Основные проблемы героев «Рыжей пьесы» К. Драгунской

«Рыжая пьеса» посвящена теме одиночества. Автор показывает тяжелую жизнь в маленьком городе, место и роль ребенка, разобщенность родных людей. Одним из главных персонажей пьесы является рыжая девочка Соня. В первой части для всех окружающих людей она является символом доброты, тепла, чистоты, искренности. Ее любовь ко всему миру, к природе, животным и людям кажется безграничной. Во второй части «Рыжей пьесы» читатель видит Соню совсем другой - узнав, что ее собака не просто потерялась, а ее убили, девочка озлобилась на людей, хочет мстить всему миру, и считает, что человеку в современной жизни «Добрым быть стыдно. Добрым быть вредно. Добрым быть плохо. Опасно для жизни». Задуманная Соней месть жестока и подготовленная ею акция по - своему кинематографична: «Соня. Я решила, что в День города обязательно залезу на крышу самого высокого дома и буду стрелять из автомата по праздничной толпе и смотреть, как они там все визжат и превращаются в кровавые лохмотья, все, убивает собак, кто носит шапки из собачьего меха, и те, кто ничего не говорит им всем…». Девочка, пережившая трагедию, мгновенно повзрослела, она перестает спать, плакать и по ночам поднимает гантели, тренируясь держать автомат. Ее пребывание в Лесной школе Шаховского района для нервных детей заканчивается страшным перерождением:

«…Так что я больше не плачу. Я больше никогда не плачу и никогда не сплю. Я не сплю. И сегодня не спала. Потому что сегодня День города, и у меня должна сбыться мечта».

Милая, наивная, романтичная Соня превратилась в человеконенавистника: «Никаких хороших нет. Не бывает. Совсем. Их уже однажды застрелили по ошибке, перепутав с плохими. Или они крепко уснули от таблеток. Или умерли от горя и от слез. Остались только плохие. Я должна в них стрелять. Иначе я умру от ненависти». Жестокость людей, убивших ее собаку, которая была для Сони ее вторым «Я» пробудила в ней ненависть «…такую сильную ненависть, от которой живот болит», но все - же в глубине души она осталась очень доброй: «СОНЯ. Неужели ты не понимаешь? Моя собака была рыжая. Мы с ней вместе были рыжие. Вдвоем. Она и я. И нам было нормально. Знаешь, как трудно быть рыжим? Вот ты никогда не был рыжим. Не знаешь, что это такое -- рыжим быть в одиночку. Пусть они теперь отвечают. Пусть скажут, где моя собака. За что они ее убили? Что она им сделала? Пусть ответят. Когда я разворочу их жирные пузы, в которых булькает тухлое пиво и колбаса. Ну, все. Уходи. Иди к лодочнице в горпарк, я с ней дружу. Присмотри за ней. И еще у меня есть одно знакомое дерево, там на берегу, где тарзанка. Самый старый вяз. Передай ему от меня привет и навещай его иногда. Только не говори ему, что со мной было, он огорчится, а деревьям вредно грустить...»

Егор становится для Сони тем человеком, который может и хочет ее спасти от разочарований и жестокости мира: «ЕГОР. Ты не будешь стрелять из автомата. Потому что человек, который сочиняет стихи про траву и про небо, никогда не сможет стрелять.

СОНЯ. Это не мои стихи.

ЕГОР. Твои. Твои. Они на тебя похожи».

Он хочет увезти ее в Обожалово: «ЕГОР. Это не здесь. Это в деревне. Там дом моей прабабушки. Очень старый. Там есть барометр, предсказывающий вечную сушь, а на чердаке смешные давнишние веши и журналы. В Обожалово очень много собак, которых никто... Которые никуда не деваются, а просто живут, и их все кормят. Общие такие собаки. Они пестрые. Рыже-бело-черно-серо-пегие. Местная порода. Когда щенки рождаются, их даже в другие поселки забирают. Обожаловские пестрые щенки -- это ого-го, щенки важнецкие, не хухры-мухры... Когда я был маленький, я собирал вместе несколько щенков и дышал ими. Они очень вкусно пахли -- костром, теплом и просто какой-то смешной собачатиной...» По его мнению, это особенное место на земле, неиспорченное, незагрязненное: «… Трава чистая-чистая, можно ходить босиком и не пораниться. Лес -- Феофанова Роща, грибы, ягоды, ешь, сколько хочешь, и не отравишься никогда. Люди нормальные, спокойные, на огородах -- огурцы, а батюшка из местной церкви, Христофор Филиппыч, разъезжает на трофейном «Опеле» сорокового года. Там есть речка Пятка, и в ней можно купаться сколько угодно, и ничего не будет, ни ожогов, ни заразы, вот что такое Обожалово!

СОНЯ. Да... Обожалово... Обожалово -- это самое лучшее, что есть на свете.

ЕГОР. Нет. Самое лучшее, что есть на свете -- это ты.

СОНЯ. Я? Нет. Ты...»

Все персонажи «Рыжей пьесы» «переживают свою драму». Напряженные отношения между родителями Егора не оставляют мальчика безразличным. Конфликт между родителями подростка вызван недостатком внимания и непониманием со стороны супруга. «ЕГОР. Он никого не любит. Он только проекты свои любит. Конкурсы всякие, чтобы выигрывать. Выигрывать -- вот что он любит».

Мать, уверенная в любви мужа к худым девушкам, все свое время посвящает похудению и здоровому образу жизни. Женщина настолько увлечена этой идеей, что наличие у сына трех годовых двоек для нее ерунда. «ЕГОР. …Мам, вот папа в школу собрался. С Жанной нашей побеседовать. А то у меня три двойки годовых наклевываются...

МАМА. Погодите вы со всякой ерундой... Я должна срочно написать письмо Сай-Бабе».

Отец открыто выражает свое негативное отношение к новому образу жизни жены, к ее равнодушному отношению к нему, их семье и особенно их сыну. Свою грусть, разочарование и порой злость мужчина облекает в ироничную форму, стараясь добиться ответной реакции со стороны супруги: «ПАПА. Дорогая Катя! Я живу хорошо. Работаю по шестнадцать часов в сутки! А дома есть нечего! В ванной белье скисло! У парня в школе черт знает что... С комсомольским приветом, твой муж Егор Владимирович. (Уходит, сердито хлопнув дверью)».

Конфликт разрешается, когда в воображение папы Егора, архитектора, возникает волшебный дом: «ПАПА. А я дом сочинил. С винтовой лестницей. А крыша -- черепичная. Стены увьем виноградом, и летом они будут зеленые, а осенью -- красные. И в этот дом смогут приходить все. Особенно дети. Кому идти некуда, кто из дому сбежал, кому просто надо... А я буду сидеть в этом доме и ждать их. Я уже все точно знаю про этот дом. Я не еду в Америку. Я строю дом в Феофановой Роще. В Обожалово! В Обожалово!» Этот дом для всех в замечательном месте Обожалово становится «символом преодоления дисгармонии в мире человеческих отношений».

Несмотря на трагичность описываемых в «Рыжей пьесе» событий, финал дает читателю и зрителю надежду на удачное разрешение конфликта. «Драматическое напряжение у Драгунской снимается юмором, жизнеутверждающим пафосом и верой, что обязательно в трудный момент появится рядом кто-то, кто поддержит и скажет замечательные, добрые слова».

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   Загрузить   След >