Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Жречество Древнего Египта

Внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте

Внешний вид и одежда как атрибуты жречества Древнего Египта

В Древнем Египте жрецы и жрицы должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это характерно для костюма высших жреческих должностей. Попытаемся рассмотреть внешний облик жрецов, проследить тенденцию смены их внешнего вида и соответствующие этим изменениям причины, выявив различия и сходства одежды жрецов разных положений.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь - сандалии. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней - широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами ног и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было одевать на ногу как башмак или туфлю. В основном одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии.

Со временем древнеегипетская одежда заметно усложняется. Традиционные схенти и калазирисы сохраняются лишь в обиходе простолюдинов. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия. Вместо обычного в старину передника, как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, хлынувшие из Азии, оставляя передник лишь для некоторых исключительных случаев. Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Так одежда знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда в еще один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади.

Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделенную шкуру животных. Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить, в конечном счете, изменение внутреннее. Шкура же при этом - символ переходной стадии.Когда жрецы выполняли важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти, они помимо шкур животных носили еще длинные вышитые пояса и другие украшения - например, браслеты. Так мужские украшения состояли из широких колец или обручей, которые одевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги вокруг щиколотки. Эти обручи изготовлялись из различных металлов, и были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались. Кроме обручей мужчины носили перстни разной формы - металлические с неподвижным или вращающимся гнездом из глазурованной каменной массы, в форме какого-либо иероглифического знака. Носили как одно, так и несколько колец.

Нельзя забывать и о том, что влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной и культовой одежде. Так Плутарх рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений. Золото считалось металлом богов. Богиня неба Хатхор имела прозвище «золотая» или просто «золото». Помимо этого, неизменность благородных металлов является символом дальнейшей жизни после смерти. Отметим, что некоторые источники отвергают версию о вере египтян в жизнь после смерти или раскрывают их двойственное отношение к этому. Например, об этом свидетельствует источник «Песни арфиста».

В эпоху Нового царства у мужчин и женщин в моду вошёл заимствованный у сирийцев нарамник. Его покрой был очень простым: полотнище ткани, прямое или расширенное на концах, длиной в два человеческих роста, складывали пополам и на месте сгиба делали прорезь для головы, а по бокам сшивали, оставляя отверстия для рук. Его надевали поверх схенти или калазириса и подпоясывали таким образом, что получались как бы широкие рукава. Иногда к нарамнику пришивали настоящие рукава, и он превращался в рубашку. Жрецы обычно носили нарамник с синдоном - длинным шарфом, который обёртывали поверх нарамника вокруг бёдер и завязывали спереди так, что концы свисали вниз. Такая одежда видоизменяла облик своего хозяина, украшала его, позволяла скрывать недостатки фигуры.

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий, в том числе и жречества, был платок (клафт, или немес). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов - жёлтые. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон. Однако во время различных торжеств он надевал корону - точнее, ту её разновидность, которая предписывалась придворным церемониалом для данного случая. Но, нужно отметить, что жреческие обязанности фараон должен был исполнять в одежде жрецов.

Теперь поговорим об отличии и сходстве жречества относительно занимаемой их должностью. Жрецы одевались так же, как и знатные вельможи, однако, поскольку в жреческой иерархии они занимали разные ступени, их одежда различалась в зависимости от этой «табели о рангах». Высшие жрецы носили, кроме схенти, накидку, сшитую из нескольких кусков ткани и на плечах - шкуру леопарда. Младшие вместо схенти - набедренной повязки - носили колоколообразную юбку на каркасе. Каждый жрец обязательно должен был иметь ускх и клафт одного цвета, соответствующего его положению.

Одежда остальных жрецов была очень разнообразной. Они видоизменялись не только для каждой отдельной ступени жреческой иерархии, но и в пределах этих ступеней варьировались для разных церемоний. Некоторые разряды жрецов отличались особыми, только им одним присвоенными знаками. Так главные жрецы в храме Пта носили особым образом заплетенные головные косы, писцы или толкователи священных писем - два пера и письменный прибор, сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным животным, - перстень с символом человеческой жертвы, жрецы - судьи носили на шее амулет из ляписа - лазури с надписью «истина».

Так же верховные жрецы некоторых божеств имели и другие отличительные признаки своего высокого сана. Верховные служители бога Птаха носили особый, так называемый «ливийский» парик ибес, украшенный сбоку заплетенным локоном, их белое одеяние украшалось особым золотым ожерельем: с узкого воротника на цепочках спускалась металлическая полоска, закрывающая верхнюю часть груди, поднимающаяся на плечах вверх и заканчивающаяся с двух сторон головами шакалов, снабженных руками в позе адорации. В папирусе Харрис есть упоминание о том, что Рамсес III лично распорядился выдать необходимое количество золота для изготовления такого ожерелья, когда его сын Хаэмуас вступил в должность верховного жреца в Мемфисе.

Второй момент, необходимый нам для сравнения это схожие черты древнеегипетских жрецов. Итак, общей особенностью жречества Древнего Египта (независимо от пола, титула и божества, которому служил жрец) было то, что оно презирало традиционное гофрированное платье, не носило одеяний из шерстяных тканей, общий покрой одежды был довольно простым, основным цветом одеяний был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась - лен. Белому цвету жрецы отдавали предпочтение неслучайно, согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как «белые стены» (т.е. Мемфис). Также говорится о «белых сандалиях», использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости, даже глазной зрачок египтянин называл «белым», так же белый цвет считался цветом радости и использовался в тех или иных религиозных праздниках.

Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими и общими для всех были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: «…в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…». Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась под сомнение.

Как видно из этого обзора, внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте был строго регламентирован, что позволяло безошибочно выделять жрецов из общей массы населения, но вместе с тем можно отметить, что в период Нового царства наблюдается отход от многих традиционных канонов в костюме. Это во многом объясняется влиянием азиатской культуры, но вместе с тем необходимо отметить, что ни одной лишней детали в костюмах жрецов не было, все имело свой магический смысл, и было понятно любому египтянину. В костюмах были как общие предписания для всех жрецов Древнего Египта, так и те, которые зависели от того, какому богу служит этот жрец и от его статуса в иерархии жреческого коллектива.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее