Сущность и значение коммерческой тайны и ее защиты

Понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты

Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

В условиях жесткой конкуренции очень важно сохранить сведения, содержащие коммерческую тайну организации (предприятия).

Коммерческая тайна (КТ) - это производственная, научно-техническая, управленческая финансовая и иная документированная информация, используемая для достижения коммерческих целей (получение прибыли, предотвращение ущерба), которую предприниматель считает конфиденциальной. К конфиденциальным сведениям относятся прежде всего идеи, изобретения, открытия, технологии, особенности коммерческой деятельности, позволяющие успешно конкурировать, прибыль фирмы и другое.

Коммерческая тайна - информация, которая обладает тремя следующими признаками:

  • - имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • - к ней нет свободного доступа на законном основании;
  • - обладатель этой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Информация должна иметь коммерческую ценность (действительную или потенциальную) по причине неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что коммерческой тайной не могут быть сведения, которые заведомо не обладают такой ценностью, так как являются общедоступными. Например, не будет коммерческой тайной юридический адрес компании или марка автомобиля ее торгового представителя. С другой стороны, коммерческой тайной может стать разработанная и используемая компанией стратегия поведения на рынке, которую при утечке информации могут взять на вооружение конкуренты.

При засекречивании информации надо исходить из принципа экономической выгоды и безопасности организации. Однако чрезмерная закрытость способна вызвать потерю клиентов (соответственно, и прибылей), так как условия рынка требуют постоянных контактов и широкой информации о деятельности компании. Поэтому руководителю необходимо четко определить предел и границы коммерческой тайны.

Второй признак тесно связан с первым: к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, доступные в открытых источниках или на основании закона. К примеру, не будет коммерческой тайной информация, которую в соответствии с законом продавец обязан предоставить покупателю о товаре.

Существует утвержденный Советом Министров перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Там перечислены следующие сведения:

  • - учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
  • - сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • - документы о платежеспособности;
  • - сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.

Третий признак коммерческой тайны - организация должна принимать меры к ее защите. Для этого необходимо создать режим охраны конфиденциальных сведений, а начать - с четкого установления и документирования информации, составляющей коммерческую тайну (порой бывает достаточно сложно доказать, что определенная информация была закрытой).

К организационным мерам можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и т. д.

Насколько бы продвинутыми ни были технические меры безопасности, всегда есть люди, владеющие конфиденциальной информацией (и именно от них исходит самая большая опасность):

  • - работники компании, которые в силу своих трудовых обязанностей соприкасаются с коммерческой тайной;
  • - контрагенты, получившие доступ к конфиденциальной информации в ходе выполнения договорных обязательств;
  • - потенциальные инвесторы;
  • - бизнес-партнеры, совладельцы, юристы, бухгалтеры, аудиторы, другие сторонние консультанты.

Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

  • 1. Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это - угроза высокой степени тяжести, последствия, реализации которой могут ликвидировать саму фирму.
  • 2. Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.
  • 3. Конфиденциальная информация - ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.
  • 4. Информация ограниченного доступа - ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).
  • 5. Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >