Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrow Страховое дело arrow Понятие андеррайтинга

Конфликт интересов в деятельности андеррайтера

В процессе андеррайтинга важными являются два момента:

избежание конфликта интересов;

недопустимость манипулирования ценами.

Конфликт интересов возникает прежде всего при реализации выкупленного выпуска. Инвестиционный банк заинтересован продать этот выпуск как можно быстрее. Он старается убедить, а подчас просто оказывает давление на клиента, желая как можно быстрее реализовать свою прибыль.

Инвестиционный банк имеет достаточно весомые мотивы для манипулирования ценами. Он заинтересован реализовать ценные бумаги, выкупленные у эмитента, по наиболее высокой цене, соответственно главная его цель - повысить цену вторичного рынка, создать видимость роста цен и торговой активности, чтобы затем продать выпуск как можно дороже.

Для предотвращения подобных действий органы, регулирующие рынок ценных бумаг, обязаны отслеживать поведение участников рынка и пресекать попытки манипулирования. Безусловно, это должно основываться на действующем законодательстве в области манипулирования.

В настоящее время в США введены жесткие требования к аналитическим отделам инвестиционных банков, в частности, запрещено финансирование аналитической деятельности из доходов, полученных за предоставление инвестиционных банковских услуг. В Европе появились инвестиционные банки, которые заказывают аналитические исследования у других компаний.

В России меры по предотвращению конфликта интересов и манипулированию ценами описаны в ФЗ № 39-ФЗ от 22.04.1996 г. «О рынке ценных бумаг», а также в постановлениях, регулирующих брокерскую и дилерскую деятельность.

До недавнего времени определение манипулирования ценами в российском законодательстве отсутствовало, отмечалось только, что профессиональный участник рынка ценных бумаг не вправе манипулировать ценами и понуждать к покупке или к продаже ценных бумаг путем предоставления искаженной информации.

Изменения, принятые к ФЗ «О рынке ценных бумаг», определили само понятие манипулирования и выделили конкретные сделки, которые к нему относятся, а также санкции, которые может применить федеральная служба по финансовым рынкам по результатам проверки.

В настоящее время под манипулированием понимают действия, совершаемые для создания видимости изменения уровня цен или торговой активности, которые имеют целью побудить инвесторов покупать или продавать публично размещаемые или обращаемые ценные бумаги.

К конкретным фактам манипулирования в российском законодательстве отнесены, например, следующие:

распространение ложной или недостоверной информации;

совершение сделок с ценными бумагами, в результате которых не меняется владелец ценных бумаг;

одновременное выставление поручений на покупку и продажу ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отличие от текущих рыночных цен по аналогичным сделкам;

соглашение двух или нескольких участников торгов и их представителей о покупке (продаже) ценных бумаг по ценам, имеющим существенное отклонение от текущих рыночных цен.

Это не все признаки, определяющие манипулирование ценами.

Если обратиться к международной практике регулирования вопросов манипулирования, в частности к практике США, то необходимо отметить, что законодательство США не содержит общего определения понятия манипулирования ценами, как не содержит и определения ценных бумаг, зато содержит достаточно значительный перечень конкретных фактов, которые являются манипулированием. Вот лишь некоторые из них:

сделки, создающие искусственное впечатление торговой активности, а также совершающиеся с целью изменения уровня цен;

выставление котировок по ценным бумагам в отсутствие текущей общедоступной информации об этих ценных бумагах и об их эмитенте;

манипулирование ограниченным количеством ценных бумаг на рынке с помощью коротких продаж;

внеочередное объявление о выплате дивидендов, о дроблении акций, о консолидации, о выпуске прав или о подписке на акции, сделанное не в соответствии с биржевыми правилами;

введение в заблуждение относительно существенных обстоятельств и бездействие, а также мошеннические действия в связи с приобретением и продажей ценных бумаг;

приобретение ценных бумаг в период размещения лицами, заинтересованными в результате размещения, и использование манипулятивных и обманных схем при размещении ценных бумаг.

и др.

Таким образом, несмотря на отсутствие общего определения, перечень конкретных случаев является достаточно широким (шире, чем в российском законодательстве).

В США и Великобритании существует такой разрешенный вид манипулирования ценами, как стабилизация, при которой организатору и андеррайтеру разрешается поддерживать или стабилизировать цену вторичного рынка в течение ограниченного периода времени после начала публичного предложения на первичном рынке путем выставления заявок на покупку и продажу ценных бумаг по определенной цене. Стабилизация допустима только в случае, если андеррайтером приняты твердые обязательства по размещению ценных бумаг по фиксированной цене. Стабилизацией может заниматься только организатор в интересах участников эмиссионного синдиката при соблюдении определенных условий, в частности, заранее раскрывается информация о количестве ценных бумаг, используемых для стабилизации, а также сам факт того, что курс данной ценной бумаги поддерживается на данном уровне искусственно.

В России пока такие действия не получили отдельного регулирования, однако на практике вывод ценных бумаг на вторичный рынок после размещения на первичном рынке и государственной регистрации отчета об итогах выпуска, как правило, сопровождается поддержанием курса ценной бумаги со стороны членов синдиката. Особенно в том случае, если они купили в свои портфели значительный объем бумаг.

В процессе андеррайтинга у организатора выпуска возникает конфликт интересов как при взаимодействии с эмитентом, так и при реализации ценных бумаг инвесторам.

В России профессиональный участник ценных бумаг - обладатель лицензии на осуществление брокерской деятельности - должен иметь утвержденный перечень мер, направленный на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Отдельным постановлением определяется сам термин конфликт интересов, как противоречие между имущественными и иными интересами профессионального участника рынка ценных бумаг и клиента профучастника, в результате чего действие или бездействие профучастника причиняют убытки клиенту или несут иные неблагоприятные для него последствия. Должен соблюдаться приоритет интересов клиента над собственными интересами профучастника.

Применительно к андеррайтингу данный принцип осуществляется следующим образом. Во-первых, организатор (андеррайтер) должен обеспечить своему клиенту размещение ценных бумаг по наилучшей для него цене в данной рыночной ситуации, приложив для этого все усилия. Необходимо исключить ситуацию, когда андеррайтер дает твердые обязательства по размещению всего объема по фиксированной цене, в то время когда знает, что на вторичном рынке ему удастся реализовать выпуск со значительной премией, т.е. запрет сильного занижения цены размещения.

Также конфликт интересов возникает при реализации выпуска среди клиентов организатора. В данном случае организатор заинтересован продать весь выпуск по наилучшей цене и, соответственно, склонен преподнести информацию об эмитенте в наиболее выгодном свете, что зачастую вводит инвесторов в заблуждение относительно реальных рисков инвестирования, а также способствует покупке бумаг низкого инвестиционного качества по завышенным ценам.

В настоящее время в российском законодательстве данные вопросы находятся в стадии рассмотрения.

андеррайтинг эмитент цена

 
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter
< Предыдущая   СОДЕРЖАНИЕ   Следующая >
 
Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее