Соотношение служебной и коммерческой тайны

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет достаточно большое практическое значение, поскольку ГК РФ в статье 139 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая, в чём их отличие.

В отличие от субъектов права на коммерческую тайну, которыми в литературе единодушно признаются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, по поводу субъектов права на служебную тайну такого единства мнений не наблюдается. Так, например, по мнению Г. Отнюковой, к субъектам права на служебную тайну следует также относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Отнюкова Г. Указ. соч., стр. 56-57. При этом, по её мнению, к служебной тайне относятся сведения, которые обычно не являются предметом самостоятельных сделок, но разглашение которых может принести имущественный ущерб организации и вред её деловой репутации, как то:

сведения о руководителях организации, других работниках (судимость, опыт работы, профессиональные знания, навыки и умения, деловые связи);

сведения о структуре управления производством, методика обучения персоналом;

сведения об участии в капиталах других организаций, о вложении средств в ценные бумаги;

сведения об источниках финансирования;

сведения о заключённых сделках и т.д. Там же.

Согласно другой точке зрения, субъектами права на служебную тайну обладают органы государственной власти и государственного управления, а также органы местного самоуправления Гражданское право России. Курс лекций. Часть первая. М., 1996 г., М.И. Брагинский, О.Н. Садиков, Н.И. Клейн и др. стр. 125// Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Научно-практический комментарий (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина, В.П. Мозолина), М. 1996 г., стр. 242.

Среди сторонников данной точке зрения не наблюдается также единства мнений по поводу того, какие сведения следует относить к служебной тайне. Так, по мнению авторов научно-практического комментария к части первой ГК РФ, служебной тайной являются сведения "о тайне усыновления, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т.д., полученные работниками соответствующих учреждений в результате выполнения ими своих трудовых функций". ГК РФ. Часть первая. Научно-практический комментарий, стр. 242. Наконец, есть точка зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций. Куликов А. Указ. соч. Стр. 100.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера», к служебной тайне относятся «служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации и федеральными законами».

Таким образом, субъектами права на служебную тайну являются различные органы государственной власти.

Исходя из положений данного Указа, следует признать неверной точку зрения авторов научно-практического комментария к ГК РФ. Так, приводимые ими в качестве примера служебной тайны сведения относятся не к служебной, а к профессиональной тайне. В соответствии с п. 4 данного Указа, к профессиональной тайне относятся сведения, «связанные с профессиональной деятельностью (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и т.д.).

Также, следует не согласиться с Г. Отнюковой, поскольку данным Указом субъектами права на служебную тайну являются органы государственной власти, а не лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

На основании вышеизложенного следует признать соответствующей точку зрения, согласно которой служебная тайна относится к сфере публичного права и включает в себя информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственный интерес и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственным органом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций. Примером служебной тайны, по всей видимости, можно считать налоговую тайну, предусмотренную ст. 102 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьёй, налоговую тайну составляют любые, полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (в том числе производственная или коммерческая тайна налогоплательщика), за исключением сведений:

разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия,

об идентификационном номере налогоплательщика,

об уставном фонде (уставном капитале) налогоплательщика,

о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения,

предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств (в части предоставления этим органам).

В связи с этим вызывает сомнения обоснованность распространения на информацию, составляющую служебную тайну, правового режима коммерческой тайны. Как представляется, в готовящемся проекте закона «О служебной тайне» Там же. следует подробнее определить правовой режим информации, составляющей служебную тайну, а также перечень сведений, которые могут рассматриваться в качестве таковой.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >