Анализ деятельности государства в области социальной защиты населения

В настоящее время в связи с увеличением числа слабозащищенных категорий граждан возрос гнет на систему социальной охраны граждан, этот факт доказывает потребность в разработке государственной политики совершенствования организации системы социальной охраны.

Организация социальной охраны граждан в РФ исполняется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной охраны граждан является Министерство здравоохранения и общественного развития РФ, управляет работой которого Правительство РФ. В состав центрального аппарата Министерства здравоохранения и общественного развития РФ с целью решения проблем по социальной охране граждан, ввыступают Департамент организации социальной охраны граждан и Департамент по делам инвалидов.

Департамент организации социальной охраны граждан гарантирует работу Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной охраны граждан, в т.ч. социальной охраны семьи, матерей и детей, ветеранов и остальных незащищенных групп социума, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных людей.

На нынешний день не все муниципальные образования РФ выполняют дополнительные мероприятия социальной охраны за счет личных средств. Поэтому данные муниципальные образования не имеют муниципальных учреждений социальной охраны граждан, а возможности по предоставлению мер социальной помощи и социального обслуживания реализуются на областном уровне.

Проведем анализ бюджетных ассигнований федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в таблице 2.

Таблица 2. Анализ деятельности государства в области социальной защиты населения РФ

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013

Объем, млрд. рублей

3316,4

2940,5

3185,8

3437,5

изменения к предыдущему году:

млрд. рублей

-

-375,9

245,3

251,7

в %

-

-11,3

8,3

7,9

доля в общем объеме расходов, %

32,41

27,59

28,35

28,23

доля в ВВП, %

7,34

5,84

5,69

5,55

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей

500,4

361,0

372,9

370,3

изменения к предыдущему году:

млрд. рублей

-

-139,4

11,9

-2,6

в %

-

-27,9

3,3

-0,7

Межбюджетные трансферты, млрд. рублей

2816,0

2579,5

2812,9

3067,2

доля в разделе, %

84,9

87,7

88,3

89,2

Анализ динамики расходов федерального бюджета свидетельствуют, что в 2011 году расходы снижаются по сопоставлению с 2010 годом, а в 2012 и 2013 годах растут по сопоставлению с 2010 и 2011 годами. Без учета межбюджетных трансфертов затраты по данному разделу существенно снижаются по сопоставлению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сопоставлению с 2010 годом рост составит 3,7 %, без учета межбюджетных трансфертов уменьшается на 26 %.

Удельный вес трансфертов из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ в общем объеме расходов по данному разделу возрастает с 77,4 % в 2010 году до 83,8 % в 2013 году.

Уменьшение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сопоставлению с 2010 годом вызвано уменьшением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие недостатка бюджетов муниципальных внебюджетных фондов РФ в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов ВОВ. Романов П., Ярская-Смирнова Е. Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность. - М.: Вариант, 2013. - с. 63

Данные расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента РФ, распоряжениями Правительства РФ, регулирующими проблемы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, социального обслуживания, охраны и занятости граждан, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями.

Затраты федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году выполнены 78 главными распорядителями бюджетных средств, в 2012 году - 27, в 2013 году - 26. Самыми значимыми из них являются: Министерство финансов РФ, Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство регионального развития РФ, на которые в 2011 году доводится 96 % расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 годах - 98 %.

Стоит отметить, что на сегодняшний день положение социальной сферы страны до сих пор не удовлетворительны. На данный момент РФ охвачена большим числом социальных трудностей различного характера.

К итогам общественной политики в РФ следует отнести выделение определенной доли финансовых средств на общественные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты недостаточны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в РФ громаден, т.е. жить на минимальную зарплату либо на пособие нельзя.

Руководство и государственная дума РФ непрерывно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят специальные пособия. Однако, фактически эти законы не выполняются либо выполняются не везде и не полностью. Это происходит в следствие не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Социальная работа: проблемы, тенденции, перспективы развития. / под общ. ред. М.В. Мясоедова и А.В. Коротун - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - с. 74

Множество социальных программ ориентированы на экстренное устранение вопросов в социальной жизни народа. Однако, полностью решить эти проблемы не удается. Большая часть попыток правительства повысить качество жизнь граждан является только смягчением следствий. Они по своей сути не помогают решать создавшуюся тяжелую ситуацию. К примеру, малоимущего, нищего, безработного, не имеющего определенного места жительства возможно безвозмездно насытить, отдать ему какую-нибудь одежду, дать приют на ночь. Однако, завтра они опять будут голодными, без одежды, без жилища. Это практически значит, что средства истрачены впустую. Для искоренения этого феномена не хватит никаких финансовых средств.

Поэтому нужно разбираться с самим явлением бедности и безработицы. Необходимо использовать все усилия на борьбу с факторами социальных трудностей. Для этого следует принять меры по недопущению закрытия, приостановки работы компаний. Это уменьшит численность безработных, даст возможность людям самим себя обеспечивать. При этом и заработная плата должна находиться на том уровне, который поможет людям на него прожить. Разработка и неизменное улучшение законодательства также может посодействовать этому процессу.

Социальные программы РФ включают в себя единовременные и постоянные пособия по различным вопросам общественной жизни не защищенных слоёв социума.

К мерам общего характера относятся выплаты семьям, связанные с рождением и воспитанием ребёнка, утратой работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и остальные виды выплат. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. - М.: Дашков и Ко, 2010. - с. 112

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей не значительны, всего в районе одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей. Пособия этого вида являются не существенной помощью семье. Выплаты данных пособий осуществляет местный бюджет, однако его средств катастрофически не хватает в нынешних социально- политических условиях.

Социальная жизнь социума за последнее время проходит крайне сложно. Так, с одной стороны существует свобода выбора товаров и услуг, их форм. Однако, с иной стороны все эти общественные блага не доступны большинству граждан РФ.

Имеются трудности в области трудоустройства. Бывшие выпускники ВУЗов не имеют возможности трудоустроиться, а квалифицированные работники уходят вследствие низкого уровня зарплаты. Что достаточно драматически воздействует на настроении в социуме. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и различного рода выплаты и дотации не помогают исправить сложившуюся ситуацию.

Все эти и остальные явления общественной жизни страны отрицательно воздействуют на экономическое и политическое состояние страны. Для большинства социальных преобразований нужен переход к какому-то новому подходу к трудностям жизни граждан РФ.

Среди основных направлений совершенствования социальной политики главными являются следующие:

  • · стабилизация финансового состояния национальных внебюджетных социальных фондов;
  • · расширение источников финансирования социальных услуг;
  • · внедрение адресной системы социальной помощи гражданам;
  • · создание системы интеграционного взаимодействия науки и образования, способствующей росту качества высшего образования, привлечения в науку выпускников вузов;
  • · увеличение заработной платы, гармонизированное с повышением уровня интеллектуализации и производительности труда;
  • · увеличение средней пенсии до уровня 40% от средней заработной платы за счет: возвращения к обязательному пенсионному страхованию, сокращения расходов пенсионного фонда, не связанных с выплатой текущих страховых пенсий, отказа от нестраховых выплат посредством систему страхового пенсионного снабжения;
  • · сбережение системы бесплатного среднего образования и доступа к безвозмездному специальному и высшему образованию на конкурсной основе;
  • · улучшение и формирование системы государственной социальной помощи пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями;
  • · предостережение домашнего неблагополучия, профилактика социального сиротства, введение семейных форм устройства детей-сирот и технологий профилактики безнадзорности и преступлений несовершеннолетних;
  • · разработка стандартов жилищной обеспеченности и формирование фонда муниципального жилья для малообеспеченных семей;
  • · стандартизация медицинских услуг и законодательное закрепление социальных гарантий безвозмездной медицинской поддержке;
  • · обязательное определение источников финансирования в законодательстве РФ;
  • · разделение обязательств по финансированию социальной сферы между разными субъектами, включенными в процесс общественного развития, и разными уровнями бюджета;
  • · обязательное сопровождение общественной экспертизы планируемых экономических и институциональных реформ. Введение в практику принятия управленческих решений способов оценки реалистичности мер общественной политики;
  • · восстановление обычаев публичного осуждения лиц, нарушающих нормы социальной справедливости, демонстрирующих неуважение достоинствам и правами личности и т.д.;
  • · разработка системы контролируемых показателей для оценки прогресса в достижении обозначенных целей;
  • · введение способов бюджетирования, нацеленных на итог и предполагающих внедрение схем финансирования социальных программ при условии получения успешных достижений, согласованных со всеми заинтересованными партнерами;
  • · обеспечение публичного и административного контроля за способом расчета характеристик результативности проводимой социальной политики;
  • · введение целостного регламента корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

В целом данный набор инструментов и мер реализации социальной политики, адресованных отдельным социально-демографическим категориям населения и домохозяйств РФ.

На основании вышеизложенного можно подвести итоги по второму разделу работы и указать на то, что имеющиеся трудности в общественной политике страны требуют незамедлительного решения. От общественной благоустроенности напрямую зависит эффективность изготовления, материальное благополучие страны. Главным образом следует создать благоприятный климат для жизни обычным гражданам (среднему классу). Социальное попечение страны о собственных гражданах требует огромных денежных вложений. Поскольку отдача от данных вложений приумножит материальное благополучие, как самих граждан, так и самой страны. То, как правительство проводит социальную политику, следует определять уровень жизни малообеспеченных слоев населения. Поэтому грамотная социальная политика страны является одной из первоочередных задач перехода к рыночным отношениям и выхода отечественной экономики из кризиса.

Нужно радикально установить доктрину устройства общественной сферы. Для более плодотворной работы в формировании, реализации и контроле выполнения социальной политики обязаны участвовать в качестве субъектов все органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, публичные организации и население в целом, работодатели и бизнес-сообщество. При этом объектами социальной политики должны стать все категории социума, публичные и территориальные организации и группы и отрасли социальной сферы.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >