигроскопичность, смерзаемость, слеживаемость, абразивность, самовозгораемость, взрывоопасность, склонность к сводообразованию, вредность для здоровья и др.

Особую группу составляют грузы, подверженные смерзанию. Их перевозят в соответствии с установленными на железнодорожном транспорте правилами.

Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом предусматривают, что до предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

Для каждого насыпного груза существует нижний предел влажности, зависящий от строения материала, его химического состава и других свойств, определяющих влагоемкость, при котором его частицы не смерзаются даже при самых низких температурах наружного воздуха. Эта влажность называется безопасной (табл.3.).

Фактическая влажность в естественном состоянии большинства сыпучих материалов превышает безопасную. При предъявлении к перевозке таких грузов отправитель должен принять меры к предварительному (до погрузки) уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов. Нормы безопасной влажности устанавливают грузоотправители совместно с грузополучателями в соответствии с ГОСТами, техническими условиями и практикой перевозок.

Снижение перед погрузкой влажности насыпного груза до предела, при котором он защищен от смерзания и примерзания к стенам и полу вагонов, -- один из основных способов борьбы со смерзаемостью. Достоинство этого способа состоит в том, что он устраняет саму причину смерзания грузов и исключает необходимость транспортирования излишней влаги. Понижение содержания влаги до безопасного предела предупреждает смерзание насыпного груза и сохраняет его сыпучесть до момента выгрузки.

Для определения влажности груза могут быть использованы влагомеры. В промышленности применяют различные конструкции влагомеров, предназначенные как для оперативного контроля влажности непосредственно в местах отбора проб или в лабораторных (стационарных) условиях, так и постоянного мониторинга грузопотоков, например, на конвейерной линии.

Если нет возможности уменьшения влажности насыпного груза до безопасных пределов, при погрузке в вагоны в холодный период года такого груза грузоотправитель должен принять меры по предотвращению его смерзания и примерзания к стенам и полу вагона, применяя соответствующие профилактические средства.

В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания относятся:

  • -предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;
  • -промораживание увлажненных грузов до их погрузки;
  • -равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями (ниогрин исеверин, растворы хлористого кальция и поваренной соли);
  • -пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками.

Механизированная разгрузка смерзающихся грузов возможна либо при наличии эффективной профилактики смерзания, либо на специализированных разгрузочных комплексах с учетомих физико-механических свойств грузов, объемов перевозок, а также климатических зон, где расположены пункты отправления и назначения грузов. Территория СНГ и Балтии разделена на восемь климатических зон, в которые входят следующие районы:

  • -- Закавказье, Туркмения и Таджикистан;
  • -- западная часть Украины, Молдова, районы Одессы и Николаева, Крым, Северный Кавказ, Узбекистан и Киргизия;

III -- западные районы Прибалтики и Белоруссии, юг Украины, Сальско-Манычская низменность, юг Казахстана;

IV -- восточные районы Прибалтики, Белоруссии и Украины, низовья Волги и Дона, районы Аральского моря и озера Балхаш;

V -- северо-западные и центральные районы России, Верхнее и Среднее Поволжье, средняя часть Казахстана;

VI -- север европейской части России, Южный и Средний Урал, юг Западной Сибири и ДальнегоВостока;

  • -- северная часть Урала, Западной Сибири, юг Якутии, район Магадана;
  • -- районы Воркуты и Норильска, другие северные районы России.

Характеристики климатических зон, которые являются одним из определяющих факторов при выборе способа перевозки и разгрузки смерзающихся грузов, представлены в табл. 4.

Таблица 4

Характеристики климатических зон

Климатическая

Отрицательная температура

Продолжительность холодного

зона

наиболее холодной пятидневки, °С

периода года, мес.

I

5

1--2

II

10

2--3

III

15

3--4

IV

20

4--5

V

25

5--6

VI

30

6--7

VII

35

7--8

VIII

45

8--9

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >