Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Жречество Древнего Египта

Образ жрицы - законы чистоты, непорочности и целомудрия

Как мы уже отметили выше, Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей ни мужского, ни женского божества, но уже в Египте периода Древнего царства (начало III тыс. до н.э.) можно найти упоминания о женщинах-жрицах, носивших титул «служанка бога» (хемет-нечер). Поэтому необходимо также рассмотреть внешний облик древнеегипетских жриц, которые играли немаловажную роль в обществе и в жреческой структуре Древнего Египта.

Основным признаком в истории одежды в период древних культур является её неизменяемость, постоянство и однообразие, но уже в те далекие времена мы видим техническое совершенство одежды и платья, точно рассчитанные выкройки, вполне совершенные ткани и большое изящество в обработке костюма. Общий вид и каждая деталь египетской одежды подробнейшим образом продуманы, здесь нет ничего случайного. И хотя весь костюм построен на контрастах, однако это не снижает его выразительности, гармоничного целостного впечатления.

На заре цивилизации одежда людей была незатейливой и не отличалась разнообразием. Так было и в Древнем Египте. Одежда жриц в период Нового царства уже практически не отличался от повседневного одеяния знатных женщин (необходимо учитывать, что фактически именно знатные женщины в основном и составляли собрание жриц). Со времён Древнего царства «служанки бога» носили прямую набедренную повязку, но в эпоху Нового царства (II тыс. до н.э.) наблюдается тенденция к отходу от этой традиционной одежды, их одеяние становится более «женственным».

В Древнем Египте требовалось, чтобы женщины закрывали своё тело более тщательно, чем мужчины, и только не ранее Среднего царства (конец III-начало II тыс. до н.э.), когда египетская культура начинает подпадать под влияние азиатской, в женском костюме появились отступления от прежних традиций. Древнейшая одежда египтянок состояла из тканого платья, которое, плотно прилегая к телу, закрывало его от груди до ступней ног и держалось на помочах. Иногда платье закрывало и плечи: тогда оно ткалось с воротниками и узкими рукавами. В эпоху Среднего Царства принято надевать на себя несколько одежд, что сильно меняет силуэт и увеличивает его объем. Во главе угла - по всей вероятности, это критерий совершенства для древнего египтянина, - находится форма пирамиды. Чтобы придать такую форму женскому платью, юбку плиссируют. Во времена Среднего царства в моду входит плиссированная одежда, ее носят и мужчины, и женщины.

Как и во времена Древнего Царства, женщины любят украшения, носят бусы - преимущественно синего или зеленого цвета - и браслеты на руках и ногах. Жрицы всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами, на голове «служанки бога» носили пышные парики.

Основным материалом для одежды, как для древнеегипетских жрецов, так и для жриц считался лен. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Хотя в долине Нила с давних времён занимались овцеводством, овечья шерсть считалась ритуально нечистой. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Однако были и другие материалы. Виссон - название весьма любимой в древности материи, которая была предметом роскоши, составною частью царского и жреческого костюмов, принадлежностью религиозных обрядов. По мнению одних - это было тончайшее полотно, по мнению других - особая хлопчатобумажная материя; оба мнения находят подтверждение у древних писателей. Геродот, описывая процесс бальзамирования мумий в Египте, говорит, что тело «с головы до ног закутывалось повязками из виссона». Микроскопическое исследование показало, что материя, употреблявшаяся для одевания мумий, была именно полотном, производством которого славился Египет. Сам Геродот, однако, в других местах разумеет под виссоном хлопчатобумажную материю, называя его «древесною шерстью», что даже подало повод к предположению, что это был шелк.

В период Нового царства знатные женщины (жрицы) стали носить и тонкие прозрачные материи, из которых изготовлялись накидки. Таким образом, в эпоху Нового царства костюм знатной женщины состоял из широкой сорочки, короткой юбки (набедренной повязки) и большого четырёхугольного с закруглёнными краями плаща, который накидывался сверху и, несмотря на свою простую форму, мог быть задрапирован самым причудливым образом. В источниках существуют упоминания о верхней женской одежде «калазирис», которая оборачивалась вокруг тела наподобие передника и была особенно распространена в позднее время. Калазирис - основа женской одежды на протяжении всей истории Древнего Египта. Изменения затрагивали только детали кроя, иногда вместо отдельных бретелей делали цельнокроеную рубашку с круглым вырезом горловины и небольшими рукавами.

Относительно цвета одежды, мы уже отметили выше, что наиболее почитаемым цветом был белый и его оттенки: небеленые, серовато-желтые, кремовые. В узорчатых тканях на светлом или темном фоне применяли синий, голубой, коричнево-красный, охристо-желтый, зеленый цвета узора. Черный цвет не имел траурной символики.

Что же касается внешности, мы можем рассмотреть мнения многих египтологов, которые опираясь на исторические источники и археологические находки (папирусы, настенные рисунки) описывают образы древнеегипетских женщин.

Описание внешности одной из героинь романа «Уарда» немецкого египтолога XIX в. Георга Эберса помогает нам представить идеал красоты женщины Древнего Египта: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и теплый, свежий, ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым. О чистоте крови говорил также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами». Идеалом у древних египтян считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги. Современный английский археолог Леонард Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! (…) Красавицы Греции и Рима восхищают, но не волнуют нас. Они кажутся такими же холодными, как мрамор, из которого они изваяны. Но если надеть на Нефертити платье «от Диора», и она войдёт в нём в фешенебельный ресторан, то будет встречена восхищёнными взглядами присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов»

Проследив тенденции изменения одежды как образа жриц и проанализировав их особенности, мы видим, что внешние атрибуты сильно не отличаются он жрецов Древнего Египта, но в отличие от жрецов, тут нет сильно выраженного статусного деления и различия в одежде древнеегипетских жриц.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее