Реформирование кадровой политики в Китае

«Заслуживает интереса кадровая политика в области промышленности, осуществляемая на основе Закона о найме. Она подразумевает конкурсный отбор работников, временные трудовые контракты, пособия по безработице в течение 6 месяцев после потери работы (75% зарплаты), социальные пособия по размеру семьи. Существенно возросла ответственность руководителей предприятий, непосредственно отвечающих за результаты их деятельности. Его жалование прямо связано с величиной изменения прибыли и активов предприятия. От кандидата на директорский пост по этому закону может быть потребован денежный залог (до 10-месячного оклада)» [11, с. 66].

Директора назначаются вышестоящими органами, либо выбираются на собрании рабочего коллектива сроком на 3-5 лет. За рост прибыли на 1% в год директор получает 5% надбавку к зарплате, за рост активов на 1% - 15% надбавку. При снижении прибыли на 1%-10% его зарплата срезается на треть, а более чем на 10% - его снимают с должности.

Директор наделен очень широкими полномочиями, начиная с права выбора технологии, поставщиков, покупателей, численности, структуры и персонального состава трудового коллектива и кончая вопросами оплаты труда и назначения цен на готовую продукцию. При отсутствии государственного плана на продукцию отношения между государством и предприятием сводятся к выплате налогов и оплате коммунальных услуг. Для контроля деятельности директора на предприятиях созданы т.н. "комитеты управления" в составе его заместителей, главных специалистов, руководителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, представителя от рабочего совета (т.е. выборного органа рабочих для контроля администрации).

До реформ все хозяйственные вопросы решались только с участием партийных органов. Ныне партия все больше переключается на идеологическую работу и решение кадровых вопросов. Сами директора все чаще выбираются тайным голосованием. Нередко кандидаты не выдвигаются, а прямо вписываются голосующими в бюллетень. Чье имя встречается чаще, тот и становится директором.

В целом, экономические реформы в Китае, наряду с ускоренными темпами экономического роста, привели к появлению ряда общенациональных проблем, имеющих долгосрочные последствия:

  • 1. Появились диспропорции развития экономики - недоразвитая инфраструктура, отставание транспорта энергетики, добывающих и базовых отраслей, перебои в снабжении, нехватка сырьевых ресурсов. Только по причине дефицита электроэнергии простои предприятий в Китае в отдельные годы достигали 20-30% производственных мощностей.
  • 2. Ослабление госконтроля за кредитами привело к неоправданному росту банковского кредитования, распылению капиталовложений, инфляции.
  • 3. Имеет место ускоренный физический износ технологического оборудования, повышенный производственный травматизм, проблемы экономического плана, т.е. экономика работает на пределе. При этом, весьма проблематичным остается положение дел с качеством выпускаемой продукции, медленно обновляется технология и ассортимент.
  • 4. Имеют место и социальные противоречия: расслоение населения по доходам, рост экономической преступности, усиление инфляции, культурная экспансия Запада. За эти годы уровень жизни населения в Китае более чем удвоился, но крайне неравномерно. Сильна зависть к богатым, порой перерастающая в прямые физические столкновения и разбирательства. Весьма ощутима и безработица, особенно на селе.
  • 5. Сложной остается проблема бюрократизма аппарата управления страной, превышающего по численности 20 млн. человек. Из них около половины - аппарат ЦК КПК. Занятие номенклатурных должностей, как правило, пожизненное. Движение только вверх или по горизонтали, назначение - сверху вниз. Очень низок общий уровень образования населения. В партии периодически проводятся чистки. Существуют возрастные ограничения на занятие должностей, хотя они и не всегда соблюдаются. Интересна практика назначения ветеранов в аппарат советников с сохранением за ними почти всех их привилегий при выходе на пенсию, составляющую до 150% зарплаты. Не удалось изжить телефонное право, кумовство, значение личных связей и т.п.

Тем не менее, несмотря на все свои проблемы Китайская Народная Республика достаточно успешно решает стоящие перед ней задачи. Так, на первом этапе реформ - до 1987 года, валовый доход на душу населения был удвоен и доведен до 500$ в год. Так же успешно решен второй этап реформ - удвоение этого показателя до 2000 года. Есть все основания предполагать, что так же успешно будет достигнута цель третьего этапа - завершение модернизации экономики страны до середины ХХI века с достижением уровня жизни "среднеразвитых стран" Запада.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >