Особенности правового режима земель для обеспечения космической деятельности и земель обороны и безопасности и особенности их правового режима

К отдельному виду земель промышленности и иного специального назначения отнесены земли для обеспечения космической деятельности, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности.

Земельные участки, отнесенные к этому виду земель, предоставляются и могут использоваться для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, другие наземные сооружения и технику, необходимые для осуществления космической деятельности.

Определение земель, относящихся к этому виду, содержится в Законе РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности». Однако закон не устанавливает особенностей их использования.

Законодательством определяется режим использования земельных участков, хотя и не отнесенных к данному виду земель, но используемых для осуществления космической деятельности, -- это земельные участки в районах эпизодического падения отделяющихся частей ракет. Указанные земельные участки не изымаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Правовой режим этих земель устанавливается постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет». Земельные участки для этих целей органами исполнительной власти субъектов РФ выделяются Министерству обороны РФ. Используются данные земельные участки на основании договоров, заключаемых Министерством обороны РФ с органами исполнительной власти субъектов РФ. В договорах предусматривается: установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядок оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды; возмещение затрат.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 350 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. № 536 "О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет"» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам РФ за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

К землям обороны и безопасности относятся земельные участки, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, другим видам безопасности.

В состав земель обороны и безопасности включены земельные участки используемые для: строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие).

Специальным нормативным правовым актом, определяющим режим использования земель обороны, является Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», в соответствии с которым земли и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам, осуществляет в пределах своей компетенции Министерство обороны.

Земли, предоставленные для нужд обороны и безопасности, находящиеся в федеральной собственности, временно не используемые для указанных нужд, могут предоставляться юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования, не связанного со строительством (за исключением строительства временных сооружений), без изменения их целевого назначения. Условия передачи этих земель определяются постановлением Правительства РФ от 31 марта 2006 г. № 176 «Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования». Решение о предоставлении указанных земель гражданам и юридическим лицам принимается Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.

В условиях чрезвычайного или военного положения использование земельных участков для нужд обороны и безопасности может осуществляться в порядке, установленном ст. 51 ЗК РФ, предусматривающей возможность реквизиции земельного участка.

В целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

Режим использования земель в запретных зонах определяется постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 «Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов».

Запретные зоны и запретные районы устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Запретная зона включает территорию, непосредственно прилегающую к территории военного склада. Ширина запретной зоны в зависимости от объекта может устанавливаться -- до 400 метров. На территории запретной зоны запрещается проживание граждан, нахождение граждан без специального разрешения, строительство объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, проведение иных работ, за исключением противопожарных. В случае особой необходимости работы на территории запретной зоны могут проводиться по разрешению соответствующих органов местного самоуправления и согласованию с начальником военного склада.

В зависимости от местных условий в запретной зоне и запретном районе органами местного самоуправления в пределах их полномочий и по представлению начальника военного склада могут устанавливаться и иные ограничения, в том числе на транзитный проезд, причал судов, рыболовство, охоту, купание и другие.

Режим использования земель в пограничных зонах определяется Законом РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», предусматривающим, что пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах.

В целях недопущения переноса заразных болезней через Государственную границу может быть запрещено или ограничено содержание и выпас скота в полосе местности (карантинной полосе) вдоль Государственной границы на суше.

К землям обороны и безопасности отнесены и земельные участки в закрытых административно-территориальных образованиях. Закрытым административно-территориальным образованием признается территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающей специальные условия проживания граждан.

Земельные участки, занимаемые предприятиями и (или) объектами, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям и (или) объектам. В закрытом административно-территориальном образовании особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >