Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Литература arrow Основные проблемы героев в "Рыжей пьесе" Ксении Драгунской

Основные проблемы героев «Рыжей пьесы» К. Драгунской

«Рыжая пьеса» посвящена теме одиночества. Автор показывает тяжелую жизнь в маленьком городе, место и роль ребенка, разобщенность родных людей. Одним из главных персонажей пьесы является рыжая девочка Соня. В первой части для всех окружающих людей она является символом доброты, тепла, чистоты, искренности. Ее любовь ко всему миру, к природе, животным и людям кажется безграничной. Во второй части «Рыжей пьесы» читатель видит Соню совсем другой - узнав, что ее собака не просто потерялась, а ее убили, девочка озлобилась на людей, хочет мстить всему миру, и считает, что человеку в современной жизни «Добрым быть стыдно. Добрым быть вредно. Добрым быть плохо. Опасно для жизни». Задуманная Соней месть жестока и подготовленная ею акция по - своему кинематографична: «Соня. Я решила, что в День города обязательно залезу на крышу самого высокого дома и буду стрелять из автомата по праздничной толпе и смотреть, как они там все визжат и превращаются в кровавые лохмотья, все, убивает собак, кто носит шапки из собачьего меха, и те, кто ничего не говорит им всем…». Девочка, пережившая трагедию, мгновенно повзрослела, она перестает спать, плакать и по ночам поднимает гантели, тренируясь держать автомат. Ее пребывание в Лесной школе Шаховского района для нервных детей заканчивается страшным перерождением:

«…Так что я больше не плачу. Я больше никогда не плачу и никогда не сплю. Я не сплю. И сегодня не спала. Потому что сегодня День города, и у меня должна сбыться мечта».

Милая, наивная, романтичная Соня превратилась в человеконенавистника: «Никаких хороших нет. Не бывает. Совсем. Их уже однажды застрелили по ошибке, перепутав с плохими. Или они крепко уснули от таблеток. Или умерли от горя и от слез. Остались только плохие. Я должна в них стрелять. Иначе я умру от ненависти». Жестокость людей, убивших ее собаку, которая была для Сони ее вторым «Я» пробудила в ней ненависть «…такую сильную ненависть, от которой живот болит», но все - же в глубине души она осталась очень доброй: «СОНЯ. Неужели ты не понимаешь? Моя собака была рыжая. Мы с ней вместе были рыжие. Вдвоем. Она и я. И нам было нормально. Знаешь, как трудно быть рыжим? Вот ты никогда не был рыжим. Не знаешь, что это такое -- рыжим быть в одиночку. Пусть они теперь отвечают. Пусть скажут, где моя собака. За что они ее убили? Что она им сделала? Пусть ответят. Когда я разворочу их жирные пузы, в которых булькает тухлое пиво и колбаса. Ну, все. Уходи. Иди к лодочнице в горпарк, я с ней дружу. Присмотри за ней. И еще у меня есть одно знакомое дерево, там на берегу, где тарзанка. Самый старый вяз. Передай ему от меня привет и навещай его иногда. Только не говори ему, что со мной было, он огорчится, а деревьям вредно грустить...»

Егор становится для Сони тем человеком, который может и хочет ее спасти от разочарований и жестокости мира: «ЕГОР. Ты не будешь стрелять из автомата. Потому что человек, который сочиняет стихи про траву и про небо, никогда не сможет стрелять.

СОНЯ. Это не мои стихи.

ЕГОР. Твои. Твои. Они на тебя похожи».

Он хочет увезти ее в Обожалово: «ЕГОР. Это не здесь. Это в деревне. Там дом моей прабабушки. Очень старый. Там есть барометр, предсказывающий вечную сушь, а на чердаке смешные давнишние веши и журналы. В Обожалово очень много собак, которых никто... Которые никуда не деваются, а просто живут, и их все кормят. Общие такие собаки. Они пестрые. Рыже-бело-черно-серо-пегие. Местная порода. Когда щенки рождаются, их даже в другие поселки забирают. Обожаловские пестрые щенки -- это ого-го, щенки важнецкие, не хухры-мухры... Когда я был маленький, я собирал вместе несколько щенков и дышал ими. Они очень вкусно пахли -- костром, теплом и просто какой-то смешной собачатиной...» По его мнению, это особенное место на земле, неиспорченное, незагрязненное: «… Трава чистая-чистая, можно ходить босиком и не пораниться. Лес -- Феофанова Роща, грибы, ягоды, ешь, сколько хочешь, и не отравишься никогда. Люди нормальные, спокойные, на огородах -- огурцы, а батюшка из местной церкви, Христофор Филиппыч, разъезжает на трофейном «Опеле» сорокового года. Там есть речка Пятка, и в ней можно купаться сколько угодно, и ничего не будет, ни ожогов, ни заразы, вот что такое Обожалово!

СОНЯ. Да... Обожалово... Обожалово -- это самое лучшее, что есть на свете.

ЕГОР. Нет. Самое лучшее, что есть на свете -- это ты.

СОНЯ. Я? Нет. Ты...»

Все персонажи «Рыжей пьесы» «переживают свою драму». Напряженные отношения между родителями Егора не оставляют мальчика безразличным. Конфликт между родителями подростка вызван недостатком внимания и непониманием со стороны супруга. «ЕГОР. Он никого не любит. Он только проекты свои любит. Конкурсы всякие, чтобы выигрывать. Выигрывать -- вот что он любит».

Мать, уверенная в любви мужа к худым девушкам, все свое время посвящает похудению и здоровому образу жизни. Женщина настолько увлечена этой идеей, что наличие у сына трех годовых двоек для нее ерунда. «ЕГОР. …Мам, вот папа в школу собрался. С Жанной нашей побеседовать. А то у меня три двойки годовых наклевываются...

МАМА. Погодите вы со всякой ерундой... Я должна срочно написать письмо Сай-Бабе».

Отец открыто выражает свое негативное отношение к новому образу жизни жены, к ее равнодушному отношению к нему, их семье и особенно их сыну. Свою грусть, разочарование и порой злость мужчина облекает в ироничную форму, стараясь добиться ответной реакции со стороны супруги: «ПАПА. Дорогая Катя! Я живу хорошо. Работаю по шестнадцать часов в сутки! А дома есть нечего! В ванной белье скисло! У парня в школе черт знает что... С комсомольским приветом, твой муж Егор Владимирович. (Уходит, сердито хлопнув дверью)».

Конфликт разрешается, когда в воображение папы Егора, архитектора, возникает волшебный дом: «ПАПА. А я дом сочинил. С винтовой лестницей. А крыша -- черепичная. Стены увьем виноградом, и летом они будут зеленые, а осенью -- красные. И в этот дом смогут приходить все. Особенно дети. Кому идти некуда, кто из дому сбежал, кому просто надо... А я буду сидеть в этом доме и ждать их. Я уже все точно знаю про этот дом. Я не еду в Америку. Я строю дом в Феофановой Роще. В Обожалово! В Обожалово!» Этот дом для всех в замечательном месте Обожалово становится «символом преодоления дисгармонии в мире человеческих отношений».

Несмотря на трагичность описываемых в «Рыжей пьесе» событий, финал дает читателю и зрителю надежду на удачное разрешение конфликта. «Драматическое напряжение у Драгунской снимается юмором, жизнеутверждающим пафосом и верой, что обязательно в трудный момент появится рядом кто-то, кто поддержит и скажет замечательные, добрые слова».

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее