Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 

Конфликт интересов в деятельности андеррайтера

В процессе андеррайтинга важными являются два момента:

избежание конфликта интересов;

недопустимость манипулирования ценами.

Конфликт интересов возникает прежде всего при реализации выкупленного выпуска. Инвестиционный банк заинтересован продать этот выпуск как можно быстрее. Он старается убедить, а подчас просто оказывает давление на клиента, желая как можно быстрее реализовать свою прибыль.

Инвестиционный банк имеет достаточно весомые мотивы для манипулирования ценами. Он заинтересован реализовать ценные бумаги, выкупленные у эмитента, по наиболее высокой цене, соответственно главная его цель - повысить цену вторичного рынка, создать видимость роста цен и торговой активности, чтобы затем продать выпуск как можно дороже.

Для предотвращения подобных действий органы, регулирующие рынок ценных бумаг, обязаны отслеживать поведение участников рынка и пресекать попытки манипулирования. Безусловно, это должно основываться на действующем законодательстве в области манипулирования.

В настоящее время в США введены жесткие требования к аналитическим отделам инвестиционных банков, в частности, запрещено финансирование аналитической деятельности из доходов, полученных за предоставление инвестиционных банковских услуг. В Европе появились инвестиционные банки, которые заказывают аналитические исследования у других компаний.

В России меры по предотвращению конфликта интересов и манипулированию ценами описаны в ФЗ № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг», а также в постановлениях, регулирующих брокерскую и дилерскую деятельность.

До недавнего времени определение манипулирования ценами в российском законодательстве отсутствовало, отмечалось только, что профессиональный участник рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами и понуждать к покупке или к продаже ценных бумаг путем предоставления искаженной информации.

Изменения, принятые к ФЗ «О рынке ценных бумаг», определили само понятие манипулирования и выделили конкретные сделки, которые к нему относятся, а также санкции, которые может применить федеральная служба по финансовым рынкам по результатам проверки.

В настоящее время под манипулированием понимают действия, совершаемые для создания видимости изменения уровня цен или торговой активности, которые имеют целью побудить инвесторов покупать или продавать публично размещаемые или обращаемые ценные бумаги.

К конкретным фактам манипулирования в российском законодательстве отнесены, например, следующие:

распространение ложной или недостоверной информации;

совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец ценных бумаг;

одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отличие от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

соглашение двух или нескольких участников торгов и их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен.

Это не все признаки, определяющие манипулирование ценами.

Если обратиться к международной практике регулирования вопросов манипулирования, в частности к практике США, то необходимо отметить, что законодательство США не содержит общего определения понятия манипулирования ценами, как не содержит и определения ценных бумаг, зато содержит достаточно значительный перечень конкретных фактов, которые являются манипулированием. Вот лишь некоторые из них:

сделки, создающие искусственное впечатление торговой активности, а также совершающиеся с целью изменения уровня цен;

выставление котировок по ценным бумагам в отсутствие текущей общедоступной информации об этих ценных бумагах и об их эмитенте;

манипулирование ограниченным количеством ценных бумаг на рынке с помощью коротких продаж;

внеочередное объявление о выплате дивидендов, о дроблении акций, о консолидации, о выпуске прав или о подписке на акции, сделанное не в соответствии с биржевыми правилами;

введение в заблуждение относительно существенных обстоятельств и бездействие, а также мошеннические действия в связи с приобретением и продажей ценных бумаг;

приобретение ценных бумаг в период размещения лицами, заинтересованными в результате размещения, и использование манипулятивных и обманных схем при размещении ценных бумаг.

и др.

Таким образом, несмотря на отсутствие общего определения, перечень конкретных случаев является достаточно широким (шире, чем в российском законодательстве).

В США и Великобритании существует такой разрешенный вид манипулирования ценами, как стабилизация, при которой организатору и андеррайтеру разрешается поддерживать или стабилизировать цену вторичного рынка в течение ограниченного периода времени после начала публичного предложения на первичном рынке путем выставления заявок на покупку и продажу ценных бумаг по определенной цене. Стабилизация допустима только в случае, если андеррайтером приняты твердые обязательства по размещению ценных бумаг по фиксированной цене. Стабилизацией может заниматься только организатор в интересах участников эмиссионного синдиката при соблюдении определенных условий, в частности, заранее раскрывается информация о количестве ценных бумаг, используемых для стабилизации, а также сам факт того, что курс данной ценной бумаги поддерживается на данном уровне искусственно.

В России пока такие действия не получили отдельного регулирования, однако на практике вывод ценных бумаг на вторичный рынок после размещения на первичном рынке и государственной регистрации отчета об итогах выпуска, как правило, сопровождается поддержанием курса ценной бумаги со стороны членов синдиката. Особенно в том случае, если они купили в свои портфели значительный объем бумаг.

В процессе андеррайтинга у организатора выпуска возникает конфликт интересов как при взаимодействии с эмитентом, так и при реализации ценных бумаг инвесторам.

В России профессиональный участник ценных бумаг - обладатель лицензии на осуществление брокерской деятельности - должен иметь утвержденный перечень мер, направленный на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Отдельным постановлением определяется сам термин конфликт интересов, как противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и клиента профучастника, в результате чего действие или бездействие профучастника причиняют убытки клиенту или несут иные неблагоприятные для него последствия. Должен соблюдаться приоритет интересов клиента над собственными интересами профучастника.

Применительно к андеррайтингу данный принцип осуществляется следующим образом. Во-первых, организатор (андеррайтер) должен обеспечить своему клиенту размещение ценных бумаг по наилучшей для него цене в данной рыночной ситуации, приложив для этого все усилия. Необходимо исключить ситуацию, когда андеррайтер дает твердые обязательства по размещению всего объема по фиксированной цене, в то время когда знает, что на вторичном рынке ему удастся реализовать выпуск со значительной премией, т.е. запрет сильного занижения цены размещения.

Также конфликт интересов возникает при реализации выпуска среди клиентов организатора. В данном случае организатор заинтересован продать весь выпуск по наилучшей цене и, соответственно, склонен преподнести информацию об эмитенте в наиболее выгодном свете, что зачастую вводит инвесторов в заблуждение относительно реальных рисков инвестирования, а также способствует покупке бумаг низкого инвестиционного качества по завышенным ценам.

В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы находятся в стадии рассмотрения.

андеррайтинг эмитент цена

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы