МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ

Понятие и значение муниципального долга

Муниципальный долг - общая сумма задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и не выплаченным по ним процентам. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ). Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по: 1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); 2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов; 3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; 4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). В отличие от государственного долга муниципальный долг не может формироваться за счет привлечения кредитов иностранных банков и международных финансовых организаций.

Указанный в БК РФ (ст. 100) перечень форм (видов) муниципального долга является исчерпывающим, в иных формах (видах) долговые обязательства заключаться не могут.

  • 1. Муниципальный долг -- совокупность долговых обязательств муниципального образования. В объем муниципального долга включаются:
    • - основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
    • - объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
    • - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
    • - объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
  • 2. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать исключительно в форме:
    • - кредитных соглашений и договоров;
    • - займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
    • - договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • - договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
  • 3. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета:

  • - для погашения своих долговых обязательств;
  • - обслуживания долга.
  • 4. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
  • 5. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, если указанные обязательства не были гарантированы ими.

В условиях реформирования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации и увеличения потребности в заем-ных средствах для осуществления инвестиционных проектов на руководство муниципалитетов ложится ответственность за эффективность осуществления долговой политики. В связи с этим чрезвычайно важны вопросы нормативно-правового регулирования муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом.

Внутренний муниципальный долг зависит от собственных доходов; чем меньше собственные доходы, тем меньше возможностей у муниципального образования по расширению источников финансирования дефицита бюджета. В целях финансирования дефицита целесообразно использовать различные виды заимствований: как краткосрочные заимствования на финансирование кассовых разрывов, так и долгосрочные заимствования: выпуск муниципальных ценных бумаг. Заимствования, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, привлекательнее тем, что обладают низкой стоимостью по сравнению с банковскими кредитами, возможностью привлечения на более длительный срок и привлечения большего объема средств. [8]

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >