Замещение должности губернатора

Концептуальным положением ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" явилось то, что высшее должностное лицо субъекта РФ не избирается теперь путем прямых выборов, а наделяется по представлению Президента России соответствующими полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Изменение порядка вступления в должность высших должностных лиц субъектов РФ определило и коренное изменение механизма их конституционно-правовой ответственности.

Так, в соответствии с пп. "б" и "г" п. 1 ст. 19 рассматриваемого ФЗ Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) от должности «в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ», «в связи с утратой доверия Президента России, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом» Усенко Ю.Н. Юридическая ответственность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы // СПС "Гарант"..

Более того, согласно внесенным в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. в рамках укрепления исполнительной вертикали изменениям от 11 декабря 2004 г. гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Несмотря на формально-юридическую второстепенность роли Президента РФ в процессе избрания на должность главы субъекта Федерации (он лишь предлагает кандидатуру), фактически законодательный (представительный) орган субъекта связан таким предложением, поскольку при отрицательном решении по кандидатуре в итоге он может быть распущен.

Помимо участия Президента России в процедуре назначения главы субъекта Федерации на должность, он также принимает участие и в процедуре подбора кандидатур, закрепленной Положением о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603.

Согласно данному документу функция подбора кандидатур возложена на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а представление кандидатур Президенту России осуществляется Руководителем его администрации Указ Президента РФ «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» от 27 декабря 2004 г. № 1603 .

При этом полномочия губернатора субъекта Российской Федерации прекращаются досрочно в случае:

  • а) его смерти;
  • б) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • в) его отставки по собственному желанию;
  • г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
  • д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
  • з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • и) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Решение о досрочном прекращении полномочий губернатора принимается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Либо, в случаях, предусмотренных ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение о досрочном прекращении полномочий губернатора принимается Президентом Российской Федерации.

При этом, Президент Российской Федерации назначает временно исполняющего обязанности губернатора на период до вступления в должность нового губернатора в следующих случаях:

  • а) досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
  • б) временного отстранения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности;
  • в) истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Так в соответствии со ст. 3 Закона Красноярского края «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края». Губернатор края наделяется соответствующими полномочиями на пятилетний срок. Полномочия Губернатора края, если они не были прекращены досрочно, прекращаются с момента вступления в должность гражданина Российской Федерации, вновь наделенного полномочиями Губернатора края.

Согласно ст. 93 Устава Красноярского края решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора края принимается Президентом Российской Федерации самостоятельно или по инициативе Законодательного Собрания края по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральными законами.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >