Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Экономика arrow История предпринимательства в России

Купечество в период петровских преобразований и эпоху дворцовых переворотов (XVIII в.)

Первоначальное накопление капитала и необходимость петровских преобразований.

Важным составляющим в становлении и развитии предпринимательства является первоначальное накопление капитала, которое представляет собой весьма сложный процесс, включающий формирование рынков важнейших экономических ресурсов (рабочей силы и земли) и крупных денежных капиталов, достаточных для создания промышленных предприятий. Это необходимое условие формирования крупной промышленности.

Процесс первоначального накопления капитала в России имел своеобразные формы, что наложило существенный отпечаток на все последующее экономическое развитие страны. У России, как известно, не было таких традиционных для западных стран источников первоначального накопления капитала, как заморские колонии, работорговля, спекуляции на бирже, меньшую роль играла внешняя торговля, не происходило ничего подобного английскому огораживанию. К началу XVIII в. в торговле были сосредоточены относительно крупные капиталы, но тенденции их перехода в промышленность не прослеживалось. Насчитывалось порядка 30 мануфактур, в большинстве своем находившихся в собственности казны.

Следует отметить, что практически во всех странах Западной Европы независимо от уровня развития экономики переход торгового капитала в промышленность осуществлялся под влиянием государства. Вопрос заключается в степени этого влияния. В России первоначальное накопление капитала получило значительное развитие в ходе реформ Петра I и продолжалось по меньшей мере до начала промышленного переворота, то есть до 20-30-х гг. XIX в. Торговый частный капитал до Петра существовал, но капитал оставался инертным, и направить его в промышленность, тем более в условиях крепостного права, без внешнего импульса не представлялось возможным. Между тем внутренняя и внешняя политическая обстановка требовала создания промышленного производства для обеспечения экономической независимости страны и ее обороноспособности.

Таким образом, необходимость экономических реформ Петра I была вполне объективным и обусловленным ходом мирового экономического развития. Внешние признаки отставания свидетельствовали о низком уровне развития рыночных отношений, об их задержке на уровне простого рыночного обмена предметами потребления. По-прежнему не существовало рынков экономических ресурсов.

Стремясь вывести Россию в число ведущих европейских держав, Петр поставил определенные экономические цели, и, прежде всего, удовлетворение любой ценой новых потребностей государства. Итак, один из основных вопросов экономики «для кого?» решался однозначно - для государства. Вопрос «что производить?» тоже не вызывал затруднений: металл, обмундирование, пушки и пр. Самым сложным был вопрос «как производить?». Для создания крупных промышленных предприятий требовались новые экономические ресурсы: сырье, рабочая сила, специалисты, капиталы и т. д. Государство было вынуждено заменить управленческие кадры, ввести новую систему экономических стимулов и модифицировать сам механизм управления экономикой. Таким образом, целью петровских преобразований было реформировать экономическую систему: полностью перестроить промышленность, заменив все ее составные элементы, входные и выходные параметры, а также создав командно-административный механизм регулирования. При этом сохранялся главный тормоз экономики - крепостная система. В результате сформировалась командно-патриархальная система хозяйства.

Влияние реформ на торговлю и промышленность

В целом все финансовые мероприятия Петра I преследовали исключительно фискальные цели, в их основе не лежали новые принципы налоговой и бюджетной политики. Поэтому, хотя изменения были значительными, собственно реформами их назвать можно лишь условно. Уравнительность налогообложения не была достигнута, напротив, усилилась его неравномерность. Прямые налоги по-прежнему не платили служилое дворянство и духовенство, наиболее богатые слои общества. Средства казны тратились почти исключительно на военные цели и на содержание огромной армии чиновников.

Расширение экономических функций государства и усиление его роли в хозяйственной жизни страны были составной частью идеологической концепции Петра I, для реализации которой требовался пересмотр системы государственного управления.

Поначалу реформа государственного управления служила в первую очередь финансовым интересам. Ее непоследовательность и дискретность были связаны с поиском средств для нужд государства и, прежде всего, армии. Были четко определены звенья государственной власти, курирующие определенные сферы экономики, в частности крупную промышленность, торговлю и финансы. Вместе с тем наращивание бюрократического аппарата сопровождалось хищениями, коррупцией, хозяйственным беспорядком, что, естественно, приводило к чрезмерным затратам.

Особый интерес вызывает деятельность Петра I по развитию рыночных отношений и предпринимательства, которая, не являясь непосредственной целью петровских преобразований, стала косвенным результатом реформ и отразилась на состоянии торговли и промышленности.

Государственная политика в промышленности состояла в создании казенных предприятий. В промышленной политике петровского времени выделяются два этапа. На первом (до 1709-1710 гг.) основное внимание уделялось потребностям армии, поэтому развивались преимущественно металлургия и горное дело. Для этого периода характерно жесткое командное управление экономикой. На втором (1710-1725 гг.) - значительные успехи были достигнуты в гражданских отраслях. Были предприняты некоторые усилия в деле поощрения крупного частного бизнеса и мелкотоварного производства.

Казенные мануфактуры и заводы организовывались на стратегически важных направлениях, в основном связанных с обеспечением армии. Для создания крупных производств в компании (кумпанства) принудительно объединялись капиталы частных предпринимателей. Регулируя и направляя их деятельность, государство не только контролировало производство, но и предоставляло купцам привилегии: беспроцентные денежные ссуды, бесплатно или на льготных условиях передавало земли, леса и другие экономические ресурсы.

Во втором десятилетии XVIII в. получила распространение практика передачи казенных предприятий в частные руки. Такие производства работали, как правило, на государственный заказ, и правительство строго следило за качеством продукции и соблюдением технологии производства.

Сосредоточив основные усилия на крупном производстве, Петр I сделал попытку перестроить по западным образцам и ремесленное производство. В 1722 г. был издан указ о создании цеховой организации ремесла в России. Вводились обязательное деление ремесленников на мастеров, подмастерьев и учеников, ученичество, сдача экзамена и клеймление продукта мастером, который нес ответственность за качество изделий. По сравнению с западноевропейскими цехами производство было менее регламентировано. Попытку ввести в России уже устаревшую к тому времени европейскую цеховую организацию ремесла обычно связывают с увлеченностью западными порядками. Но, кроме того, ремесло рассматривалось Петром как важный подготовительный этап для перехода к крупной промышленности. С этих позиций введение цеховой организации было своего рода школой подготовки кадров.

Что касается правового положения предпринимательского слоя, то все податное население городов было поделено на две основные категории: регулярные граждане, к которым в соответствии с имущественным цензом и профессиональной принадлежностью относились купцы, и нерегулярные граждане, то есть работающие по найму и чернорабочие. В купечество могли записываться все сословия, даже дворяне (кроме военных). Все «регулярные граждане», то есть все городское состоятельное население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и «подлых» людей, делились на две гильдии. К первой гильдии относились банкиры, знатные купцы, имеющие значительные отъезжие торги или продающие товары в рядах, городские доктора, аптекари, шкипера купеческих кораблей, ювелиры, живописцы и иконописцы; ко второй - все торговцы мелочным товаром, а также ремесленники. Тем самым государство взяло курс на поощрение зажиточной верхушки и расширило ее, отказавшись от замкнутых высших разрядов: деления на гостей и сотни. Было преодолено несоответствие привилегированного положения гостей их имущественному состоянию. Произошла переоценка и перераспределение льгот и привилегий, прежде всего, прав на приобретение важнейших экономических ресурсов - земли и рабочей силы, между социальными слоями.

Был создан принципиально новый тип промышленных предприятий - посессионные мануфактуры. Посессионные мануфактуры решили проблему рабочей силы для промышленных предприятий в условиях крепостного права путем приписки крепостных крестьян к заводам и мануфактурам. Появление посессионных предприятий привело к строгой государственной регламентации мануфактур: правительство взяло под свой контроль и эту сторону процесса первоначального накопления капитала. Мануфактурами ведали приказы, а впоследствии специально созданные Берг-коллегия (1719 г.) и Мануфактур-коллегия (1722 г.).

Эволюция протекционизма в сторону максимального государственного регулирования

Жесткая фискальная политика требовала усиления позиций государства и в сфере торговли. Прежде всего, были введены казенные монополии как во внешней, так и во внутренней торговле. Круг объектов государственной монополии постоянно расширялся. На первом этапе к ним были отнесены соль, деготь, сало, поташ, смола, икра, собольи меха, юфть и др. Введение монополий преследовало исключительно фискальные цели: бюджет пополнялся благодаря передаче права торговли на откуп частным лицам. Ограничение свободной торговли сдерживало развитие предпринимательства, но способствовало накоплению капитала в руках откупщиков-монополистов, в числе которых были многие государственные деятели и их приближенные.

Внешнеэкономическая политика при Петре, основанная на теории раннего меркантилизма, сводилась к установлению высоких тарифов в интересах фиска. По мере создания промышленности и ее сырьевой базы усиливались и меркантилистские тенденции. Государство стало придерживаться политики. Политика протекционизма, на наш взгляд, была вполне оправданна в период зарождения русской промышленности, имевшей весьма ограниченный рынок сбыта и неспособной на том этапе конкурировать с развитой западной. Однако действенность принятых мер была невелика: процветала контрабанда, кроме того, при ввозе систематически занижалась цена.

В целях активизации внешней торговли и создания условий для ее контроля государство стимулирует образование русских торговых компаний. В 1699 г. был издан Указ о торговых компаниях. Эти компании не ограничивались торговлей, а активно включались в производственную деятельность. При этом обращает на себя внимание, что стимулирование торгово-промышленной деятельности имело форму монопольных привилегий для владельцев компаний, а также что последние в большинстве своем представлены видными политическими деятелями и их приближенными.

Таким образом: 1) хозяйственные реформы Петра I, несмотря на их значительность, не привели к созданию развитого рынка в России, хотя способствовали накоплению крупных капиталов в руках отдельных лиц; основная часть населения продолжала жить в условиях натурального или преимущественно натурального хозяйства, производя основные предметы потребления в рамках семьи; местные рынки развивались медленно и в основном благодаря кустарным промыслам; 2) крупная промышленность была создана административно-командными методами, в нее же была отвлечена значительная часть предприимчивого населения; хотя только 43% крупных предприятий были созданы на бюджетные средства, строгая регламентация производства сдерживала частную инициативу; 3) создание большого числа мануфактур и заводов породило спрос на сырье, рабочую силу, что дало толчок к развитию рыночных отношений. Однако рынок рабочей силы не мог быть создан в условиях крепостного права, нерыночными методами решалась проблема обеспечения сырьем, а продукции мануфактур лишь в незначительной степени поступала в рыночный оборот, так как в основном предназначалась для удовлетворения потребностей государства, производилась под его опекой и на его условиях; 4) формирование рынка капитала тоже было затруднено, так как при отсутствии свободы предпринимательства формировалась монополистическая структура в промышленности.

Господство монополистической системы в эпоху дворцовых переворотов

В этот период свободная конкуренция частных капиталов была невозможна, поскольку в экономике были широко распространены привилегии и, следовательно, монополии лиц, приближенных к трону. В послепетровский период усилились злоупотребления в сфере экономики со стороны членов правительства и их приближенных.

Однако уже к концу царствования Елизаветы Петровны правительство стало осознавать пагубность монополий и неисчислимый вред хищений и злоупотреблений высших государственных чиновников и фаворитов. Петр III указом 1762 г. начал борьбу с монополиями.

Императрица Екатерина Великая любила повторять: «Торговля - мое дитя». Следуя этому девизу, она с первых лет своего правления постепенно расширяла свободы предпринимательства. На первых порах был принят ряд частных актов в русле политики ликвидации монополий, начатой Петром III. В 1763 г. указом была уничтожена привилегия Федорова и товарищей на исключительное производство сусального золота и серебра, а также бумажных и полотняных обоев. В 1764 г. было подтверждено разрешение заводить фабрики всем без исключения. В 1767 г. Екатерина II высказалась против казенных монополий. Существенные изменения произошли в 1775-1785 гг. в ходе городских реформ. Указом 1775 г. разрешалось «всем и каждому» заводить производство.

Ликвидация системы промышленных привилегий и строгой государственной регламентации производства побудила Екатерину упразднить Мануфактур-коллегию, что и было сделано в 1779 г. В то же время провозглашенная свобода предпринимательства была относительной, так как сохранялись существенные ограничения, важнейшим из которых было отсутствие свободных рынков рабочей силы и земли. В то же время екатерининские городские реформы в значительной мере стимулировали процесс первоначального накопления капитала, создав определенные условия для свободной предпринимательской деятельности. Несмотря на свою незаконченность, они дали сильный импульс развитию промышленности и торговли. Не случайно большинство виднейших предпринимательских династий были основаны именно в рассматриваемый период.

Прежде всего, был отменен фискальный подход к торгово-промышленному населению. Налогообложение, безусловно, сохранилось, но стало фактором, стимулирующим накопление капитала. В указе от 25 мая 1775 г. купцам было предложено предоставить «добровольное показание на совесть каждому» о сумме имеющегося капитала. Речь шла об отказе от действовавшего со времен Петра I деления по роду деятельности и переходу к имущественному принципу. Зачисление в гильдии производилось в зависимости от размера объявленного самим купцом капитала: для 3-й гильдии минимум составлял 500 руб.; для 2-й гильдии - 1 тыс. руб.; для 1-й гильдии - 10 тыс. руб. Имущественный ценз впоследствии неоднократно повышался.

Правительство осознавало, что столь высокий имущественный ценз должен быть подкреплен соответствующими преимуществами как одной гильдии перед другой, так и всего купечества в целом. Это нашло отражение в «Плане о выгодах и должностях купечества и мещанства» и в «Грамоте русским городам». Главной привилегией купечества становилась монополия торговли. Кроме того, записавшиеся в купечество получали освобождение от тяжелой рекрутской службы при условии уплаты 360 руб. (с 1785 г. - 500 руб.), а купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесного наказания. Принадлежность к той или иной гильдии давала право на определенную сферу деятельности, что стимулировало накопление капитала, которое превращалось в условие расширения свободы предпринимательства. Купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю и внутреннюю торговлю и иметь фабрики, заводы, морские и речные суда; купцы 2-й гильдии имели право на внутреннюю оптовую и розничную торговлю, могли иметь речные суда; 3-й гильдии разрешалась мелочная торговля в рамках города и уезда. Существовали и особые знаки социального статуса. Так, например, купцам 1-й гильдии разрешалось ездить по городу в карете парой, а купцам 2-й гильдии - в коляске парой.

Городские реформы Екатерины II и расширение социальной базы предпринимательства

Реформы Екатерины II также значительно расширили социальную базу предпринимательства, позволив даже в условиях крепостного права активным людям с выгодой заниматься экономической деятельностью. Не случайно родоначальники многих «новых» (первой волны) предпринимательских династий начинали свою деятельность в конце XVIII в., даже находясь в крепостной зависимости (С.В. Морозов, П.И. Губонин, В.И. Прохоров и др.).

В то же самое время ликвидация особых привилегий привела к сокращению числа гостей. Если в 1705 г. к этой категории купечества относились 27 фамилий, то в 1713 г. только 15, а к середине XVIII в. их осталось лишь 5: Исаевы, Филатьевы, Чирьевы, Шустовы и Нестеровы. Происхождение капиталов и звание гостей были связаны с государственной службой.

Среди причин упадка гостиных родов много общих: во-первых, сказывалась сильная зависимость от государства и правительственных привилегий. В определенный период государственные должности способствовали накоплению капиталов за счет многочисленных налоговых льгот, благодаря разрешениям на покупку земли и рабочей силы. Однако изменение государственной политики могло оказаться для них роковым. Во-вторых, сказалась замкнутость гостиного сословия, препятствовавшая его нормальному воспроизводству, то есть действовал и биологический фактор.

Видимо, ввиду большей исходной численности устойчивее оказалась гостиная сотня. В 1713-1717 гг. в Москве, например, насчитывалось более 100 фамилий представителей этой группы. Тем не менее, к концу XVIII в. сохранилась лишь 31 фамилия. Часть перешла на государственную службу, некоторые вышли в дворянство, часть пресеклась со смертью последнего представителя по мужской линии (биологический фактор), часть не смогла подтвердить свой имущественный ценз и либо убыла в рекруты, либо перешла в 3-ю гильдию, то есть разорилась

Закат старых предпринимательских династий подтвердил необходимость екатерининских городских реформ и пополнения купечества свежими силами. Купцами становились «капиталистые» крестьяне, провинциальное купечество, выходцы из мещанской и разночинной среды.

Последняя треть XVIII в. характеризовалась мощным переливом торгового капитала в промышленность. Состав представителей промышленного капитала конца XVIII - начала XIX вв. весьма разнообразен. Как мы видели ранее, здесь находится место и государству, и аристократии, и купцам, и «капиталистым» крестьянам, и иностранцам. Причем государственная собственность временами приватизировалась, а временами возвращалась в казну.

В целом XVIII век стал весьма важным этапом первоначального накопления капитала, что, безусловно, напрямую связано с городскими реформами и торговой политикой Екатерины Великой. Структура предпринимательского слоя стала более разнообразной. В то же время значительное число дворян среди фабрикантов и заводчиков объяснялось не столько предпринимательской активностью благородного сословия, сколько значительными государственными привилегиями. Промышленная деятельность иностранных коммерсантов была положительным фактором экономического развития, способствуя распространению элементов европейской культуры производства. Многие из этих специалистов впоследствии стали гордостью русской промышленности. Выявилась активная тенденция формирования «крестьянских» промышленных капиталов, с которыми в последующий период было связано начало промышленной революции.

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее