Нормативно-правовая база регионального налогообложения в России

Как известно, налоговая система является наиболее сильным рычагом государственного регулирования социально-экономического развития, внешнеэкономической деятельности, инвестиционной стратегии, развития приоритетных отраслей экономики.

Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены динамике, поскольку зависят от нормативно-правовых актов принятых органами власти субъектов Российской Федерации. Возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, становление инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.

Региональные налоги являются одним из источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Это осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, как основным законом страны, в соответствии с нормами Налогового Кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о налогах и иными законодательными актами.

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют региональное имущество, средства регионального бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта. Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в его состав (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Федерации [10, С. 111 - 113].

В Бюджетном Кодексе Российской Федерации четко определен перечень налогов и их доля отчислений в региональные бюджеты [1]. Перечень основных налоговых отчислений в региональный бюджет приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Нормативы отчислений налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2014 г.

Налог

Доля поступлений в бюджет субъекта Федерации, %

Налог на имущество организаций

100

Налог на игорный бизнес

100

Транспортный налог

100

Налог на прибыль организаций (в части бюджета субъекта)

100

Налог на доходы физических лиц

85

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла

72

Акцизы на алкогольную и спиртосодержащую продукцию

40-100

Акцизы на пиво

100

Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых

100

Налог на добычу полезных ископаемых (кроме полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых)

60

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты)

80

Сбор за пользование объектами животного мира

100

Единый налог по упрощенной системе налогообложения

100

Государственная пошлина (подлежащая зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов)

100

Перечень и нормативы отчислений в региональные бюджеты могут изменяться на федеральном уровне в зависимости от проводимой экономической и налоговой политики государства, от ее целей и методов.

При рассмотрении норм законодательства, необходимо отметить, что имеющее основополагающее значение для всех отраслей законодательства и правовых институтов, налоговых отношений имеет конституционное законодательство.

В статье 57 Конституции Российской Федерации содержится положение, согласно которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Эта норма является исходной для формирования принципов и механизмов нормативно-правового регулирования налоговых отношений [1].

Основным документом, устанавливающим и регулирующим налоговую систему России, налогообложение, методику исчисления налогов является Налоговый Кодекс. Согласно, ст. 1 НК РФ устанавливается четыре уровня системы законодательства о налогах и сборах, которые осуществляют основное и базовое правовое регулирование налоговых отношений в Российской Федерации:

  • - Налоговый Кодекс Российской Федерации (основной нормативно-правовой акт в области налогообложения);
  • - федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым Кодексом России;
  • - законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов России, принятые законодательными (представительными) органами субъектов России в соответствии с НК РФ;
  • - нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ [5, C. 488].

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, кроме налогов, взимаемых в связи с применением специальных налоговых режимов. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные налоги зачисляются в доходы субъектов России по нормативу 100 % [4, С. 128].

Как было отмечено выше, региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 12 части I НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах. Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено на рисунке 1.

Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются определенными полномочиями при установлении региональных налогов. Они имеют право в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации, устанавливать налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Также законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России

Рисунок 1 - Нормативно-правовое регулирование региональных налогов в России

Установление данных элементов производится с учетом интересов и государства, и субъектов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом [2]. Нормативно правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Порядок установления элементов региональных налогов

Элемент налога

Законодательный акт, регулирующий элементы

Транспортный налог

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Налогоплательщики

ст. 357 НК РФ

ст. 373 НК РФ

ст. 365 НК РФ

Объект налогообложения

ст. 358 НК РФ

ст. 374 НК РФ

ст. 366 НК РФ

Налоговая база

ст. 359 НК РФ

ст. 375 НК РФ

ст. 367 НК РФ

Ставки налога

ст. 361 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 380 НК РФ, закон субъекта РФ

статьи 369 НК РФ, закон субъекта РФ

Льготы

ст. 358 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 381 НК РФ, закон субъекта РФ

-

Отчетный период

закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ

ст. 370 НК РФ

Налоговый период

ст. 360 НК РФ

ст. 379 НК РФ

ст. 368 НК РФ

Срок уплаты

ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ

ст. 371 НК РФ

Из таблицы видно, какие элементы налога регулируются только федеральными законодательными актами, какие устанавливаются федеральными законодательными актами, но при этом корректируются законами субъектов России и какие устанавливаются только законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Необходимо также отметить, что субъекты Российской Федерации имеют право принять закон о предоставлении инвестиционного налогового кредита в отношении региональных налогов. То есть, разрешить отдельным налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сферах, оговоренных в ст. 67 НК РФ, уплачивать налоги частями с последующей уплатой процентов по данному налоговому кредиту. С одной стороны, предоставление налогового кредита способствует развитию приоритетных направлений производства на уровне региона, и как следствие, рост налоговых поступлений в последующие периоды. С другой стороны, субъекты обеспечивают тем самым стабильность поступления налоговых платежей в бюджет, поскольку соблюдение сроков уплаты установленных налогов является одним из условия применения инвестиционного налогового кредита.

Поэтому, посредством регулирования отдельных элементов, применения льгот, использования инвестиционного налогового кредитования, субъекты Российской Федерации имеют возможность проводить максимально эффективную экономическую политику, положительным образом влияя на уровень развития региона [9, С. 527-529].

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >