Экономический союз государств - участников Содружества Независимых Государств


Важнейшим событием конца ХХ века стал распад экономической системы социализма и построенной на ней системы международных экономических отношений. После 50 лет существования развалилась организация Совета Экономической Взаимопомощи, включающая 10 социалистических стран, расположенных на трех континентах. Перед прекращением деятельности СЭВ на долю стран, входивших в эту организацию, приходилось 25% производимого в мире национального дохода.

За распадом СЭВ последовал и развал его основного участника - Советского Союза. В 90-е на его месте началось формирование ряда новых независимых государств.

Становление новых государственных образований сопровождалось заметным падениям объемов производства, сокращением производственно-технических, научных, культурных связей между народившимися странами. Если принять общее падение производства в СНГ за 100%, то на 60% этот обвал произошел из-за разрыва хозяйственных связей.

Правительство вновь образованных государств, формируя свои экономические цели и приоритеты, сознавали невозможность ликвидации исторически сложившегося разделения труда между бывшими союзными республиками. Взаимосвязь между бывшими республиками была столь велика, что необходимо было поддержать основные хозяйственные связи.

Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия. Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное-желание к объединению в единый механизм. Процессы взаимного экономического сотрудничества на базе существования новых независимых государств начались с осени 1992 года. В сентябре 1993 в Москве на уровне глав государств и правительств подписан Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.

За семнадцать лет существования договора об экономическом союзе, и сотрудничестве, мало, что изменилось с момента его подписания. Хотя государства понимают необходимость создания единого экономического пространства, они не могут, объединится из-за таких факторов как, единая налоговая и таможенная система, единая валюта, свободное перемещение капиталов, услуг и рабочей силы. Эти вопросы должны решаться более серьезно. Хотя в настоящее время и есть идеи объединения, они очень слабы, и порой, кажется, что государства просто хотят, насладится своей независимостью, тем самым тянут всю экономику на более низкий уровень.

Первоначально в экономический союз вошли 9 государств, в том числе Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Молдавия и Украина на правах ассоциированного члена.

Договор декларировал положение о поэтапном формировании общего экономического пространства. Отношения в нем должны строиться на принципах рыночной экономики, на обеспечении равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих субъектов, совместном осуществлении крупных экономических проектов, представляющих взаимный интерес, и на решении экологических проблем. Предполагалось свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, раб силы, согласование денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеторговой, таможенной и валютной политики, сближение методов регулирования экономической деятельностью.

Договор о создании Экономического союза предполагал поэтапное продвижение государств - участников СНГ от одной стадии интеграции к другой: зона свободной торговли - таможенный союз - платежный и валютный союзы - общий рынок товаров и услуг.

Соглашение о создании зоны свободной торговли было принято 15 апреля 1994. Этот документ был подписан руководителями всех 12 стран СНГ, а ратифицирован лишь 6.

Со времени подписания соглашения о Зоне Свободной Торговли между странами СНГ наметились две основных тенденции в развитии взаимной торговли между странами Содружества.

  • 1. Первая связанна желанием государств Содружества регулировать вопросы взаимной торговли через многосторонний механизм зоны свободной торговли, который несовершенен и требует доработки.
  • 2. Вторая состоит в том, что многие государства СНГ не желают себя связывать многосторонними обязательствами через многостороннюю ассоциацию свободной торговли.
  • 29 марта 1996 года Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Отмечая, что целью Договора является создание в перспективе Сообщества интегрированных государств, стороны подтвердили свое участие в Содружестве Независимых Государств и готовность осуществлять в его рамках интеграционные процессы.

Позднее, 2 апреля 1996 года, Российская Федерация и Республика Беларусь, подтверждая свое участие в СНГ и Договоре между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, подписали Договор об образовании Сообщества, глубоко интегрированного политически и экономически в целях объединения материального и интеллектуального потенциалов своих государств для подъема экономики, создания равных условий повышения уровня жизни народов и духовного развития личности.

В феврале 1999 года к Договору вышеназванных государств об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и соглашениям о Таможенном союзе присоединилась Республика Таджикистан.

Неотработанный механизм торговых связей в рамках СНГ заметно отражается на их взаимном товарообороте. Определяющей тенденцией экономических связей СНГ остается снижение взаимной торговли стран Содружества и переориентировка торговли на дальнее зарубежье. Последовательное приближение цен внутри СНГ к уровню мировых еще более усиливает деструктивные процессы.

Образование таможенного союза Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России в 1995 во многом помогло наладить взаимный благоприятный режим свободной торговли. В 1997 этим странам удалось на 95% согласовать таможенные тарифы. Однако проведение затем каждым из государств собственной таможенной политики привело к тому, что по уровню таможенных пошлин страны вернулись к уровню 1995-1996гг.

Внешним достижение интеграционного процесса в рамках СНГ стало образование в апреле 1997г. «Союза двух» - России и Белоруссии, которые являются крупными торговыми партнерами.

Процесс объединения двух государств вызвал ожесточенные споры, но конечном счете договор был заключен, ратифицирован Устав Союза Белоруссии и России. Фактически Устав Союза Белоруссии и России ставит своей целью создание наиболее зрелого интеграционного объединения, включающего Зону Свободной Торговли, таможенный союз, единое экономическое пространство, экономический и валютный союз с последующим перерастанием в политический союз - единое государство. К сожалению, имея практически одинаковую стартовую нормативную базу, доставшуюся в наследство от бывшего СССР, молодые суверены не воспользовались дарованным им общим наследием, а скорее наоборот, постарались законодательно закрепить существенные различия в экономической политике. Переход к рынку они осуществляли по различным сценариям и с разной степенью интенсивности, что отнюдь не способствовало углублению делового взаимодействия в рамках СНГ. Более того, в ходе реформ экономическое пространство Содружества было разделено на части. Любые интеграционные проекты рушатся из-за отсутствия сильно заинтересованных в их развитии физических и юридических лиц в странах-участницах. Движение новых независимых государств к интеграции с разными скоростями и неудовлетворенность их лидеров низкой эффективностью деятельности СНГ привели к тому, что Содружество стало дробиться на отдельные группировки. Произошел переход от одного типа интеграции, связанный с формированием СНГ, к другому, когда в постсоветском пространстве возникла сложная многоуровневая интеграционная система.

Образовались 4 региональных объединения:

  • 1. Союзное государство Беларуси и России.
  • 2. Евразийское экономическое сообщество (Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, РФ и Таджикистан).
  • 3. Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан)
  • 4. ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова).

Их роль и значение можно оценивать по-разному: с одной стороны, как снижение уровня согласованности в рамках СНГ, с другой, как поиск новых, более тесных форм интеграции между странами. При этом нельзя не учитывать и того факта, что за 19 постсоветских лет сложилась новая политическая и социально-экономическая реальность. Проведенные в бывших советских республиках преобразования утвердили их национальную государственность. Итогом либерализации экономики, внедрения во все сферы хозяйственной жизни новых институтов обозначились базисные контуры рыночного хозяйства, усилились тенденции к оживлению производства и постепенному экономическому росту.

На последних парламентских слушаниях, характеризуя ситуацию в СНГ, Председатель Совета Федерации и глава Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ Сергей Миронов заметил, что Содружество «подошло к определенному рубежу, и актуальной стала необходимость его реформирования». При этом он обратил внимание на то, что в сохранении СНГ есть заинтересованность всех его участников. Об этом говорят данные о росте товарооборота между странами СНГ, объем которого достиг в последние годы 80 млрд. рублей.

С. Миронов считает, что имеющиеся в СНГ механизмы очень слабо используются для решения как экономических, так и политических вопросов. «До сих пор не создано единое экономическое и таможенное пространство, нет зоны свободной торговли, в то время как для достижения именно этих целей создавалось в свое время Содружество», - подчеркнул Председатель Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. Причины такого положения дел, по его мнению, носят как объективный, так и субъективный характер. С основным докладом на парламентских слушаниях выступил Председатель Исполнительного комитета - Исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев. Он призвал законодателей активнее создавать общую правовую базу для экономического прогресса стран Содружества. В ряде случаев, по его мнению, законодательная база становится тормозом в новой экономической ситуации, что подтверждается многочисленными обращениями экономических структур стран СНГ с просьбами содействовать восстановлению утраченных после развала СССР хозяйственных связей.

Первый заместитель Министра иностранных дел РФ Андрей Денисов, выступая на слушаниях, отметил важность соблюдения межгосударственных договоров и соглашений. В настоящее время, сообщил он, рабочая группа занимается подготовкой регламентных документов, касающихся механизмов взаимоотношений между странами СНГ. В частности, готовятся нормативные акты о председательстве в СНГ, о структуре Содружества, о национальных координаторах. По информации МИД РФ, вопросы по дальнейшему развитию интеграции стран Содружества будут обсуждаться на предстоящих встречах Совета министров иностранных дел стран СНГ, Совета глав правительств стран СНГ и на сентябрьском саммите глав стран Содружества.

Комментируя результаты парламентских слушаний, председатель Комитета СФ по делам Содружества Независимых Государств Вадим Густов отметил, что сотрудничество стран СНГ по многим направлениям опирается на широкую правовую базу - более 1600 договоров и соглашений. «Мы видим сегодня, что СНГ - это жизнеспособная и востребованная структура, ставшая уже частью мировых хозяйственных связей и глобализационных процессов. Принятый в СНГ курс по разноскоростной и разноуровневой интеграции позволяет странам СНГ присоединиться к тем договоренностям, реализация которых отвечает их национальным интересам», - сказал российский сенатор.

В. Густов отметил, что участники парламентских слушаний рассмотрели ход выполнения Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, подписанной в октябре 2007 года на саммите в Душанбе главами стран Содружества. Особое внимание в ходе слушаний было уделено проблемам, затрудняющим экономическое сотрудничество стран СНГ, и правовым путям их решения. Ключевыми являются такие вопросы как создание благоприятного инвестиционного климата, развитие транспортной инфраструктуры, решение вопросов таможенного контроля и приграничного сотрудничества. По мнению главы комитета СФ, в рамках СНГ необходимо проведение единой экономической политики, но на настоящем этапе еще не удалось сформировать такую систему экономических отношений, которая бы устраивала все государства-участники. И это одна из причин, считает он, по которой СНГ пока не удалось стать достаточно влиятельной силой на международной арене.

По итогам парламентских слушаний приняты рекомендации законодательной и исполнительной власти стран СНГ, направленные на углубление экономической интеграции стран Содружества.

Экономическое сотрудничество государств СНГ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • - межгосударственная ассоциация свободной торговли;
  • - таможенный союз;
  • - общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
  • - валютный союз.

Договор о создании Экономического союза 1993 г., в частности, предполагает свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в рамках СНГ; осуществление согласованной денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, таможенной и валютной политики; гармонизацию хозяйственного законодательства договаривающихся стран.

В соответствии с Соглашением о создании Межгосударственного экономического комитета Экономического союза 1993 г. был учрежден постоянно действующий орган Экономического союза -- Межгосударственный экономический комитет.

В целях реализации Договора о создании Экономического союза в 1994 г. было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение предусматривает постепенную отмену таможенных пошлин, устранение препятствий для свободного передвижения товаров и услуг, координацию торгово-экономической политики, унификацию законодательства стран СНГ.

Зона свободной торговли являлась переходным этапом к формированию единого Таможенного союза, который складывается в настоящее время на территории государств -- членов СНГ.

Помимо многосторонних конвенций, имеется значительное число двусторонних соглашений, предметом которых является торгово-экономическое сотрудничество стран СНГ в различных сферах (Соглашение между правительствами России и Киргизии о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности 1994 г., Соглашение между правительствами России и Казахстана о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов 1993 г. и др.).

Одним из направлений развития в рамках СНГ является сотрудничество государств по таможенным вопросам.

В соответствии с Соглашением о принципах таможенной политики 1992 г., подписанным большинством государств -- участников СНГ, был создан Таможенный союз как самостоятельный субъект международного права. Участники Союза решили образовать общую таможенную территорию, на которой согласовывается общий таможенный тариф и обеспечивается единообразное внутреннее налогообложение товаров, ввозимых на общую таможенную территорию и вывозимых с нее. Товары, обращающиеся на территории Союза, не облагаются таможенными пошлинами.

Для обеспечения функционирования Таможенного союза учрежден Таможенный совет, в функции которого входят разработка и рассмотрение предложений по основным направлениям таможенной политики стран Союза; разработка и рассмотрение проектов, актов Союза и международных договоров; обеспечение единообразного толкования и применения таможенных соглашений, разрешение споров стран Союза. Членами Совета являются члены правительств государств Союза. Функции рабочего аппарата Совета осуществляет Секретариат. Штаб-квартира Совета находится в Москве. В 1995 г. Соглашение 1992 г. было дополнено двусторонними конвенциями о более тесном сотрудничестве в таможенной сфере. Так, в января 1995 г. руководители России и Белоруссии подписали Соглашение о Таможенном союзе между этими государствами. 20 января 1995 г. Россия и Белоруссия, с одной стороны, и Казахстан -- с другой, приступили к созданию на их территории единого таможенного пространства. Предусматривается, в частности: унификация правил в отношении перемещения через границу товаров, транспортных средств, грузов и пассажиров, взимания таможенных пошлин, налогов и сборов; создание исполнительного органа Таможенного союза и другие меры координационного характера.

На основании Меморандума правительств Белоруссии, Казахстана и России об участии в тройственном Таможенном союзе других заинтересованных государств Экономического союза 1995 г. тройственный Союз формируется в два этапа. На первом этапе отменяются тарифные и количественные ограничения в торговле между его участниками, устанавливаются одинаковый торговый режим, общие таможенные тарифы и меры нетарифного регулирования в отношении третьих стран. На втором этапе объединяются таможенные территории в единую таможенную территорию, таможенный контроль переносится на внешние границы Таможенного союза. В 1995 г. были приняты Основы таможенного законодательства государств -- участников Содружества Независимых Государств.

Торгово-экономический вектор взаимодействия осуществляется в рамках:

  • 1. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) -- Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
  • -- Приоритетные направления деятельности -- наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. ЕврАзЭС начинался в 1995г. с Таможенного союза, образованного для снижения таможенных барьеров. В 2000г. Таможенный союз перерос в Евразийское экономическое сообщество пяти стран СНГ, в котором Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

К настоящему времени в основном завершена работа по унификации законодательных и нормативных актов в ключевых областях экономики. Наибольших результатов страны-члены ЕврАзЭС добились в сфере внешней торговли, осуществив унификацию таможенного законодательства и ставок таможенного тарифа. В 2006-07 году государствам Сообщества удалось несколько продвинуться по пути создания Таможенного союза. Повысилась степень согласованности базового перечня общего таможенного тарифа с 56% до 68%. Кроме того, было принято более 10 соглашений, касающихся, в частности, валютно-финансовой политики, технического регулирования, таможенно-тарифной политики.

  • 2. Единое экономическое пространство (ЕЭП) -- Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина
  • -- Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003.
  • 3. Союзное государство России и Белоруссии, официальное оформление с 1999 года, хотя основы интеграции как экономической так и политической были заложены ранее.

экономический содружество независимый интеграция

Список использованных источников

  • 1. Терещенко Л.К. Определение страны происхождения товаров по российскому законодательству и соглашениям, принятым в рамках СНГ. // Право и экономика, 2000, № 4.- С.1-15.
  • 2. Есаян А.К. Международное сотрудничество стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС по предупреждению преступлений в сфере обеспечения экономической безопасности. // Международное публичное и частное право, 2011, № 1. - С.3-10.
  • 3. Есаян А.К. Проблемы обеспечения экономической безопасности в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля (законодательный опыт уголовного законодательства стран - участниц СНГ, ЕврАзЭС, ШОС). // Внешнеторговое право, 2010, № 1. - С.5-8.
  • 4. Золотухин С.А. О новых формах интеграционных процессов на пространстве СНГ. // Общество и право, 2010, № 5. - С.9-15.