Идея "социалистического товарного производства"

Около 10 лет тому назад Китай провозгласил идею развития "социалистического товарного производства" на селе. Результатом реализации этой программы стали договора купли-продажи с крестьянами, заключаемые государством уже не на несколько лет, как прежде, а на начало каждого сезона. Несколько уменьшились объемы закупок, сократилась их номенклатура (в основном, зерно, хлопок). Государство стало закупать с/х продукты у крестьян сверх контракта только в том случае, если их рыночная цена падала ниже закупочной. Кроме этого, изменением закупочных цен власти получили возможность активно влиять на объемы производства без прямого администрирования. Одновременно, государство достаточно жестко требовало выполнения крестьянами договорных условий и могло за их невыполнение даже лишить их земельного надела.

К тому времени в Китае существовало около двух тысяч государственных хозяйств, собственность и земли которых на арендных началах были переданы в пользование их рабочим. Все эти меры, направленные на повышение личной материальной заинтересованности крестьян и с/х рабочих, позволили существенно повысить эффективность труда, достичь высоких среднегодовых темпов роста производства с/х продукции (порядка 6-7% ) и урожайности - до 400-500 кг зерна на человека. Однако, возникли и проблемы - недостаток с/х техники и удобрений, топлива и запасных частей, социальное расслоение крестьян по имущественному цензу, рост цен на продукты питания, слабый менеджмент, недостаток специалистов и т.д.

Аналогичная экономическая реформа была проведена в конце 1984 года в промышленности. «Суть ее заключалась в освобождении государственных предприятий от чрезмерно централлизованного регулирования, усилении материальной заинтересованности работников и трудовых коллективов, отказа от жесткой системы цен, уменьшения дотаций. В реальной хозяйственной практике такая политика нашла свое отражение в ослаблении роли министерств, переводе предприятий на полный хозрасчет, усилении договорных связей "по горизонтали", снижении объема и номенклатуры продукции, "жестко планируемой" из центра. Теперь централлизованный план стал охватывать примерно треть всего выпуска продукции. Еще треть приходилась на индикаторный план, носящий рекомендательный характер, и треть - на свободный рынок» [1, с. 87-88].

Существенно изменились в этих условиях и функции минстерств. Они уменьшили свое вмешательство в процесс оперативного управления производством и во все большей мере переключились на решение задач научно-технической политики и маркетинга. Это обстоятельство привело к существенному, более чем на 50%, сокращению численности работников их аппарата. В результате реформ предприятиям стали планировать только три показателя - объема производства (с учетом ассортимента), выполнения контрактных обязательств и по прибыли. Вся сверхплановая продукция может продаваться на свободном рынке по свободным ценам.

В сфере обеспечения предприятия ресурсами все шире внедряются элементы рыночного самообеспечения. Фондирование министерств включает лишь некоторую часть наиболее важных, стратегических ресурсов и имеет тенденцию к сокращению. В области финансирования предприятия переводятся на самофинансирование, в т.ч. в форме выпуска ценных бумаг, банковского кредита и т.д. Этому способствуют и фондовые биржи страны. Поскольку усиление рыночных элементов хозяйствования влечет за собой усиление конкуренции и возникновение спорных вопросов, в Китае самое серьезное внимание уделяется совершенствованию законодательной базы. В частности, здесь активно используются Закон о банкротстве, Закон о найме, Закон о госпредприятиях и т.д.

Экономические реформы Китая в промышленности, ориентированные на усиление роли материального стимулирования трудящихся, на их начальном этапе привели к взрывным темпам экономического развития страны, доходящим порой до 15-20% в год, и росту инвестиций порядка - 30-40% в год. В отдельные годы государство бывало вынуждено во избежание возникновения диспропорций экономического развития различных отраслей даже притормаживать такое ускоренное развитие за счет роста налогообложения и сокращения кредитования.

Величина налога с прибыли в Китае составляет порядка 30-70% в зависимости от условий функционирования предприятия. При этом, зарплата персонала тесно связана с величиной прибыли, доля которой в зарплате составляет 30-50% от ее средней величины (остальная часть зарплаты - гарантированная часть). Зарплата директоров примерно вдвое выше зарплаты рабочих, но ниже зарплаты ведущих специалистов.

Однако эти реформы явились причиной целого ряда проблем, в числе которых немаловажное место занимают ускоренный износ и без того устаревшего оборудования, низкая квалификация рабочих и специалистов, недостаточные темпы развития коммуникаций, диспропорции в развитии отраслей перешедших и переходящих на новые принципы хозяйствования и т.д.

Все это обуславливает рост цен и издержек, дефициты, неясности в сфере конкретизации конкретных объемов материального стимулирования и т.п. В результате, - неэффективное хозяйствование, которое наряду со сверхвысокими, можно сказать феноменальными темпами роста объемов производства приводит к ухудшению качественных показателей функционирования предприятий. В частности, качеству выпускаемой здесь продукции еще далеко до требований мирового рынка, оставляет желать лучшего и технологический уровень производства, а ускоренный рост цен на ресурсы и зарплату на начальном этапе реформ кое-где приводил даже к снижению не только рентабельности производства, но даже общей массы прибыли.

В области финансово-экономической политики реформы затронули две основные сферы - ценовую и денежно-кредитную системы. До реформы цены устанавливались централизованно и не отражали ни стоимости, ни соотношения спрос/предложение. Постоянно занижались цены на с/х продукцию и сырьевые ресурсы, коммунальные услуги и энергию. Одни отрасли систематически несли убытки (государственные дотации доходили до 25%), а другие - постоянно ходили в передовиках. После проведения ценовой реформы розничные цены были повышены, многие товары и услуги вообще выведены из сферы государственного регулирования, что привело к формированию системы цен, сочетающей плановые, свободно-рыночные и "плавающие" цены (в последнем случае государством фиксируются лишь пределы изменения рыночных цен). Первые из них охватывали всю плановую продукцию, тарифы на коммунальные и транспортные услуги, государственные закупки и т.д. Остальные две цены действовали для сверхплановой, сверхконтрактной продукции, а также продукции на свободном рынке.

Такая политика привела к возникновению большого разрыва между плановыми твердыми ценами и рыночными ценами на один и тот же товар со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. возникновению спекуляции. При этом, уменьшилась степень государственного контроля за инфляционными процессами. Для снижения отрицательных социальных последствий и помощи неимущим государство постоянно "дотирует" население из госбюджета для покупки товаров первой необходимости.

Китайское правительство поощряет создание компаний с участием иностранного капитала, который привлекают емким внутренним рынком, низкой стоимостью рабочей силы, арендной платы, услуг, высокой политической стабильностью страны. Для иностранных инвесторов имеются льготы в т.н. специальных экономических зонах (СЭЗ) и "открытых городах". Здесь налог на прибыль не превышает 15%, отсутствуют пошлины на сырье и импортные товары, ниже обычного плата за землю, аренду и услуги.

Однако, такая политика "открытых дверей", проводимая в Китае в период 1979-1986 годов, не привела к радикальному изменению ситуации. Из тысяч проектов с иностранными инвесторами полностью иностранными были только 2%, реализована примерно их треть, инвестиции составили до 31 млрд. долларов, из них около 70% принадлежало иностранцам китайского происхождения.

Несмотря на определенный положительный эффект, иностранные инвестиции осуществляются весьма и весьма медленно по следующим причинам:

  • 1. Запад не желает получить в лице Китая своего нового конкурента, как это уже было в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее, и не завозит сюда новейшие технологии.
  • 2. Продукция, производимая иностранными компаниями, в основном, реализуется на внутреннем рынке (до 70%), и лишь часть идет на экспорт.
  • 3. Коррупция достигла необычайно широкого размаха.
  • 4. Возникли проблемы с уклонением от налогообложения.
  • 5. Иностранцы недовольны жесткостью законов, низкой квалификацией рабочих и специалистов, высокими налогами и бюрократическим стилем работы государственных структур.

С 1986 года права таких компаний были расширены. Многие предприятия получили право прямого выхода на внешний рынок с оставлением у себя до 30% валютной выручки, поэтому экспорт в Китае растет вдвое быстрее, чем валовый выпуск продукции, в результате чего по объему внешней торговли Китай передвинулся с 32 места на 16 место в мире. Такой интенсивный рост постепенно превращается в проблему для ряда западных стран, которые вынуждены квотировать объемы китайского экспорта, чтобы не допустить падения рыночных цен и потерю рынка в своих собственных странах.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >