Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Культурология arrow Жречество Древнего Египта

Жрица хранительница священных традиций или обязанности жрицы в Древнем Египте

Уже в Древнем царстве у алтарей великих богинь-матерей Хатор и Нейт можно найти женщин-жриц, носивших высокий титул «Хемет Нечер» - Служанка бога, хотя Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей не мужского, ни женского божества.

Также поначалу египтологи рассказывали народу, что во времена Древнего Египта мир был полностью мужским: на троне царствовали фараоны-мужчины, на религиозных церемониях - мужчины-жрецы. Если женщина и могла достигать чего-то, то только в силу того, что она была женой того или иного высокопоставленного мужчины. Так стала правительницей Нефертити, а вернее, соправительницей своего супруга Эхнатона, великого фараона-реформатора. Так получила власть Нефертари, потому что была главной и любимой женой фараона Рамзеса II, одного из самых могущественных правителей Древнего Египта. Однако историки XIX века сходились во мнении, что получить власть можно было, только имея рядом мужчину-властителя.

Но открытия египтологии начала ХХ века преподнесли сенсацию воистину мирового масштаба: выяснилось, что власть и могущество женщины могли получить и без мужчин. Рельефы, рисунки, надписи, таблички и иные памятники Древнего мира раскрыли перед потомками совершенно неизвестную страницу: историю фараонов-женщин и женщин-жриц.

Собранные данные не оставляют ни малейшего сомнения в том, что в Египте существовали жрицы, порой игравшие в культе важную роль. Жрицы упоминаются в памятниках уже во времена Древнего царства. Позднее, во времена Среднего царства, упоминаются храмовые певицы и музыкантши. Гораздо чаще жрицы, музыкантши и певицы фигурируют в текстах Нового царства. В одной из надписей в храме Эдфу перечисляются божества 42 номов Египта, верховные жрецы, а вслед за тем жрицы, «играющие на систре» перед изображением божества. Среди жриц того или иного божества выделяются «верховные жрицы», руководившие певицами и музыкантшами. В Фивах такой «верховной жрицей» была жрица, носившая также титулы «поклонницы бога» и «жены бога». Жена фараона Яхмеса I, основателя XVIII династии, Яххотеп была, насколько известно, первой царицей, носившей титул жены бога. Амон-Ра, таким образом, имел в лице царицы земную жену. Однако царь богов не ограничивался одной женой. Как и фараоны, он имел гарем из земных наложниц, и этими наложницами являлись «певицы и музыкантши» храма. Другие боги - Инхар, Харшеф, Мин, Себек, Тот, Инмутеф, Упуаут в Ассиуте - в подражание царю богов также имели земной храмовый гарем.

Итак, мы разобрались с тем, что помимо жрецов в Древнем Египте были и жрицы, которые также пользовались уважением в обществе. Теперь рассмотрим их обязанности, попытаемся понять их значимость в Древнем Египте, как в духовной, так социальной и политической сфере.

Обязанности жриц были также разграничены. Как правило, женщина чаще появляется в храме богини, нежели в святилище бога-мужчины, однако, в этом правиле есть исключения. Царица Мересанх III, супруга фараона Хафра была жрицей бога Тота. Знатные дамы, современницы этих цариц, состояли жрицами в храмах Птаха и возлагали дары к статуе фараона Хуфу. Огромное количество источников, посвященных женскому жречеству, появляется со времени Среднего царства: многочисленные «Хемет Нечер», а также жрицы других категорий выполняли в это время свои обязанности в храмах Абидоса, Коптоса, Фив и других крупных религиозных центров страны.

Функции храмовых певиц и музыкантш не ограничивались музыкальной сферой. В ряде случаев они принимали активное участие в ритуале и в заупокойном культе. Материальное вознаграждение жриц было таким же высоким, как и жрецов-мужчин.

Устав женского жречества, был куда более «гибким», чем мужского. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном из местных храмов.

С начала Древнего царства в текстах встречается титул «Хенеретет», традиционно переводящийся как «затворница» или «жрица», которым обозначалась женщина, служащая в храме того или иного бога, обитательница божественного гарема. Эти уважаемые всеми египтянами женщины жили по тем же законам чистоты, непорочности и целомудрия, что и остальное жречество. Они всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами. На голове хенеретет носили большие пышные парики. Эти жрицы служили в храмах Хатор, Хора, Амона, а также участвовали в погребальных церемониях. В фиванской гробнице вельможи Кенамона, современника Аменхотепа II, сохранилось изображение держащих в руках систры женщин в длинных белоснежных платьях с перевязями, присутствующих при церемонии транспортировки статуй умершего.

Во второй половине Нового царства их функции изменились: они уже больше не танцуют, а больше поют, нараспев читают молитвы, играют на музыкальных инструментах. Это может быть связано с реформой Эхнатона, вследствие которого Египет потерял прежние международные приоритеты, и разразился глубокий внутренний кризис. Хенеретет отныне часто входили в особые храмовые музыкальные ансамбли, где помимо них состояли на службе бога профессиональные певицы шемаит, музыкантши хесит, танцовщицы ибат. Возглавляли эти ансамбли великие жрицы - «Урет Хенеретет», обычно очень знатные дамы, жены высокопоставленных сановников и верховных жрецов, воплощавшие во время культовых действий важнейших египетских богинь.

Во многих храмах в эпоху Нового царства служили две верховные жрицы, обычно - супруги верховного жреца, персонифицирующие собой различные аспекты сущности женского божества: дочь и мать, Хатор и Мут-Сехмет, Исиду и Нефтиду, ублажая бога своей красотой и совершенством, поддерживая Маат музыкой и священным танцем. В религиозных текстах они олицетворяли двойственную структуру вселенной: Верхний и Нижний Египет, два глаза солнечного божества, две любые противоположности, которые дополняют друг друга и образуют своим воссоединением гармонию.

Большую роль в храмовых ритуалах играла и «Мут Нечер» - «божественная мать», титул которой впервые засвидетельствован с начала Нового царства. Чаще всего эти функции выполняла царица, родившая царствующего фараона, а потому почитавшаяся как воплощение богинь, великих небесных матерей - Исиды и Мут.

Особую роль играли жрицы - Ур-т Хекау - обладатель священных сил. Они были хранителями Божественной Силы, и могли передать её предметам - «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась - Хека. Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, она может стать разрушительной, если люди прогневают Бога непослушанием.

Что касается женщин, то в древние времена они были в основном жрицами Нейт и Хатор. Их служба заключалась в танцах и потрясении систром перед божеством в праздничные дни. Особая категория жриц оставляла штат так называемых «наложниц бога». В определённые дни их оставляли в уединённой комнате, где они испытывали мистический транс. Никому не дозволялось видеть, что происходит в этой комнате, но один из жрецов через специальную акустическую систему имел возможность слышать речи женщины, находившейся в трансе. Впоследствии такие откровения стали записываться. Как видно, этот процесс очень напоминает процедуру пророчества дельфийской пифии в святилище Аполлона в Древней Греции.

Как мы видим, жрицы Древнего Египта также имели круг обязательств и выполняли определенные функции в зависимости от своего положения, даже можно сказать «родовитости», в обществе. Из приведенных фактов можно сделать вывод о том, что женщины, как члены клира того или иного божества, принимали активное участие в религиозной жизни страны.

Жрицы играли огромную роль в богослужении, они являлись хранительницами священных традиций и носителями религиозных верований.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее